Последние темы
» Вити больше нет!автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:54
» Собираем оригинальный Орион 128
автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:47
» Проблема плющеного экрана ОРИОНА
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:05
» Орион 128 и его клоны возрождение 2019-2022 год
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:03
» Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:02
» Новости форума
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 11:52
» Орион-128 НГМД запуск 2021 года
автор matrixplus Сб Сен 10 2022, 17:36
» ПЗУ F800 для РК86
автор ведущий_специалист Сб Сен 10 2022, 10:37
» Микропроцессорная лаборатория "Микролаб К580ИК80", УМК-80, УМПК-80 и др.
автор Электротехник Вт Июл 26 2022, 19:33
» Орион-128 SD карта в Орионе
автор matrixplus Чт Июн 02 2022, 09:00
» 7 Мая. День Радио!
автор Viktor2312 Чт Май 12 2022, 10:58
» Серия: Массовая радио библиотека. МРБ
автор Viktor2312 Ср Май 11 2022, 12:17
» Полезные книги
автор Viktor2312 Пн Май 09 2022, 15:07
» Орион 128 Стандарты портов и системной шины Х2
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 23:08
» Орион-128 и Орион ПРО еще раз про блоки питания
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:09
» Орион-128 Программаторы
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:02
» Орион ПРО история сборки 2021 до 2022
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 18:47
» Анонсы монет (New coin).
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 23:11
» Хочу свой усилок для квартиры собрать не спеша
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 19:33
» Амфитон 25у-002С
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 09:38
» Майнер: T-Rex
автор Viktor2312 Вс Май 01 2022, 09:12
» GoWin. Изучение документации. SUG100-2.6E_Gowin Software User Guide. Среда разработки EDA.
автор Viktor2312 Пн Апр 25 2022, 01:01
» GoWin. Изучение документации. UG286-1.9.1E Gowin Clock User Guide.
автор Viktor2312 Сб Апр 23 2022, 18:22
» GoWin. Documentation Database. Device. GW2A.
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 14:08
» GOWIN AEC IP
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 12:08
Самые активные пользователи за месяц
Нет пользователей |
Поиск
Флейм только по теме "Радио-86РК".
Страница 10 из 16 • Поделиться
Страница 10 из 16 • 1 ... 6 ... 9, 10, 11 ... 16
.
226
Без предоставления кодов прошивки, столь простой ППЗУ на 32 байта, дальше сложно ... Общаться, при условии полного молчания в остальных темах, при задании реальных вопросов...
Viktor2312- RIP
- Сообщения : 15492
Дата регистрации : 2012-08-10
Возраст : 45
Откуда : Пятигорск
.
227
Вот интересный вопрос. Как на экране с цветовым адаптером выводятся символы, если атрибуты вообще не использованы. Тогда цвет символов получается такой же чёрный, как и фон (ибо все три пушки R,G и B неактивны). В итоге цветов получается не 8, а только 7, т.к цвет 000 приводит просто к гашению знакомест.
Потому думаю, что Акименко надо было дорабатывать схему Толкалина не для мигания (а больше он вроде ничего не добавил), а чтобы ввести совместимость с бесцветными программами. Для этого достаточно как-то сделать так, чтобы цвет 000 был не чёрным, а белым, а цвет 111 наоборот чёрным. Естественно проще всего это делается кодопреобразователем. А если ставится кодопреобразователь, то естественно он позволит задавать не только цвет букв, но и цвет фона.
Для цветного монитора не обязательно гасить RGB на время бордюра и КСИ / ССИ. А вот для моно-дисплея, где ССИ, КСИ, гашение и видео идут по одному общему каналу, требуется гасить RGB на время бордюра. Сделать гашение аппаратно не получится, т.к в схеме РК сигнал BORDER (гашение) имеющийся во всех остальных советских и иностранных 8-ми разрядках, в РК86 отсутствует, как класс. Потому в конце каждой строки в которой есть цвет должен всегда стоять атрибут выключающий все цвета.
Таким образом кодопреобразователь на РЕ3 (РТ5) не только увеличивает число цветов при трёх битах на цвет с 8 до 9 (8 цветов + чёрный), но и позволяет при тех же 4-х атрибутных битах поиметь аж 16 цветов (т.к теперь не нужно тратить бит RVV на реверс), причём позволяет задавать цвет не только для цвета букв, но и для фона.
В вышеприведённой схеме сигнал Video (с выхода 155 ИР13) заведён на адрес А0 кодопреобразователя. Что означает, что нечётные адреса содержат байты задающие цвет символа, а чётные - цвет фона для каждого из 16-ти логических цветов подаваемых на входы A1...A4 кодопреобразователя.
Например, лог.цвет 0000 может давать в знакоместе жёлтые буквы на синем фоне (что удобно для нортона), а цвет 0001 - синие буквы на жёлтом фоне (т.е инверсия лог.цвета 0000, что нужно в нортоне, чтобы выводить балку подсветки инверсией). Что для понимания схемы даст знание того, что логический цвет 0000 кодирует в знакоместе жёлтые буквы на синем фоне? Кстати, жёлтый цвет сформированный из основных цветов получается при RGB=110, а синий при RGB=001.
Составить табличку прошивки РЕ3 по вкусу на желаемые цвета, это что для кого-то проблема? Из используемого на PC 24-х битового кода цвета 8-ми битовый цвет получается просто взятием трёх старших битов из R и G компонент и двух старших битов из B компоненты. Так жёлтый цвет в коде с весами 3-3-2 это 11111100B= 0FCH. Кстати, для системных текстовых программ и для игр желательны разные цветокодировки.
- - - Добавлено - - -
Так и не ясно, есть ли в схеме апп.прерывания. Ибо не нашёл на печ.платке резисторов привязки шины данных на +5В (что якобы требуется, чтобы с шины читался код RST 38H). И произведён ли тест этой схемы прерываний (я сам её на КР580 не тестировал, а лишь тупо заимствовал у Вектора-06Ц). Надо проверить в реале, ведь РК особый компьютер, возможно, что вылезут какие-то нюансы. И ещё мне не понятно есть или отсутствует последовательная ёмкость с кварцем в схеме зад.генератора на 580ГФ24. Высокочастотные кварцы плохо заводятся (точнее не на той частоте), если с ними последовательно не стоит мизерная ёмкость 3...5 пф.
Потому думаю, что Акименко надо было дорабатывать схему Толкалина не для мигания (а больше он вроде ничего не добавил), а чтобы ввести совместимость с бесцветными программами. Для этого достаточно как-то сделать так, чтобы цвет 000 был не чёрным, а белым, а цвет 111 наоборот чёрным. Естественно проще всего это делается кодопреобразователем. А если ставится кодопреобразователь, то естественно он позволит задавать не только цвет букв, но и цвет фона.
Для цветного монитора не обязательно гасить RGB на время бордюра и КСИ / ССИ. А вот для моно-дисплея, где ССИ, КСИ, гашение и видео идут по одному общему каналу, требуется гасить RGB на время бордюра. Сделать гашение аппаратно не получится, т.к в схеме РК сигнал BORDER (гашение) имеющийся во всех остальных советских и иностранных 8-ми разрядках, в РК86 отсутствует, как класс. Потому в конце каждой строки в которой есть цвет должен всегда стоять атрибут выключающий все цвета.
Таким образом кодопреобразователь на РЕ3 (РТ5) не только увеличивает число цветов при трёх битах на цвет с 8 до 9 (8 цветов + чёрный), но и позволяет при тех же 4-х атрибутных битах поиметь аж 16 цветов (т.к теперь не нужно тратить бит RVV на реверс), причём позволяет задавать цвет не только для цвета букв, но и для фона.
В вышеприведённой схеме сигнал Video (с выхода 155 ИР13) заведён на адрес А0 кодопреобразователя. Что означает, что нечётные адреса содержат байты задающие цвет символа, а чётные - цвет фона для каждого из 16-ти логических цветов подаваемых на входы A1...A4 кодопреобразователя.
Это или глупость или троллинг. Ибо для понимания принципа формирования цветов вовсе не требуется знание соответствия конкретному логическому цвету физических цветов букв и фона. Для понимания логики работы кодопреобразователя цветов достаточно лишь знать, что каждому логическому цвету (из 16-ти) соответствует свой физический цвет единичных экранных битов и свой физический цвет нулевых битов (и это соответствие аппаратно зашито в 155 РЕ3).Viktor2312 пишет:Без предоставления кодов прошивки... ППЗУ... сложно
Например, лог.цвет 0000 может давать в знакоместе жёлтые буквы на синем фоне (что удобно для нортона), а цвет 0001 - синие буквы на жёлтом фоне (т.е инверсия лог.цвета 0000, что нужно в нортоне, чтобы выводить балку подсветки инверсией). Что для понимания схемы даст знание того, что логический цвет 0000 кодирует в знакоместе жёлтые буквы на синем фоне? Кстати, жёлтый цвет сформированный из основных цветов получается при RGB=110, а синий при RGB=001.
Составить табличку прошивки РЕ3 по вкусу на желаемые цвета, это что для кого-то проблема? Из используемого на PC 24-х битового кода цвета 8-ми битовый цвет получается просто взятием трёх старших битов из R и G компонент и двух старших битов из B компоненты. Так жёлтый цвет в коде с весами 3-3-2 это 11111100B= 0FCH. Кстати, для системных текстовых программ и для игр желательны разные цветокодировки.
- - - Добавлено - - -
Так и не ясно, есть ли в схеме апп.прерывания. Ибо не нашёл на печ.платке резисторов привязки шины данных на +5В (что якобы требуется, чтобы с шины читался код RST 38H). И произведён ли тест этой схемы прерываний (я сам её на КР580 не тестировал, а лишь тупо заимствовал у Вектора-06Ц). Надо проверить в реале, ведь РК особый компьютер, возможно, что вылезут какие-то нюансы. И ещё мне не понятно есть или отсутствует последовательная ёмкость с кварцем в схеме зад.генератора на 580ГФ24. Высокочастотные кварцы плохо заводятся (точнее не на той частоте), если с ними последовательно не стоит мизерная ёмкость 3...5 пф.
Последний раз редактировалось: barsik (Чт Янв 28 2021, 18:43), всего редактировалось 2 раз(а) (Обоснование : печатки и исправил слово Корвет на Вектор)
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".
228
Прерывание не ставил в схему, потому как не понимаю как в вм80 работают прерывания. Вчера мудрил с цветами, бред пока что. Пока на вг75 на атрибутах нули - экран пуст. Записи любого цвета дают точный цвет, инверсия тоже вся работает как нужно (ну ориентируясь толкалинской цветовой таблицы). код 8D дает на атрибуты 3 единицы и мы видим белый цвет (белые буквы на черном фоне).
Вопрос.... как сделать чтобы при всех нулях мы также выводили белый цвет? Вот с полтычка как то у меня не вяжется. Привожу схему. Лучше сделать не могу.
Вы меня хоть убейте, но черные символы на фоне цвета абсолютно неприменяемы. С этим нужно что то делать. И кстати я даже понял Ваш замысел магии с ре3. Я катастрофически не хотел бы применять в схеме всяческие ре3-рт5 , это оттолкнет многих любителей повторить данный прекрасный проект. Но ведь Вы сами не понимаете, уважаемый коллега, как поднимется уровень графики при 16 цветах, даже собрать полноценную аля нортон оболочку с желтыми буквами (белыми) на голубом фоне. Я не говорю про фон в играх... и это будет не черный идиотский фон.
Да, и можно ли посмотреть схему прерываний вектора, потому как надо хотя бы глянуть что это и с чем это едят (я про прерывания)?
Вопрос.... как сделать чтобы при всех нулях мы также выводили белый цвет? Вот с полтычка как то у меня не вяжется. Привожу схему. Лучше сделать не могу.
Вы меня хоть убейте, но черные символы на фоне цвета абсолютно неприменяемы. С этим нужно что то делать. И кстати я даже понял Ваш замысел магии с ре3. Я катастрофически не хотел бы применять в схеме всяческие ре3-рт5 , это оттолкнет многих любителей повторить данный прекрасный проект. Но ведь Вы сами не понимаете, уважаемый коллега, как поднимется уровень графики при 16 цветах, даже собрать полноценную аля нортон оболочку с желтыми буквами (белыми) на голубом фоне. Я не говорю про фон в играх... и это будет не черный идиотский фон.
Да, и можно ли посмотреть схему прерываний вектора, потому как надо хотя бы глянуть что это и с чем это едят (я про прерывания)?
Последний раз редактировалось: ведущий_специалист (Чт Янв 28 2021, 19:26), всего редактировалось 2 раз(а) (Обоснование : добавил про прерывания вектора)
ведущий_специалист- Мастер+
- Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург
Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".
229
https://ruecm.forum2x2.ru/t1208-topic#16064
тут полная схема, при желании разобраться можно.
тут полная схема, при желании разобраться можно.
ведущий_специалист- Мастер+
- Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург
.
231
Я как-то странно для себя описАлся (а не опИсался), т.к о Корвете даже не думал. Прям похоже, что рукой водила какая-то чужая воля. Естественно, - я брал схему от Вектора-06Ц. И уже не менее 15 раз её выкладывал в разных соусах (т.е с включением нулём или единицей, единицей лучше, т.к 0 в регистрах по сбросу). Вот здесь она тоже есть.ведущий_специалист пишет:Прерывание не ставил в схему, потому как не понимаю как в ВМ80 работают прерывания... можно ли посмотреть схему прерываний Корвета, потому как надо хотя бы глянуть что это и с чем это едят (я про прерывания)?
Получается, что по сбросу у Вас на экране ни хрена не отображается и надо вслепую командой М монитора записать один атрибут включения цвета в ячейку 77C1 и атрибут выключения цвета в ячейку 7F5F (это конец строки 25). Тогда символы в каком-то цвете будут видны. Разумнее всего, раз своб.место в ПЗУ F800 есть доработать процедуру CLS так, чтобы за байт до начала каждой строки (позиция 7) стоял атрибутный байт включающий зелёный цвет (якобы он эргономичен и лучше для зрения, оттого, что наши предки обезъянки долго жили на деревьях среди зеленых листьев). А в последнем байте каждой строки (т.е в позиции 8+64= 72) стоял байт выключающий все цвета (это нужно и чтобы при гашении, т.е бордюре выходы R=G=B=0).ведущий_специалист пишет:Пока на атрибутных выходах ВГ75 нули - экран пуст. Записи любого цвета дают точный цвет, инверсия тоже вся работает как нужно.
Ну это просто. Сначала схемой совпадения на 3-х входовом ИЛИ выделяем цвет 000. На выходы всех трёх пушек вставляем опять-таки вентили ЛП5, которые умеют служить управляемым инвертором. Тогда, когда ВГ75 выдаёт цвет 000, на выходе 3-х входового ИЛИ-НЕ возникает 1 и её мы подаём на входы управления этих трёх инверторов. И получается, что когда цвет 000, то ЛП5-тые инвертируют сигналы 000 с выходов ВГ75 преращая в 111. Что приводит к тому, что когда атрибутные выходы не активны, - цвет символов белый. Можно поставить 3-х канальный буфер на выходы RGB и сигналом с выхода 3-х входового ИЛИ-НЕ (что по сути есть схеиа совпадений на три нуля) отрубать этот буфер в Z-состояние. И эту же единицу с выхода 3ИЛИ-НЕ (что отрубает буфер) через 3 диода подать на выход буфера. По любому меньше, чем в 2 корпуса не выкрутиться.ведущий_специалист пишет:как сделать чтобы при всех нулях мы также выводили белый цвет?
Но с ЛП5-тыми лучше, т.к с ними, если добавить ещё схему совпадения на три единицы (это трёхвходовый И, без инверсии) и его выход также подать на управление инверсией трёх выходов RGB, то и вместо белого цвета при коде 111 будем иметь чёрный.
Согласен, по обоим пунктам. Что проект прекрасный и, что ПЗУ с пережигаемыми плавкими перемычками очень неудобны на практике и оттолкнут многих.ведущий_специалист пишет:не хотел бы применять в схеме всяческие РЕ3,РТ5, - это оттолкнет многих любителей повторить данный прекрасный проект.
Последний раз редактировалось: barsik (Чт Янв 28 2021, 19:34), всего редактировалось 1 раз(а)
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".
232
Получается, что по сбросу у Вас на экране ни хрена нет. и надо вслепую командой М монитора записать один атрибут включения цвета в ячейку 77C1 и атрибут выключения цвета в ячейку 7F5F (это конец строки 25). Тогда символы в каком-то цвете будут видны.
Именно так!
По поводу ксора как раз мысли и перли в этом направлении. Вдвоем понять гораздо легче и быстрее. Наверное сегодня вечером и отмакетирую данное предложение. Я выводя это на всеобщее обсуждение вообще подумывал, может как то отказаться от ле1, так как полюбому добавится в схему как минимум 2 корпуса, а раз мудрить то уже по максимуму.
Именно так!
По поводу ксора как раз мысли и перли в этом направлении. Вдвоем понять гораздо легче и быстрее. Наверное сегодня вечером и отмакетирую данное предложение. Я выводя это на всеобщее обсуждение вообще подумывал, может как то отказаться от ле1, так как полюбому добавится в схему как минимум 2 корпуса, а раз мудрить то уже по максимуму.
ведущий_специалист- Мастер+
- Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург
.
233
Поэтому и НАДО СДЕЛАТЬ, чтобы код 000 (на выходах 32,33,34 ВГ75) давал белый цвет, а не чёрный. Совместимость это вряд-ли нарушит, потому что этот цвет 000 это просто гашения знакоместа. Теоретически это можно использовать, чтобы мгновенно погасить экран (для мигания в момент попадания пули), но вряд-ли уже есть такие цветные игры, что это использовали. Это позволяет гасить фрагмент экрана, а если надо быстро погасить весь экран, то проще распрограммировать ПДП.ведущий_специалист пишет:barsik пишет:Получается, что по сбросу у Вас на экране ни хрена нет
Именно так!
Нашли трёхвходовый вентиль 3ИЛИ-НЕ? Вроде был такой, хотя я из головы не помню, т.к дел не имел. Это 4-х входового ИЛИ - нет (есть только 5-ти входовый ЛЕ7). Можно применить две последовательно включённые ЛЛ1, а лучше ЛЛ1 и ЛЕ1 (т.к один вентиль от ЛЕ1 на RGB должен был остаться).
Кстати цвет 111 выгодно сделать белым с повышенной яркостью. Он и так белый, а докинуть яркости можно кинув уровень единицы через диоды (с последовательным резистором) с выхода схемы совпадений (на три 1 - 111) сделанной из трёхвходового "И" (или из двух последовательных вентилей от ЛИ1) в базу выходного эмиттерного повторителя.
Или для совместимости лучше цвет 000 сделать белым с повышенной яркостью, оставив цвет 111 белым с обычной яркостью. Вариант с другой яркостью удобнее получается если цвет 000 делать не на трёх ЛП5, а с отрубающим выходы ЛЕ1 буфером, тогда ведь цвет как раз делается диодами.
Это вопрос требующий обсуждения.ведущий_специалист пишет:черные символы на фоне цвета абсолютно неприменяемы. С этим нужно что то делать.
Во-первых, просится тупой лобовой вариант из 4-х атрибутов два отдать на цвет фона (PAPER) и два на цвет символов (INK). Но тогда цветов будет всего 4, хотя извернувшись можно сделать 6, но с ограничениями (это когда два цвета фона - другие).
Во вторых, можно 3 бита отдать на цвет символов, а RVV отнять (реверса цветов не будет) и им оперативно по экрану переключать режим отображения конкретных знакомест. Т.е, если у экранной позиции не выставлен атрибут RVV, то цветные буквы на чёрном фоне.
А если экранная позиция обрамлена атрибутными тэгами RVV, то во первых, в знакоместе переключается фонт на чисто блочно-графический с разложением знакоместа 2*2, что занимает 16 байтов фонта (и они повторяются 8 раз), для графики значимы в коде символа 4 бита из 7. Остальными тремя битами мы и можем задать 8 цветов фона. Идея вот такая.
Таким образом в знакоместе мы имеем 8 цветов символов и 8 цветов для фона. Но никакого текста, и лишь блочно-текстовая графика низкого разрешения 128*50 (или 128*102, это для режима vinxru, какой у вас на VGA 480 возможно максимальное число строк не знаю).
Это мне видится намного лучше, чем просто чёрный фон. Кстати, такие же проблемы с цветом фона у Специалиста, там тоже родной цветной адаптер из-за бедности упрощён (а число цветов даже меньше) и цвет задаётся только для букв, а фон всегда чёрный.
Последний раз редактировалось: barsik (Пт Янв 29 2021, 15:05), всего редактировалось 1 раз(а)
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".
234
ЛЕ4 как то сложно найти. Подумываю о связке ЛА4 + ЛН1. ЛА4 можно достать в нашем городе, и их уже 2 корпуса применено в схеме.
ведущий_специалист- Мастер+
- Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург
.
235
А ЛЛ1 плюс ЛЕ1 не удобнее? ЛЛ1 очень ходовой элемент, его повсюду можно в схеме использовать.
Можно три вентиля из ЛН1 плюс три диода и резистор - дадут то же самое. Тут скорость знакомест-клока, так что небольшая. Если кто-то принципиально не любит схему монтажного-И, т.е диоды и резисторы, то можно их заменить на трёхвходовый вентиль 3И-НЕ.
А вот и схема замены цвета с буфером о которой я упоминал выше. Но здесь яркость белого цвета 000 не повышена, а наоборот понижена. Яркость понижают резисторы и германиевые диоды (на германиевых диодах падает 0,25 В, а если они кремниевые, то и все 0.7 В). Таким образом вместо 7-ми цветов и чёрный получается 8 цветов и чёрный. Но при желании можно цвет 000 сделать и с повышенной ярокстью, - для это достаточно резисторы последовательные с диодами перенести на выходы буфера (т.е включить между непосредственно выходом буфера и точкой подключения диода. Тогда все цвета станут менее яркими, а цвет 000 будет ярко-белым.
Потому вопрос, - а если при RVV цвет символов сделать не чёрным, а белым или серым, то это улучшит видео возможности для игр?
PS. Кстати вот это Гордон Мур, который придумал закон Мура и участвовал в разработке первых микросхем в 60-е годы в фирмах Fairchild Semiconductor и Intel.
Можно три вентиля из ЛН1 плюс три диода и резистор - дадут то же самое. Тут скорость знакомест-клока, так что небольшая. Если кто-то принципиально не любит схему монтажного-И, т.е диоды и резисторы, то можно их заменить на трёхвходовый вентиль 3И-НЕ.
А вот и схема замены цвета с буфером о которой я упоминал выше. Но здесь яркость белого цвета 000 не повышена, а наоборот понижена. Яркость понижают резисторы и германиевые диоды (на германиевых диодах падает 0,25 В, а если они кремниевые, то и все 0.7 В). Таким образом вместо 7-ми цветов и чёрный получается 8 цветов и чёрный. Но при желании можно цвет 000 сделать и с повышенной ярокстью, - для это достаточно резисторы последовательные с диодами перенести на выходы буфера (т.е включить между непосредственно выходом буфера и точкой подключения диода. Тогда все цвета станут менее яркими, а цвет 000 будет ярко-белым.
Понятно, что замена цвета 000 с чёрного на белый никак не улучшает чёрные буквы на цветном фоне (что происходит при установке атрибута RVV=1). Буквы остаются чёрными, даже если цвет 000 переделан и отображается белым или серым (т.к на выходах 32,33,34 при этом не код 000, а код цвета фона).ведущий_специалист пишет:черные символы на фоне цвета абсолютно неприменяемы
Потому вопрос, - а если при RVV цвет символов сделать не чёрным, а белым или серым, то это улучшит видео возможности для игр?
PS. Кстати вот это Гордон Мур, который придумал закон Мура и участвовал в разработке первых микросхем в 60-е годы в фирмах Fairchild Semiconductor и Intel.
Последний раз редактировалось: barsik (Пт Янв 29 2021, 17:29), всего редактировалось 1 раз(а)
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".
236
Все что угодно но не черный. Правда тут стоит подумать, если инвертировать символ без атрибута, не получится ли белый символ на белом фоне? Я за белый цвет. Уже можно смело применять инверсию куда либо (хоть в игры хоть в системные программы типа файловых оболочек). Взять например фон для игры, небо можно сделать синим или голубым, при этом просто инвертируя пустоту. Облако при этом будет белым (цвет пикселов). Также как и остальные символы... А так придется или отрисовывать пустоты цветом (при этом пустые пикселы опять же будут черными) или... короче при черном символе инверсия ну никуда не применима, это факт.
хм.. сейчас только осмыслил парадокс. Ведь на пк мы пишем черными буквами на белом фоне и это не раздражает глаз. На рк это выглядит противно и сумашедше.
В связи с этими мыслями стоит подумать. А думать вот о чем, как внедрять цветные буквы на цветном фоне. Вопрос остается открытым.
хм.. сейчас только осмыслил парадокс. Ведь на пк мы пишем черными буквами на белом фоне и это не раздражает глаз. На рк это выглядит противно и сумашедше.
В связи с этими мыслями стоит подумать. А думать вот о чем, как внедрять цветные буквы на цветном фоне. Вопрос остается открытым.
ведущий_специалист- Мастер+
- Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург
.
237
Не вижу никаких проблем. Вы так же пишете цветными или белыми/серыми буквами на черном фоне (последнее должно получаться у вас по сбросу). Т.е когда Вы задали цвет для группы символов атрибутными тэгами, цвет фона не изменился, - остался чёрный.ведущий_специалист пишет:на ПК мы пишем чёрными буквами на белом фоне и это не раздражает глаз. На РК это выглядит противно.
Если же мы сделаем при RVV=1 и сигнале Video (с выхода 155 ИР13) также равном 1 (что соответствует пикселю буквы при реверсе) замену чёрного на белый (о чём я и спрашивал в конце своего предыдущего поста), то это работает только при реверсе. А реверс у вас будет только в небольших участках экрана, а весь остальной экран останется по прежнему чёрным, а не "вырвиглазно белым". Хотя при желании вы сможете сделать весь экран белым включив RVV в начале экрана и выключив после последней строки.
В позапредыдущем посте я предположил, что для введения цвета фона есть лишь две альтернативы, но на самом деле их четыре (см.ниже). Одна - это тупое сокращение числа цветов до 4-х. Вторая - это "прямо в экране переключамый" битом RVV режим знакомест, что позволяет в конкретных знакоместах выводить не символы, а блочно-текстовую графику, причём с цветом как у зажжённых пикселей, так и у погашенных, но лишь с разрешением 128 на V*2, где V число строк режима. Атрибуту без разницы, что оперативно переключать - фонт, цвет или режим отображения. Но цветные буквы при этом отображаются как и раньше и потому будут всегда на чёрном фоне.ведущий_специалист пишет:А думать вот о чем, как внедрять цветные буквы на цветном фоне.
Мне второй вариант нравится больше первого, т.к при нём одни элементы экрана одновременно могут быть не особо многоцветными, но зато с намного лучшим разрешением в пикселях (что задаётся графикой фонта) а другие элементы экрана могут быть полноценно цветными 8 цветов для погашенных пикселей и 8 цветов для зажженных пикселей, но лишь в графике низкого разрешения.
Во втором варианте цветные буквы всё-равно не могут быть на цветном фоне, этот вариант просто включает в отдельных знакоместах цветную графику низкого разрешения переключая фонт (в оригинале РК один фонт сразу на весь экран). Так что, если обязательно нужны именно цветные буквы на цветном фоне, то (не используя чересстрочную развёртку) вам придётся смириться с 4-мя цветами. Из всего 4-х битов на знакоместо что-то получше можно получить лишь используя чересстрочную развёртку (см.ниже).
Есть ещё подвариант второго варианта, когда под цвет фона тратим не три бита из кода символа, а лишь один. Тогда 64 кода фонта позволяют в текстово-блочной графике разбить знакоместо на 3 на 2 (или 2 на 3) пикселя, что занимает в коде 6 битов, а седьмой бит кода может управлять цветом фона (вместе с RVV). Возможно при 0 делать цвет погашенных пикселей чёрным, а при 1 - какого-либо цвета.
А вот если вообще отказаться от вывода букв и использовать псевдо-графический режим с разложением знакомест на 3*2 пикселя и общим форматом экрана 200*100 (на VGA м.быть 225*120), то 3 атрибута - на цвет зажжённых пикселей и 1 атрибут плюс седьмой бит кода - на цвет погашенных пикселей. Получается приятная полноценная графика, где практически 8 цветов, т.к 4-х цветов для раскраски фона хватит.
Это были традиционные (т.е тупые) варианты лишь по разному использующие имеющиеся цветовые биты. Ведущий_специалист вероятно оценит их, т.к они по деталям наиболее просты и понятны каждому (но увы, несовместимы с журнальным цветом). Но оказывается есть и ещё лучшие варианты, которые добавляют биты для цвета, что и даёт существенный выигрыш.
Во-первых, с 2019-го года имеется ещё один вариант, как поиметь великолепные цвета на РК86 - и цветов больше и на PAPER и INK и даже не только групповой цвет на целое знакоместо, а можно иметь разные цвета на верхнюю и нижнию его половину. Но чтобы сделать такое требуется сначала выманить у freddy его секрет, как включать две ВГ75 параллельно, чтобы они синхронно выдавали экранные байты и атрибуты. Или можно выяснить это самостоятельно, экспериментируя. Вторая ВГ75 добавляет для задания цвета ещё 7 кодов и 4 атрибута. С 4-мя атрибутами из уже имеющейся ВГ75 будем иметь аж 7+4+4= 15 битов для задания цвета знакоместа. Такой вариант по железу - существенно более громоздкий, чем все другие (в которых доп.микросхем буквально единицы), хотя если развести и массово выпустить печ.платку со вторым ВГ75 втыкаемую в сист.разъём журнального РК86, то расход деталей в дополнительную КР580ВГ75 и ещё 5-6 TTL-корпусов приемлем.
Во-вторых, для VGA-дисплея, особенно для режима VGA 350, в котором частота кадров 70 ГЦ можно поэкспериментировать с чересстрочной или черезкадровой развёрткой. Речь о каком-либо развитии вот этой идеи.
Сейчас вряд-ли ведущий_специалист станет заморачиваться экспериментами с полукадровостью. Иначе его разработка рискует стать долгостроем. И ещё надо подумать, что лучше - убогий цвет при более простом программировании или более лучший цвет при сложном. К тому же ещё и с потерей совмесимости по цвету. Ниже я ещё раз излагаю нюансы при покадровом переключении экранов (т.е переключении адреса А12 для ПДП при активном HLDA). Это можно не читать тому, кто не в теме.
- Спойлер:
Вот основная идея из того поста:
Если ПДП каждый чётный кадр считывает из одной экранной области, а каждый нечётный кадр - из другой, то можно увеличить число цветов символов с 8 до 16. Или можно во втором экране атрибутами раскрашивать фон. Тогда это даст нам 8 цветов для раскраски букв и 8 цветов для раскраски фона.
Вариантов сложения и использования полукадров несколько. Можно накладывать картинки при 350 строках, когда отображаемые символы в обоих экранах одинаковы, а отличие лишь в атрибутах. Т.о чётный кадр выводится с закрашенными символами и чёрным фоном, а нечётный кадр наоборот с чёрными символами и цветным фоном. Но более того, перенос цветовых атрибутов для фона в другой экранный буфер, позволяет раскрашивать не только цветное знакоместо, но и фон нераскашенных знакомест (т.е просто например сделать весь фон синим, оставив сами буквы белыми/серыми). Т.е можно цвета букв и цвета фона разскрашивать независимо.
Можно поиметь чересстрочную развёртку (в одном кадре выводим 175 чётных линий растра, в следующем - 175 нечётных). Тогда в чётном кадре луч гасится при LC0=1, а в нечётном при LC0=0. Яркость при этом падает относительно вышеописанного варианта с наложением идентичных по графике картинок отличающихся лишь цветами. Зато это получается как в телевидении - чересстрочная развёртка, - там тоже в первом кадре выдаются чётные строки, а в следующем кадре нечётные. Там вертикальный сдвиг второго кадра достигается сдвижкой ССИ на пол строчного периода. Здесь сдвиг не нужен, просто в кадре видимой отображается лишь одна строка из двух. В итоге яркость получается пониженная, но равномерная.
Особенно шикарно получается с цветами в блочно графическом режиме с граф.фонтом разбивающим знакоместо на 3*2 пикселя. Для задания графики из кода символа тратится 6 битов (т.к фонт состоит лишь из 64 разных мозаик), а седьмой бит остаётся для цвета. И ещё имеем 4 атрибута. Итого, как для цвета зажжённых пикселей, так и для погашенных в пределах знакоместа имеем по 5 битов. Что теоретически даёт аж 32 цвета.
Т.к столько цветов не особо надо, выгоднее поднять цветовое разрешение вдвое (до полузнакоместа), сократив число цветов. Двумя атрибутными битами будем задавать цвет верхней части знакоместа и двумя битами цвет нижней части знакоместа. И ещё имеем седьмой бит из кода символа. Им будем менять палитру (т.к бит один, то палитр всего две). Т.к цвет зажжённых пикселей и цвет погашенных пикселей берутся из разных экранов, то и седьмые биты кодов разные. Что даёт нам 8 цветов для зажжённых точек и 8 цветов для погашенных точек с цветовым разрешением 65*102 для телевизора и 75*120 для VGA. А графическое разрешение втрое выше по горизонтали, т.е 200*102 и 225*120 соответственно.
По деталям черезкадровый цвет обходится в 2 доп.корпуса (1/2 ТМ2 и КП11 коммутирующий RGB), а если развёртка чересстрочная, то плюс ещё корпус логики для гашения ненужных в текущем полукадре линий.
Пока тут думал на тему видео в РК86 в голову пришла такая мысль, что если не считать российские/беларусские поздние ZX-клоны, в которых для видео использована заказная БИС (планарная паучина) аналог оригинальной ULA, то получается, что РК86 и другие ЭВМ с ВГ75 (в т.ч Арго-ВФ, Юниор-ФВ и Электроника КР-04) это единственные отечественные 8-ми разрядки в которых видео сделано на видео-БИС (что слегка странно, т.к в стране выпускались и клоны видео-БИС 6845 и 7220). В то время как в мире имериализма в годы расцвета 8-ми разрядок (т.е с учётом сдвига на 10 лет ранее) подавляющее большинство бытовых и игровых машин как раз использовало видео БИС. Ясно, что это из-за доступности видео-БИС, а использование БИС позволяло опустить цену аппарата.
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
.
238
24 МГЦ при установке в схему задающего генератора на ГФ24 дают клок в 2.66 МГЦ. Это возможно потянет и КР580 и скоростное статическое ОЗУ. Кстати не нашёл в схеме мизерных емкостей последовательных с кварцами. Можете провести эксперимент: временно переставить кварц 24 МГЦ к ГФ24 и соответстственно взяв его клок 24 МГЦ и для видеочасти. По моим рассчётам это даст вам реальный клок в 2.2 МГЦ, т.е в 1.68 раза быстрее (2.2:1.31=1.68).
А вообще меня слегка смущает большое число ИМС на шинах адреса и данных. Если бы это был бы Z80, я был бы спокоен. А у КР580 слабенькая нагрузочная способность, а Вы ему и ВИ53 и 4 штуки статических ОЗУ в нагрузку влепили. Это ограничит возможности турбирования, т.е подъёма частот клоков Ф1 и Ф2 до значения аж 3.0 МГЦ. По мне так бОльшая скорость работы при двух 62256 ценнее, чем меньшая при четырёх 62256.
Гуделку 580ВИ53 неправильно тактировать клоком процессора от ГФ24. Потому что кварц у ГФ24 каждый будет менять, ибо быстродействие ~1.3 МГЦ мало кого устроит. Уже замена кварца до 20 МГЦ ускоряет эффективный такт CPU до 1.75 МГЦ. Согласно паспортным данным КР580 ему можно подавать клок аж до 2.5 МГЦ, т.е допустимо поставить карц в 22.5 МГЦ, что даст эффективный клок в 2.03 МГЦ. А кварц 27 МГЦ, т.е оверклокинг процессора до 3.0 МГЦ даст эффективный клок аж в 2.53 МГЦ (ибо чем выше клок ПДП, тем меньший процент времени он отнимает у процессора).
Вероятно каждый будет ставить кварц, который обеспечивает максимально скоростную работу ещё без сбоев. А звук от ВИ53 у всех должен звучать одинаково. Потому питать его надо от неизменного кварца, каковым в данной плате является кварц 24 МГЦ для видеочасти. А у ВИ53 есть его стандартная частота - 2 МГЦ (при более высокой он может не выполнять часть функций). Получить эти 2 МГЦ просто с помощью 555 ИЕ4 или 555 ИЕ5.
А вообще меня слегка смущает большое число ИМС на шинах адреса и данных. Если бы это был бы Z80, я был бы спокоен. А у КР580 слабенькая нагрузочная способность, а Вы ему и ВИ53 и 4 штуки статических ОЗУ в нагрузку влепили. Это ограничит возможности турбирования, т.е подъёма частот клоков Ф1 и Ф2 до значения аж 3.0 МГЦ. По мне так бОльшая скорость работы при двух 62256 ценнее, чем меньшая при четырёх 62256.
Гуделку 580ВИ53 неправильно тактировать клоком процессора от ГФ24. Потому что кварц у ГФ24 каждый будет менять, ибо быстродействие ~1.3 МГЦ мало кого устроит. Уже замена кварца до 20 МГЦ ускоряет эффективный такт CPU до 1.75 МГЦ. Согласно паспортным данным КР580 ему можно подавать клок аж до 2.5 МГЦ, т.е допустимо поставить карц в 22.5 МГЦ, что даст эффективный клок в 2.03 МГЦ. А кварц 27 МГЦ, т.е оверклокинг процессора до 3.0 МГЦ даст эффективный клок аж в 2.53 МГЦ (ибо чем выше клок ПДП, тем меньший процент времени он отнимает у процессора).
Вероятно каждый будет ставить кварц, который обеспечивает максимально скоростную работу ещё без сбоев. А звук от ВИ53 у всех должен звучать одинаково. Потому питать его надо от неизменного кварца, каковым в данной плате является кварц 24 МГЦ для видеочасти. А у ВИ53 есть его стандартная частота - 2 МГЦ (при более высокой он может не выполнять часть функций). Получить эти 2 МГЦ просто с помощью 555 ИЕ4 или 555 ИЕ5.
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".
239
Спасибо за подсказки по тактированию ви. Теперь буду думать где ей найти 16 мегагерц из схемы. Конденсатор в гф24 добавлю. Конечно же тактовая хочешь не хочешь будет повышаться.
Я тут придумал все таки как сделать цвет. Из за этого ночь не спал мысли одолевали, сегодня с утра сел прикинул - вроде получится. Смысл таков, на цвет ставится дополнительная ру10, которая работает в параллель с микросхемой фонта. Записывая фонт в рушку, мы просто дергаем цс выбирая рушку "цвета" и прописываем ей атрибут цвета символа, что лежит по тому же адресу в параллельной озу фонта. Когда все это дело переключится для работы с вг75, то озу цвета будет просто включаться скажем атрибутом rvv и мы увидим цвет данного символа. Пока что идея полностью не продумана, но открывает своего рода новые горизонты, так как по сути на цвет нам выделяется 255 вариантов. Можно это дело все продумать как сделать получше.
Додумывая идею дальше, понял, что этот цвет будет распространяться и на символы дальше, что немного не то. А ведь можно же как то сделать чтобы атрибут "выстреливал" только для того символа, что нужен сейчас. Тогда и уйдет геморой во включении - выключении атрибутов. Хотя да.. не все так просто. Думаем дальше.
Я тут придумал все таки как сделать цвет. Из за этого ночь не спал мысли одолевали, сегодня с утра сел прикинул - вроде получится. Смысл таков, на цвет ставится дополнительная ру10, которая работает в параллель с микросхемой фонта. Записывая фонт в рушку, мы просто дергаем цс выбирая рушку "цвета" и прописываем ей атрибут цвета символа, что лежит по тому же адресу в параллельной озу фонта. Когда все это дело переключится для работы с вг75, то озу цвета будет просто включаться скажем атрибутом rvv и мы увидим цвет данного символа. Пока что идея полностью не продумана, но открывает своего рода новые горизонты, так как по сути на цвет нам выделяется 255 вариантов. Можно это дело все продумать как сделать получше.
Додумывая идею дальше, понял, что этот цвет будет распространяться и на символы дальше, что немного не то. А ведь можно же как то сделать чтобы атрибут "выстреливал" только для того символа, что нужен сейчас. Тогда и уйдет геморой во включении - выключении атрибутов. Хотя да.. не все так просто. Думаем дальше.
ведущий_специалист- Мастер+
- Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург
.
240
Врождённая тупость и Альцгеймер (т.е прогрессирующее слабоумие) не позволили мне сразу въехать во все нюансы представленной идеи.ведущий_специалист пишет:Я тут придумал все таки как сделать цвет... Смысл таков, на цвет ставится дополнительная ру10, которая работает в параллель с микросхемой фонта. Записывая фонт в РУ-шку, мы просто дергаем /CS выбирая РУ-шку "цвета" и прописываем ей атрибут цвета символа, что лежит по тому же адресу в параллельной ОЗУ фонта. Когда все это дело переключится для работы с ВГ75, то ОЗУ цвета будет просто включаться, скажем, атрибутом RVV и мы увидим цвет данного символа.
Но вроде бы, если выходной код символа из ВГ75 использовать как адрес 128-байтового ОЗУ, которое выдаёт цвет соответвующий букве, то мы можем хоть каждый символ из 128 раскрасить в любой цвет из 256 цветов (256 из-за того, что у 128-байтового ОЗУ именно 8 выходов, но можно применить 9-ти битовое ОЗУ и возможных цветов стает уже 512).
В принципе есть ещё один метод управления цветом или фонтом. Так делалось в терминалах. Там коды символов $0E и $0F использовались для коммутации фонта. В русифицированных сплагиированных терминалах, что у врагов были 7-ми битовыми (им 7-ми битов на ASCII как раз хватало), эти коды переключали ASCII в верхнюю половину КОИ-8. Так сделано и в ROM-BIOS ИРИШИ (там это сделано вероятно потому-что промышленная клавиатура 15ВВВВ-097-06 так работает, хотя сама ИРИША графическая и без проблем может работать с 8-ми битовыми кодами).
Так вот, достаточно поставить ловушку на коды, например, $0E и $0F (или $00 и $7F) и триггер. Так, чтобы код $0E взводил триггер, а код $0F его сбрасывал. Ловушка это ИД7 + вентиль логики. Эту идею я обдумывал, чтобы программно коммутировать фонт (т.к атрибуты заняли на цвет). Так вот можно таким способом управляемым триггером включать один цветной ФОН. Т.е пока триггер сброшен фон у всех символов (без реверса) - чёрный, а если триггер взвведён, то - фон символов цветной (например жёлтый). Это оставит и чёрные буквы на цветном фоне (при реверсе), но при реверсе также можно будет поиметь и жёлтые буквы на цветном фоне.
Зачем 16 МГЦ, ВИ53 не тянет выше 2.5 МГЦ (если только она не ВИ53Д, что тянет 5 МГЦ). Надо 2 МГЦ. И в схеме ведь 24 МГЦ (что пиксель клок) делятся на 8 (что есть знакомест клок). А у 555 ИЕ5 есть и 4-й счётчик на выходе которого тогда 1.5 МГЦ. Можно использовать его в качестве входного клока для ВИ53. Точность генерации нот это понизит незначительно.ведущий_специалист пишет:буду думать где найти 16 мегагерц [для ВИ53].
А вообще полезно иметь тот клок на который рассчитана заимствуемая чужая музыка для ВИ53 (иначе придётся пересчитывать коэфф-ты деления счётчиков). У многих советстких машин стоял таймер ВИ53, в частности он был у Микроши, Апогея, Вектора, Корвета, в МЦПГ Партнёра. Для понта и интереса можно ещё и Ковокс поставить (это просто сетка резисторов на выходах ППА, так что не отнимет много печати).
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
.
241
Счётчики К155ИЕ5 не рассчитаны на частоту 24 МГц. Притом триггер, с входом (выв. 14) рассчитан на большую частоту, чем остальные делители. Поэтому входной сигнал лучше подавать на триггер, вывод 14. Но лучше поставить К555 серию, её триггеры рассчитаны на 25 МГц, делители до 20 МГц. И поставить вторую микросхему, включив её с коэффициентом деления 12, чтобы из 24 МГц, получить 2 МГц.
Viktor2312- RIP
- Сообщения : 15492
Дата регистрации : 2012-08-10
Возраст : 45
Откуда : Пятигорск
.
242
Это он просто сгоряча так написал названия в таблице элементов. Т.к и 155ИР10 не существует и КР155ЛЕ1 я не встречал (кто бы ещё сказал, что эта Р значит в обозначении, ибо микросхемы бывают и с К и без К и КР - вряд-ли буква Р значит радиолюбительская).)Viktor2312 пишет:Счётчики К155ИЕ5 не рассчитаны на частоту 24 МГц.
Это сомнительно. Все счётчики ведь на одном кристалле и выполнены по одной технологии, следовательно и параметры всех транзисторов одинаковы. Где об таком написано?Viktor2312 пишет:триггер, с входом (выв. 14) рассчитан на большую частоту, чем остальные делители.
Ставить ещё один корпус только ради таймера это не наш метод. Разумнее удовлетвориться 1.5 МГЦ или попробовать не заработает ли 580 ВИ53 с входным клоком 3 МГЦ. Я такого правда не встречал, обычно или 2 МГЦ или менее. Хотя 8253 это древнейшая ИМС (как и 8255) из 1974 года, но 3 МГц это не такой уж и высокий такт. По моему важнее не входной клок, а длительность /RD.Viktor2312 пишет:поставить вторую микросхему, включив её с коэффициентом деления 12, чтобы из 24 МГц, получить 2 МГц.
Я пробовал 580 ВИ53 при процессоре на такте 2.5 МГЦ, - при этом в режиме генерации меандра проблем не было, а вот "чтение на лету" состояния счётчиков почему-то не работало (хотел часы сделать, что пригодились бы для измерения быстродействия ОРИОНА при турбировании по разным схемам, но не вышло).
Причина этого - или сам дурак (т.е делал что-то не та) или же это происходило из-за того, что время обращения, т.е длина сигнала /RD была слишком короткая (это был КР580 без СК, при СК сигнал /MEMR вдвое длиннее, чем /RD, а у Z80 сигнал /RD исходно в 1.5 раза длиннее). Это было на заре цивилизации, потому никто ещё не знал тогда, что для удлинения сигнала /RD можно ввести один такт WAIT.
И вообще, мне кажется полезно в схему РК ввести один такт WAIT (по крайней мере для портов) вот по такой схеме:
Это желательно сделать для портов. Но в принципе можно и для ОЗУ. Это частично устранит проблемы вызванные перегрузкой шины, т.к у процессора будет больше времени вытянуть шину (т.е на перезагрузку паразитных емкостей шины). Но WAIT для ОЗУ здорово тормознёт скорость прогона, так что совершенно не ясно что лучше - разогнанный процессор до 3.5 МГЦ и ОЗУ/ПЗУ/ВУ с тактом WAIT или без WAIT скромные 2.5 МГЦ.
Лучше всего про организацию в КР580 прерываний и про программирование 580 ВИ53 (да и про другие ИМС серии 580) рассказано в книге "Микропроцессоры 4. Основы построения микро-ЭВМ" В.Л.Горбунов и др, Высшая школа, 1984. Это была моя настольная книга в конце 1980-тых. Скачать можно вот здесь прямо на этом форуме или вместе с другими книгами этой серии здесь (другие книги серии "Микропроцессоры", которых там нет, вам тоже пригодятся, ищите их).
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
.
243
Это он просто сгоряча так написал названия в таблице элементов.
Я не смотрю никакие таблицы, для понимания всегда было достаточно электрической принципиальной схемы, где указываются номиналы конденсаторов, из которых понятно какого они типа, керамика, или плёнка, или электролиты, или ещё что-то. Так же и с резисторами, ясно какой они мощности и точности, как и диоды и транзисторы, ну а микросхемы всегда указываются на схеме в уголке, и в итоге достаточно только электрической принципиальной схемы, чтобы всё понять на 95..99%, ну а если какие-то громоздкие названия, там для переменных резисторов, или параметры намотки трансформаторов, если они не унифицированные, для этого есть описание. Но это всё справедливо, если электрическая принципиальная схема вычерчена корректно. А вот эти все BOM -ы шмомы, я не понимаю, особенно бесит когда схему разбивают на мелкие кусочки, порой уже и до абсурда доходит, чуть ли не по 1...2 детали, типа резистор, а на двух концах сигналы указаны и ищи на каком листе эти сигналы. Ладно, это всё лирика, просто считаю нужно корректные названия микросхем сразу указывать, чтобы и других не путать и вводить в заблуждение и самому не запутаться...
кто бы ещё сказал, что эта Р значит в обозначении...
Буквы К, КМ, КН, КР, и КА, стоящие в начале условного обозначения микросхемы, характеризуют условия её приёмки на заводе-изготовителе, причём буква К означает микросхемы широкого применения.
Для характеристики материала и типа корпуса перед цифровым обозначением серии, после буквы К, могут быть добавлены следующие буквы:
Р – пластмассовый корпус (корпус с прямоугольными выводами, перпендикулярными плоскости основания корпуса и выходящими за пределы проекции тела корпуса на плоскость основания);
А – пластмассовый планарный корпус (прямоугольный корпус с выводами, расположенными параллельно плоскости основания и выходящими за пределы проекции его тела на плоскость основания);
М – металлокерамический корпус;
Е – металлополимерный корпус;
С – стеклокерамический корпус;
И – стеклокерамический планарный корпус;
Н – керамический «безвыводной» корпус.
Это сомнительно.
Но факт. Написано в Литературе, справочниках и т. д. Но я доказывать ничего не буду, и никакой литературы приводить тоже, кто хочет, воспользуется этой информацией.
Ставить ещё один корпус только ради таймера это не наш метод.
Может не ваш, экономщика на всём, а в нормальной ПЭВМ, чтобы получить нормальную частоту, нет проблемы в добавлении одного 14 выводного корпуса, Ну или тогда К555ИЕ19 можно поставить, на первом счётчике получать эти 12, 6 и 3 МГц, а на втором получать 2 МГц, OSC (16 МГц) подать на вход а с выхода 4 (выв. 9) снимать 2 МГц.
.
Viktor2312- RIP
- Сообщения : 15492
Дата регистрации : 2012-08-10
Возраст : 45
Откуда : Пятигорск
Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".
244
Отладил таки цвет. Барсик, измените в своей схеме распиновку ле1!! Вдруг кто еще захочет повторить а там неправильно. Даже я поймался на эту уловку, пришлось пересопливить схему несколько раз. Недоумевал почему не работает пока уже не взял в руки измерительный инструмент и не стал мерить. Ну естественно намерил хрени. Потратил кучу времени на это.
Все, цвет работает, семь потов но оно работает. Следующий шаг - скорректировать схему, ну и подумаю конечно о доп озу на цвет. Если получится сделать это все красиво и переключаемо (так как данная схема всетаки в приоритете на 100% совместимость с оригинальным рк86) то буду стремиться к тому, чтобы ее внедрить. Кстати да, в своем варианте применил лп5, она более доставаема.
Все, цвет работает, семь потов но оно работает. Следующий шаг - скорректировать схему, ну и подумаю конечно о доп озу на цвет. Если получится сделать это все красиво и переключаемо (так как данная схема всетаки в приоритете на 100% совместимость с оригинальным рк86) то буду стремиться к тому, чтобы ее внедрить. Кстати да, в своем варианте применил лп5, она более доставаема.
ведущий_специалист- Мастер+
- Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург
.
245
Считайте, что Вы мне уже частично отомстили за эту мою дезинформацию по распиновке ЛЕ1, приведшую Вас к длительному электротраху. Т.к чтобы найти ту схему в которой я сделал эту ошибку, я потратил полтора часа просматривая три темы (эту, "Улучшение РК-видео" и "Разработка РК86 2019") и ни хрена не нашёл. Вы часто, стремясь к лаконичности, очень неконкретны и приходится догадываться о чём речь.ведущий_специалист пишет:Барсик, измените в своей схеме распиновку ЛЕ1!! Вдруг кто еще захочет повторить а там неправильно.
Ошибка выводов подписанных у ИМС в схеме начерченной PAINT-ом маловероятна, т.к там при рисовании я использую готовую базу элементов и за много лет ошибка не выплыла, потому речь может идти лишь о схеме, где я вручную подписывал выводы. Не могу вспомнить где я это делал. Так что пожалуйста, уточните о какой схеме речь, а то я тут десятки схем навыкладывал и все их проверять у меня уйдёт куча времени.
Как, пародируя Якубовича, говорят на форуме ZX-PK.ru: "Схему - в студию!" Интересно зыркнуть, как Вы сделали подмену цвета 000 на серый цвет.ведущий_специалист пишет:Всё, цвет работает, семь потов сошло, но оно работает.
Последний раз редактировалось: barsik (Пн Фев 01 2021, 11:18), всего редактировалось 1 раз(а) (Обоснование : вставил пропущенную букву)
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".
246
Это посты в этой теме от 29 января. На этой же странице, полистайте вверх, схемы отлова 3х нулей
ведущий_специалист- Мастер+
- Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург
.
247
Извиняюсь, но если речь об этой схеме, то не смог найти в ней ошибок цоколёвки.ведущий_специалист пишет:Это... схемы отлова 3-х нулей
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".
248
чудеса да и только, вчера отчетливо заметил разницу, даже решил написать об этом. сейчас да, все верно... то ли я вчера уже в полночь...то ли...barsik пишет:Извиняюсь, но если речь об этой схеме, то не смог найти в ней ошибок цоколёвки.ведущий_специалист пишет:Это... схемы отлова 3-х нулей
ведущий_специалист- Мастер+
- Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург
.
249
Ну хорошо, что разрешилось... А то я вчера вечером, точнее ночью, проглядел так же с сотню постов и схемы из них, и нигде у ЛЕ1 не нашёл проблем с нумерацией выводов, уж начал думать, что или сани не едут или я совсем заглючил...
Viktor2312- RIP
- Сообщения : 15492
Дата регистрации : 2012-08-10
Возраст : 45
Откуда : Пятигорск
Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".
250
Вопрос, можно ли набрать вентиль лп5 из чего нибудь? В схеме есть 2 свободных, нужен еще один...
Есть 2 свободных элемента ла3 и 2 лн1, из них можно исключающее или собрать?
Есть 2 свободных элемента ла3 и 2 лн1, из них можно исключающее или собрать?
ведущий_специалист- Мастер+
- Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург
Страница 10 из 16 • 1 ... 6 ... 9, 10, 11 ... 16
Похожие темы
» Радио-86РК: По страницам журнала "Радио" и не только...
» Радио-86РК МАКСИ+
» Оригинальный БП для Радио-86РК
» Радио-86РК: Литература
» Радио-86РК: Клавиатуры
» Радио-86РК МАКСИ+
» Оригинальный БП для Радио-86РК
» Радио-86РК: Литература
» Радио-86РК: Клавиатуры
Страница 10 из 16
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения