RUЭВМ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Март 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Календарь Календарь

Последние темы
» Вити больше нет!
автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:54

» Собираем оригинальный Орион 128
автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:47

» Проблема плющеного экрана ОРИОНА
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:05

» Орион 128 и его клоны возрождение 2019-2022 год
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:03

» Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:02

» Новости форума
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 11:52

» Орион-128 НГМД запуск 2021 года
автор matrixplus Сб Сен 10 2022, 17:36

» ПЗУ F800 для РК86
автор ведущий_специалист Сб Сен 10 2022, 10:37

» Микропроцессорная лаборатория "Микролаб К580ИК80", УМК-80, УМПК-80 и др.
автор Электротехник Вт Июл 26 2022, 19:33

» Орион-128 SD карта в Орионе
автор matrixplus Чт Июн 02 2022, 09:00

» 7 Мая. День Радио!
автор Viktor2312 Чт Май 12 2022, 10:58

» Серия: Массовая радио библиотека. МРБ
автор Viktor2312 Ср Май 11 2022, 12:17

» Полезные книги
автор Viktor2312 Пн Май 09 2022, 15:07

» Орион 128 Стандарты портов и системной шины Х2
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 23:08

» Орион-128 и Орион ПРО еще раз про блоки питания
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:09

» Орион-128 Программаторы
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:02

» Орион ПРО история сборки 2021 до 2022
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 18:47

» Анонсы монет (New coin).
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 23:11

» Хочу свой усилок для квартиры собрать не спеша
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 19:33

» Амфитон 25у-002С
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 09:38

» Майнер: T-Rex
автор Viktor2312 Вс Май 01 2022, 09:12

» GoWin. Изучение документации. SUG100-2.6E_Gowin Software User Guide. Среда разработки EDA.
автор Viktor2312 Пн Апр 25 2022, 01:01

» GoWin. Изучение документации. UG286-1.9.1E Gowin Clock User Guide.
автор Viktor2312 Сб Апр 23 2022, 18:22

» GoWin. Documentation Database. Device. GW2A.
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 14:08

» GOWIN AEC IP
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 12:08

Самые активные пользователи за месяц
Нет пользователей

Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск


Флейм только по теме "Радио-86РК".

Страница 6 из 16 Предыдущий  1 ... 5, 6, 7 ... 11 ... 16  Следующий

Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".

Сообщение  ведущий_специалист Вт Дек 22 2020, 16:21

126
Я не гоняюсь за новомодностью. ЕЕПРОМ микросхема очень даже удобна для отладки ПО. Не буду же я держать каждый раз держать микросхему в сушилке для ногтей по 20 минут, чтобы потом убедиться что нужно поменять еще пару байт, и так по кругу раз 300. Когда все отладится, можно прошить все в пзу с окошком и радоваться жизни, а так это чистое садомазо.

Под низкочастотным выходом подразумевался обычный видеовыход на телевизор. На форумах зхпк видал люди оставляли и то и то, правда это тайна покрытая мраком, как у них работало и вга и обычный телевизионный выход
ведущий_специалист
ведущий_специалист
Мастер+

Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".

Сообщение  ведущий_специалист Вт Дек 22 2020, 17:55

127
barsik пишет:
Тут нечем хвастаться, кнопки паршивые.
Смотрю Вы отличный пессимист,а я ведь такой же, в нас много одинакового. Smile
https://www.electronshik.ru/item/KLS/SWT-9
Вот такие кнопки, по 4.30. Для пробной клавы сойдет. Развитие идеи - черри кнопки, но там и подороже удовольствие.
ведущий_специалист
ведущий_специалист
Мастер+

Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty .

Сообщение  Viktor2312 Вт Дек 22 2020, 18:45

128
https://www.electronshik.ru/item/KLS/SWT-9
Вот такие кнопки, по 4.30.

Вот спасибо за ссылку на кнопки и их названия, но ещё бы не помешала ссылка на колпачки, что пожалуй более важно.

Viktor2312
RIP

Сообщения : 15492
Дата регистрации : 2012-08-10
Возраст : 45
Откуда : Пятигорск

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".

Сообщение  ведущий_специалист Вт Дек 22 2020, 18:50

129
Viktor2312 пишет:
Вот спасибо за ссылку на кнопки и их названия, но ещё бы не помешала ссылка на колпачки, что пожалуй более важно.
и вот такие колпачки
Из опыта могу сказать, с прозрачными колпачками нужно быть крайне аккуратными, входят они "внатяг" и потом трескаются. Но если одеть аккуратно, этого можно избежать.
ведущий_специалист
ведущий_специалист
Мастер+

Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty .

Сообщение  barsik Сб Дек 26 2020, 19:02

130
ведущий_специалист пишет:Изучаю я тут почему на VGA выходе невозможно настроить режим с убранным межстрочным интервалом.
Непонятно о чём. Ведь специально, чтобы межстрочных разрывов не было, шаг символов в фонте для VGA подняли с 8 до 16. И значит, если высота знакомест в конкретном режиме меньше 16, то никаких межстрочных разрывов быть не может. А может Вы LC4 не завели на адрес А4 у ПЗУ с фонтом? Сомневаюсь, что ВГ75 хватилос корости на VGA режим в 480 линий. А для режима в 350 линий высота знакомест 350:25= 14 линий и шага в 16 байт в ПЗУ РФ2 хватает.

А если бы был режим с 480 линиями, то 480:25= 19 и тут уже неизбежен разрыв в 19-16= 3 линии.
ведущий_специалист пишет:Короче посчитал я "нормально" количество символов, которые можно вывести на экран. Получилось 75 символов в строке на 27 строк в экране. 76-й символ краем глаза видно...
А вот это интересная информация. Если на ЭЛТ VGA мониторе по горизонтали влезает больше символов при стандартном видеорежиме с строчным шагом в 78 и программным зачернением бордюра, то т.к в будущем видимо у большинства владельцев РК будет именно VGA (т.к CGA уже не достать, а телевизоры со SCART-ом стали редкостью), то можно увеличить размер
экрана в играх (что без хлопот увеличивает разрешение в псевдографике)
ведущий_специалист пишет:ЕЕПРОМ микросхема очень даже удобна для отладки ПО. Не буду же я держать каждый раз держать микросхему в сушилке для ногтей по 20 минут, чтобы потом убедиться что нужно поменять еще пару байт, и так по кругу раз 300. Когда все отладится, можно прошить все в пзу с окошком и радоваться жизни, а так это чистое садомазо.
EEPROM-ы разные бывают.

Если это то, что называется "serial EEPROM", то это параша, - её место не в конструкции любителя. А если это правильный EEPROM, т.е с интерфейсом как у обычного ОЗУ (только не забывающие данные после исчезновенкия питания), называемые "Electrically Erasable and Programmable CMOS ROM", то это Вестчь. У меня есть всего одна такая 8К*8 (HN58C65), нарадоваться на неё не могу (работает и как скоростное 20 наносекундное ОЗУ, а при отладке заменяет ПЗУ).

Сейчас никто не отлаживает ПЗУ в реале, даже имея такие удобные электрические ПЗУ. Всё отлаживают в эмуляторах. И когда всё готово, то прошивают. А когда в XX-м веке отлаживали ROM-BIOS-ы в реальном ПЗУ, то естественно использовалось не одно единственное ПЗУ, а сразу 50 штук (и очищать УФ-лампой их требовалось лишь когда закончилась последняя чистая).

Если писать огромное ПЗУ на 16 Кб, то разрабатывая последовательно и проверяя фрагментами может показаться, что надо действительно 300 раз перешивать. Но на самом деле нет, потому что отлаживая код для ПЗУ его транслируют и проверяют в ОЗУ и лишь когда сомнений нет и уже надо проверять то, что в ОЗУ не проверишь, тогда прошивают в ПЗУ. И обычно всё отлаживалось за меньше, чем десяток перепрошивок.

Садомазо это как раз ваши EEPROM c хитроумным прошивателем. УФ-ПЗУ прошьётся быстрее, совсем без хлопот и на простейшей самоделке, а не на (стОящем столько же денег сколько стОит собрать десяток компьютеров РК86) фирменном китайском прошивателе.
ведущий_специалист пишет:Смотрю Вы отличный пессимист
Не, я - реалист. Пессимистами являются те, кто страдает от депрессий. А от депрессий страдают те у кого гормональный баланс не стабилизировался, колеблется или исходно смещённый (их называют желчными, но по сути это не их вина, а следствие нехватки в крови эндорфинов). А у меня с 25 лет депрессий не бывает (до того были сильные и даже длительные депрессии).



Как уже выше упомянуто, БИС ВГ75 запрограммированная каким-то хитрым образом позволяет делать почти мгновенное панорамирование экрана по вертикали. А вот при сдвиге экрана по горизонтали скорость зависит уже от скорости самого процессора. Для решения этой проблемы враги применяют какой-то блиттер, который якобы сильно помогает в этом. В его качестве можно применить 1810 ВТ37 или Z80DMA (UB857), т.к в отличие от ВТ57 они умеют качать память-память, что может ускорить сдвижку. Это особенно критично для процессора КР580, т.к в нём почему-то отсутствуют команды блочных пересылок, отчего при пересылках он в 1.5 раза медленнее.
barsik
barsik
Ветеран

Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".

Сообщение  ведущий_специалист Вс Дек 27 2020, 22:54

131
Вчера будучи выспамшись днем, решил поколдовать над рк86 с вга видеоадаптером. Решил поэкспериментировать с режимами настройки вг75. Поиздевался над курсором. Могу включить квадратик, и мигающий квадратик. Черточку можно поднимать как угодно. Но, вместо черточки у меня точка. Думаю что то аппаратно там. Настройки экрана у меня (4 байта что можно писать в вг75) 4d 5d FF d3 меняя последний байт мог наблюдать в одной строке 77 символов. Больше никак, да и думаю монитор больше не поддержит, у меня 19дюймов форм фактором 16:9. Переделал оболочку винкс ру под этот видеорежим. Пришлось немного повозиться, панели теперь показывают по 19 имён файлов в колонке вместо 22. Также выяснил что скачанный фонт 8х14 со стороннего форума полное г, так как символы там от балды, придётся со временем скомпилить свой. Переделывая программу винксру, начал разбираться в его комментариях про видеорежим, так как не понимал, зачем в конце строки он прописывай код то ли f1 то ли f3. Понял что это удобно и классно при цвете. А ещё нашёл на нашем форуме, да да, дооолго я это искал, информацию про биос его файловой системы. Сейчас наверное достану ноут и сяду чего нибудь напишу, к примеру подкачку с диска  в ОЗУ и запись в файл. Если это все заработает без нюансов то я буду близок к написанию хорошей "операционки". А ещё хочу сделать программу редактор шрифтов на рк, чтобы сразу сгружать это на диск и смотреть создаваемый символ сразу онлайн.


Последний раз редактировалось: ведущий_специалист (Вс Дек 27 2020, 23:18), всего редактировалось 1 раз(а) (Обоснование : грамматика и правка писанины с телефона)
ведущий_специалист
ведущий_специалист
Мастер+

Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty .

Сообщение  barsik Пн Дек 28 2020, 00:26

132
ведущий_специалист пишет:начал разбираться в его [vinxru] комментариях про видеорежим, так как не понимал, зачем в конце строки он прописывал код то ли F1 то ли F3.
Вообще-то применительно к РК86 на DRAM эти коды сомнительны. Не случайно разработчики РК86 скрыли это от народа (они естественно имели полные РТМ по ВГ75, может быть даже фирменные даташиты на 8275). Потому что, если злоупотреблять этими кодами, то может случиться ситуация когда какая-либо колонка регенерации (из 128 колонок) не будет опрашиваться с нужным периодом и какая-нибудь ячейка может сбойнуть и никогда не поймёшь из-за чего это произошло. Особенно опасен код F3 в последней видимой строке экрана, да и высота фонта в 14 линий почти вдвое удлиняет период регенерации. Это резко удлиняет период между регенерациями во время кадрового бордюра. Понятно, что при статике такие проблемы не волнуют.
Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 DMA_codes.1609103599

ведущий_специалист пишет:хочу сделать программу редактор шрифтов на РК, чтобы сразу сгружать это на диск и смотреть создаваемый символ сразу онлайн.
Насчёт смотреть символ онлайн - не понятно вообще о чём речь. Если программа редактора фонтов для РК86, в смысле не, чтобы делать фонты для РК86 на PC, а работающая на самом РК86, то при чём здесь онлайн? Разве у Вас РК86 уже подключен к Интернету? Это же почти невозможно (ибо железа для этого надо пять килограммов и программ в кодах КР580 минимум на пару мегабайт).

Если для работы на самом РК, то надеюсь писать будете на Си (возможно на Си от vinxru). И в каком виде этот редактор фонтов планируете? В смысле - с изображением пикселя редактируемого символа целым знакоместом или с изображением пикселя символа четвертью знакоместа используя родную РК-шную текстово-блочную псевдографику с матрицей знакоместа 2*2.

Или в более мощной текстово-блочной псевдографике с матрицей знакоместа 3*2 или 2*3? Я как раз тоже хочу написать редактор фонтов и как раз на Си (ибо на бейсике я уже это делал много раз, один раз - на PLMX и один раз на Паскале). Но всё это ранее было с изображением пикселей целым знакоместом (отчего на экране огромное знакоместо, что неэстетично и чтобы понять как это будет выглядеть на экране надо отдаляться на 4 метра от экрана). Теперь хочу это сделать используя псевдографику. Понятно, что для начала родную, т.е с знакоместом 2*2 (ибо пока графический фонт для матрицы 3*2 ещё не нарисовал, для чего как раз и требуется редактор фонтов).

Т.к писать программы всё-равно надо в эмуляторе, то чтобы хотя бы увидеть VGA-фонт надо использовать эмулятор EMU в котором можно задавать размер фонта (а про EMU80 не знаю, можно ли там менять размер фонта с исходных 6*8). Если Вы в эмуляторе EMU положите в папку РК86 свой фонт 8*14 и вставите вот эти строки, то увидите свой фонт на экране PC и никакие онлайны не понадобятся.



font : Memory {
rom="Radio/FONT8x14.DAT"
}

crt : K580wg75 {
dma=dma[2]
font=font.frame[0]
fontwidth=8
fontheight=14
hilight=crt.ggh
}

barsik
barsik
Ветеран

Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty С наступающим

Сообщение  ведущий_специалист Ср Дек 30 2020, 17:14

133
В заключение этого сложного года.
Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Img_2011
думаю в этом году можно прекращать кодить и паять, пока коллеги на форуме ругались я заделал сложный вот такой вот экранчик.
ведущий_специалист
ведущий_специалист
Мастер+

Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".

Сообщение  ведущий_специалист Ср Дек 30 2020, 17:24

134
Постом выше можно заметить одну недоработку. Я не силен, не могу сказать, но почему то последий пиксел символа окрашивается цветом следующего символа. причем наблюдается такое непредсказуемо.

Я долго думал и экспериментировал с цветами и все таки остановился на цветовой схеме апогея.
1 - применение в схеме ир1 для цвета все таки дает немного удобств в программировании цвета.
2 - акименко и толкалин - цвета те же но перепутаны всего лишь. и непонятки с окрашиванием последнего символа, в эмуляторе это видно.
3 - я особо не встречал рк86 цветных игр или описания как это программировать, зато деяния винксру более меннее освещены программно и есть примеры кода.
Поэтому будет цвет от апогея.
А вообще, если на то пошло, я в процессе создания всего этого сталкиваюсь с абсолютной малограмотностью практически во всем. Или приходится напрягать сильно мозг и вспоминать юность или ворошить тонны мегабайт интернета. Блин реально, почитать негде. Ресурсы инета по рк86 настолько убоги что просто стыдно за авторов, настолько это все выполнено убого.
Например на одном сайте предлагают доработку рк86 цветом тупо ссылками на микроком от рокла, хотя там далеко уже не рк86, и цвет через плис, и никакого описания...вот ребят делайте...
На другом сайте предлагают заделать рк86 на вга, и особо смешно, мол чтобы все это работало, в монитор нужно вписать вот этот хекс.... зачем он мы не знаем но скорее всего он нужен. Мол мы бля увидили где то что то, сперли это для своего сайта делайте люди правда мы не знаем что это а так....
И так всюду. Грустно и печально. Что то где то сперли  - оформили. СРАМ!
В связи с этим задумался. Я могу оформить документально абсолютно каждый кусок своей схемы, описать как это работает программно, полностью описать любой кусок кода.... А потом кто то возьмет и закопипастит это все на свой гнусный сайт.
Почему так много букв? Я задолбался разбираться с этим цветом, результат фотки выше - это пол ночи кодинга непоняток и сегодня пол дня. Это сложно ребята, и нигде не почитать... А когда разберешься, так просто кажется да?


Последний раз редактировалось: ведущий_специалист (Ср Дек 30 2020, 17:41), всего редактировалось 1 раз(а)
ведущий_специалист
ведущий_специалист
Мастер+

Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty .

Сообщение  Viktor2312 Ср Дек 30 2020, 17:29

135
я заделал сложный вот такой вот экранчик.

Приколисто.

Вас тоже с наступающим!

Viktor2312
RIP

Сообщения : 15492
Дата регистрации : 2012-08-10
Возраст : 45
Откуда : Пятигорск

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty .

Сообщение  barsik Ср Дек 30 2020, 18:35

136
ведущий_специалист пишет:Акименко и Толкалин - цвета те же, но перепутаны всего лишь.
Это непонятно. Так цвета в цветовой схеме Акименко и в схеме Толкалина совпадают? Или они перепутаны и не совпадают? И кто с чем совпадает - цвета Акименко с цветом Толкалина? Или цвета обоих этих схем совпадают друг с другом, но не совпадают с цветами Апогея?

Отличие двух цветовых адаптеров РК86 обсуждалось в какой-то теме на ZX-PK.ru, но найти это утомишься. Если я верно помню, там разница в том, что цвет сдвинут на знакоместо. А про цвет Апогея в форумах вообще обсуждений ещё не было и может быть только vinxru и знает как он устроен.
ведущий_специалист пишет:Ресурсы инета по РК86 настолько убоги что просто стыдно за авторов
То что сайты по РК86 не очень качественны, это потому, что разбираются во всём только те, кто программирует для данного компьютера. А те, кто его только как обезъянка собирают из деталек, вставляя их в отверстия и запаивая, знают лишь как держать паяльник. Их не волнуют ни адреса, ни порты, на размеры ОЗУ, ни число цветов, ни удобство программирования. Вот потому-то, что всё разрабатывают аппаратчики, от их деяний и страдают программисты.

Сайты по РК86 не идеальны и заимствуют отовсюду всё, что удалось найти - не со зла и уж конечно не ради наживы. Такая ситуация из-за владельца форума ZX-PK.ru. Он всех неравнодушных и активных любителей забанил (или они вынуждены были сами уйти из-за токсичных завсегдатаев) и теперь варятся в собственном соку в изоляции. А имея возможность, можно было бы всем неравнодушным объединиться и сделать один, но хороший сайт по РК86 и другим советским 8-ми разрядкам.
ведущий_специалист пишет:Я задолбался разбираться с этим цветом... Это сложно ребята, и нигде не почитать...
А я сразу говорил, что атрибутный цвет это сложно, хотя в реале имел дело только с инверсией и даже лишь с ней меня замучила сдвижка, т.к не было информации как со сдвижкой бороться. Но вроде бы код F1 должен помогать от сдвижки. Он как бы сокращает строчный шаг в данной строке с 78 до 75,73 или 71-го выводимого символа.

А вот, если надо больше трёх раз за строку задавать цвет, то надо менять ширину экрана в меньшую сторону, т.к изменить строчный шаг 78 в большую сторону мы никак не можем (изменится частота кадров и сорвётся строчная синхронизация). Так что похоже получается, что в экране стандартной ширины мы можем менять цвет символов более 3-х раз только, если установить отображение атрибутов пробелом (что для игры плохо, спрайты по горизонтали не смогут соприкасаться).

А, если надо иметь в нормальной строке смену цветов более трёх раз, придётся сокращать размер экрана, где происходит игра, например до размера 55*30. Это потому, что от последнего символа в строке 8+63= 71-го до 77-го символа есть всего 6 байтов (один из которых уже отжирает код F1 нужный против сдвижки последующих строк).

Но если один атрибут оставить фиктивным, то можно изменить строчный шаг, например, до 90. Тогда лишние 12 байтов каждой из строк заполняются фиктивным атрибутом. Что и позволяет изменить строчный шаг в байтах, хотя отображаемое число символов в строке остаётся тем же, 78 (т.к атрибуты заносятся в другой буфер, буфер атрибутов). Из-за на единицу меньшего числа атрибутов цветовые возможности упадут, зато можно будет до 8 раз в строке менять цвет знакомест. Число 8 потому, что 16 это ограничение самой ВГ75 и один атрибут задаёт цвет, второй выключает его, т.е на задание цвета спрайта уходят два экранных байта.

Чтобы разбираясь с цветом не трахаться в реале с каким-нибудь убогим инструментом (типа редактор-ассемблер "Микрон" или даже вообще с голым отладчиком) лучше все нюансы работы с ВГ75 выяснять в эмуляторах. Они по цвету верные, на них цветные игры и даже МЦПГ работал. Видели Dizzy для РК86?

А я пока до цвета не дорос. Хотя в ближайшее время хотелось бы всё-же попробовать цвет из интереса. В эмуляторе конечно. Сделать цветовой адаптер в железе это слишком сложно, точнее уже негде монтировать его детали на основной плате.

А в Новый Год хотелось бы заняться реалом РК86, т.е доделать железный РК по крайней мере на КР580 до 48 Кб и с клавиатурой (т.к матричной нет и паять её из кнопок неохота, буду подключать аппаратную ASCII-клавиатуру). Хотя у меня уже есть ещё не отлаженная платка, что косой подключается к основной плате через панельку КР580, и даёт процессор Z80, хотя теперь, т.к занялся Си и потому на Турбо-Паскаль, что требует Z80 не зациклен, т.к это стало неактуально (но трудно удержаться, чтобы не поиметь Z80, а если на моём РК будет Z80, то точно не смогу не заняться Турбо-Паскалем).


Последний раз редактировалось: barsik (Чт Дек 31 2020, 10:01), всего редактировалось 3 раз(а) (Обоснование : опечатки)
barsik
barsik
Ветеран

Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".

Сообщение  ведущий_специалист Ср Дек 30 2020, 23:18

137
barsik пишет:Это не понятно. Так цвета в схеме Акименко и в схеме Толкалина совпадают? Или они перепутаны и не совпадают? И кто с чем совпадает - цвета Акименко с цветом Толкалина или цвета их обоих совпадают друг с другом, но не совпадают с цветами Апогея?
Они не совпадают с апогеем. 
код цветов апогея:
0x8c - красный, 0х85 - зеленый, 0х89 - синий, 0х81 - голубой, 0х84 - желтый, 0х88 фиолетовый.

к примеру в цвете Толкалина 0х81 красный 0х84 зеленый 0х88 синий
ведущий_специалист
ведущий_специалист
Мастер+

Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty .

Сообщение  barsik Ср Дек 30 2020, 23:26

138
ведущий_специалист пишет:
barsik пишет:совпадают друг с другом, но не совпадают с цветами Апогея?

Они не совпадают с апогеем.
Но друг с другом они по кодам цветов совпадают?

Несовпадение кодов цветов не столь фатально, т.к можно в начале программы иметь байты задающие цвет. Или в крайнем случае можно применить 555 КП11 (которая будет перекоммутировать атрибуты на выходы RGB) и тумблер введя два режима цвета. Гораздо фатальнее, если бы не совпадали цветовые позиции.
barsik
barsik
Ветеран

Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".

Сообщение  ведущий_специалист Сб Янв 02 2021, 12:15

139
Куда делся пост Барсика про цвет?
Точно помню что был!
ведущий_специалист
ведущий_специалист
Мастер+

Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty .

Сообщение  barsik Сб Янв 02 2021, 14:27

140
ведущий_специалист пишет:Куда делся пост Барсика про цвет?
Точно помню что был!
Да, подтверждаю, пост был. Расслабьтесь, память Вас не подвела и Вы не перешли в иную параллельную реальность случайно войдя в белый туман, как иногда кажется (когда всё вокруг кажется почти как было ранее, лишь что-то чуть-чуть иначе). В том посте была лишь изложена мысль, что уже и так есть аж целых три варианта цвета и незачем вводить новую кодировку цвета (заимствовав от Апогея) и из-за уже наличия эмуляторов это невыгодно. Пост случайно погиб в момент манипуляций с ним, а сразу просто было недосуг его восстанавливать, взяв текст из "дневника" пунто-свитчера.



В связи с намерением ведущего специалиста ввести на платформу РК86 дополнительное разнообразие схем цвета, призываю его более тщательно всё обдумать. Уже и так есть три стандарта цвета. Это чуть-чуть различающиеся цвета Толкалина и Акименко из 1992 года и буквально недавно на одной новодельной цветной плате РК, выпущенной в прошлом году, я обнаружил цвет с регистром 155ИР1 и с кодировкой цвета отличающейся от стандартов Толкалина и Акименко !!!

Там биты GPA1 и GPA0 переставлены, и в итоге цвета G и B цветовых пушек кинескопа не совпадают. Это значит, что все цвета будут иные. Хотя я ещё не разобрался детально в их отличии (из-за идиотской практики подписывать цепи цифрами выводов микросхем вместо логичных говорящих буквенных наименований, из-за этого надо иметь вторую пару глаз на затылке, чтобы одновременно смотреть на другую схему).

Зачем делать сложную схему цветного адаптера из Апогея БК-01Ц для РК86, только лишь потому, что vinxru сделал для него несколько цветных игр и таким образом есть чужой код в котором можно разобраться и заимствовать идеи. Лучше бы эта цветная громоздкая схема из Апогея осталась бы Апогею, зачем разводить столько несовместимых стандартов кодировки цвета? Всё равно адреса экранов с Апогеем разные и сменить цвета - это гораздо меньшая проблема при конверсии программы с Апогея на РК, чем сменить экранные адреса.

Схемы же вроде-бы делают то же самое, отличаясь лишь тем, какой конкретно атрибут задействован для конкретной цветовой пушки кинескопа (выдающей эмиссионные лучи по каналам R G B). И кстати, из сравнения схем чётко видно, что схема цвета РК проще, чем родная схема Апогея. Зачем же за неё цепляться создавая ненужные сложности и проблемы себе и другим.

Разумно, когда есть возможность, придерживаться стандартов. А стандарты на цвет РК есть уже почти 28.5 лет. У многих людей владельцев РК за прошедшие 28.5 лет была сделана именно журнальная схема. И эмуляторы поддерживают именно стандартный цвет (а в EMU80 можно выбрать или цвет Акименко или цвет Толкалина), но зато в EMU всего один вариант цвета, ибо нефиг разводить тысячи стандартов. Иначе будет стандартов больше, чем реальных машин.

А раз именно такая кодировка цвета поддержана в эмуляторах, то от такого цвета никуда не уйти. Ибо если сделать в РК апогеевское разбиение атрибутов на основные цвета, то надо писать свой эмулятор. Потому что сейчас никто не пишет программы в реале, т.к на PC всё получше - и клавиатура получше и текстов редактор поприличнее, а главное, - на PC можно писать программы для РК даже на ЯВУ.

В то время, как писать программы на ЯВУ на самом РК86 - не получится, ибо для этого нужна CP/M с высоким TPA и с внешним приводом с объёмом от 256 Кб. А CP/M использующая то ОЗУ, что есть в РК86 (т.е без его полнейшей переделки) будет иметь слишком малый по размеру TPA (области для программ) и потому в ней не будут работать компиляторы. Потому волей-неволей для РК86 писать и транслировать программы приходится на PC.

Да и вообще эмулятор удобнее, именно потому разработку и отладку программ 8-ми разрядок уже с середины 90-тых обычно делают в эмуляторах. При этом возникает трудная проблема быстрой и удобной пересылки файлов с PC на РК86. Через МГ-интерфейс используя аудио-выход PC это получается слишком медленно и утомительно.

Какая Вам разница, как атрибутные выходы распределены по цветовым пушкам телевизора? По-моему, вводить на РК апогеевскую кодировку цветов невыгодно и бессмысленно. Есть риск, что, даже если сделать десяток крутых цветных РК-игр под апогеевскую кодировку цвета, такой стандарт не победит и останется в единичном экземпляре.

Вообще-то людям программирующим для РК86 по сути наплевать на то, какие новодельные платы с какими несовместимыми цветами были выпущены в прошлом году для РК86. С их точки зрения это вредительство. Потому что программисты привязаны к имеющимся эмуляторам. Как бы хорошо не был сделан цвет в этих новодельных платах и будет сделано в платах ведущего_специалиста, человек разрабатывающий цветную программу для РК86 вынужден придерживаться того варианта цвета, что сделан в эмуляторах.

Стандарты задают программы, а не аппаратчики вредители безответственно делающие железо с новыми стандартами, как им в голову взбредёт. Если к новому стандарту цвета даёшь хотя бы 10 РК-игр хотя бы среднего игрового качества, то нет вопросов. А вот так: сделал и кинул, и хоть трава не расти - это безответственно.

Я лично даже при всём желании никак бы не смог использовать апогеевскую кодировку цвета, даже, если бы у меня возникло такое нездоровое желание. Ибо всё определяют эмуляторы. Как там сделан цвет, так и будет. Понятно, что авторам эмуляторов изменить биты несложно. Но они в этот форум не ходят и остаётся открытым вопрос зачем это делать, ибо это ничего не даёт, а только вредит. А потакать вредителям выпускающим платы с несовместимыми доработками и помогать им растаскивать платформу РК86 - это не дело.



Откуда берётся мерцание знакомест в схеме Акименко из ж.Радиолюбитель 10.1992? Есть ли мерцание в базовом РК86 ? Или для этого на плате РК надо что-то ещё соединять проводами?

Спойлер:

В новодельных цветных платах РК выпущенных в прошлом году (об этом есть тема на форуме "Полигон призраков") использовали схему цвета с регистром и кодировку цветов отличающуюся от кодировки применённой Толкалиным и Акименко в 1992 году. Возможно это и есть кодировка как в Апогее БК-01Ц, и так сделано с целью облегчить перенос программ от Апогея. Кстати, это явно неразумно выпустить платы новодела РК86 с несовместимым цветом, при этом даже не использовав аппаратно имеющиеся в ПЗУ РФ2 два фонта. Я уж не говорю про улучшение качества фонта до 8*8 (что попутно ускоряет РК на 25%), что также ничего не стоило бы по деталям.

А регистр 155 ИР1 это ещё большее вредительство, чем перепутывание цветов. Естественно, сам я на практике это не видел, но предположительно регистр задерживает цвет на одно знакоместо. Я так понимаю, что регистр ИР1 нужен лишь тем, кто использует атрибутный цвет в режиме с отображением атрибутов пробелами. Да, режим с пробелами проще в программировании текста (ибо в таком режимме нет сдвижки), но для игр такой режим не годится. Цветные спрайты должны соударяться, цветные объекты в пейзаже игры должны соприкасаться.

Наличие регистра в нужном для игр режиме без отображения атрибутов приведёт к дополнительным сложностям в программировании. Будет так, что мы обрамляем цветовыми атрибутами символ, а на экране визуально раскрашивается вовсе не он, а соседний символ. Зачем нам нужно такое неудобство в программировании игр?

А на удобство работы программиста с текстом вообще наплевать - вовсе не для текстообработки разработан РК86, ибо в те годы принтеры в СССР для населения не продавались. А если бы даже кому-то удалось бы купить украденный на предприятии промышленный принтер, то как её такую бандуру, как принтер DZM-180 в квартиру притащищь (да и широкую перфорированную рулонную бумагу где брать, самому что-ли склеивать из рулонов туалетной бумаги?).

Сейчас тоже вряд-ли кто занимается текстообработкой на РК86 и по сути сейчас актуальна всего одна текстовая программа - это запускалка игр выполненная в стиле "Нортона". И уж её можно сделать без регистра ИР1, тем более, что по-моему мнению этот ИР1 ничего не даёт и более того, - не только бесполезен, но и вреден.


Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Cvetrk.1609591871

- - - Добавлено - - -

Попытался найти на ZX-PK.ru хоть что-то про цвет РК, ориентируясь по названиям тем, но потратив впустую полчаса ничего не нашёл. Думал найти хоть какие-то добрые слова в защиту идиотского регистра ИР1 из Апогея-01Ц. Но пока у меня мнение, что ИР1 и даром не нужен и вреден, а менять цвета в угоду Апогею (даже не имея под это ни одной программы) - просто глупость. Зачем тащить из промышленного и чуждого компьютера схему цвета. Если регистр ИР1 не нужен для чего-то о чём я не знаю (например помогает от блёсток), то он не нужен. Надо попробовать в реале с ним и без него и тогда можно делать выводы.


Последний раз редактировалось: barsik (Вс Янв 03 2021, 10:35), всего редактировалось 2 раз(а) (Обоснование : исправил неверное название "Апогей-06Ц" на "Апогей БК-01Ц")
barsik
barsik
Ветеран

Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".

Сообщение  ведущий_специалист Сб Янв 02 2021, 18:37

141
Эта схема и есть цвет апогея. У меня другой вопрос, реализован ли реверс видео, (инверсия) в самоцвете? Если нет, то я готов оставить в схеме ир1 только ради этого. Мерцание меня мало интересует в играх, а вот инверсия очень облагородит как тайловую графику так и цвет.
ведущий_специалист
ведущий_специалист
Мастер+

Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty .

Сообщение  barsik Сб Янв 02 2021, 21:35

142
ведущий_специалист пишет:Эта схема и есть цвет Апогея.
Уже лучше, что не четыре варианта цветовых схем и кодировок цвета, а только три.
ведущий_специалист пишет:У меня другой вопрос, реализован ли реверс видео, (инверсия) в самоцвете?
Я про "Самоцвет-М" ничего и не знал до недавних пор. Ранее думал, что он с регистром, т.к помню, что когда-то давно читал обсуждение на ZX-PK.ru в каком-то форуме о двух схемах и речь там шла о регистре и сдвиге цветовых позиций. У меня был только журнал "Радиолюбитель" 04.1992, а 10.1992 не было. Только недавно узнал, где была опубликована схема Акименко и скачал.

Реверс цветов конечно реализован как на схеме Акименко, так и на исходной схеме Толкалина. Для этого там и ставится 1533 ЛП5. Она так и работает, - если на одном (управляющем) входе единица, то по второму входу ЛП5 работает, как инвертор. А если - 0, то ЛП5 работает повторителем. Для этого XOR-вентиль 7486 и изобрели американцы в 60-тые годы.

Регистр 155 ИР1 - не для инверсии. Он стробирует цвета с выходов ВГ75 сигналом записи в сдвиговый регистр 155 ИР13. Регистр нужен, чтобы сдвинуть цвет вправо от пробела, которым отображается на экране сам цветовой атрибут. Может я чего-то не знаю и в ИР1 есть какой-то тайный смысл, но пока я вообще не вижу какая от этого польза, ведь с регистром ИР1 пробел всё-равно остаётся, только перемещается с атрибута включающего цвет на атрибут выключения цвета.

Зато с ИР1, если используется режим без отображения атрибутов пробелом, то происходит ненужная сдвижка закраски на следующий символ. Т.е от 155 ИР1 пользы - ноль, зато вред очевидный. И если уж этот ИР1 кому-то и зачем-то нужен, то нужна и коммутация, отключающая этот ИР1, дающий задержку поступления RGB на выход на один знакомест-такт (период частоты 1.333 МГЦ), т.е сдвиг всех окрашиваемых позиций вправо.

Использование атрибутов с их отображением пробелом это по сути глупость, т.к тот же эффект достигается, если использовать идею коммутации фонта самими управляющими кодами (т.е кодами < $20). Тогда триггер взводят кодом символа 0E, а сбрасывают кодом 0F, что и служили в советских терминалах для переключения ASCII в русские буквы.

Но в данном случае речь не о фонтах, а о цветах и ставится не один триггер, а несколько. Для этого, например, те символы что в РК не отображаются и графики для которых нет, например, $0D, $0A, $07, $1F, выделяем дешифратором и по появлению 0 на его выходах включаем/выключаем соответствующий цвет. Так можно поиметь даже не 8, а сотни цветов. На экране эти коды также отображаются пробелом (т.к у этих кодов нет графики), т.е так же как при идиотском режиме с отображением атрибутов пробелом и ценные атрибуты при этом совсем не тратятся. Это позволило бы освободить атрибуты для коммутации фонтов в играх.

Регистр ИР1 нужен, если используется режим с отображением атрибутов пробелами. Это как бы химия устраняющая последствия самой идеи отображения атрибута пробелом. Цветной пробел и так можно вставить. Только тут идею не довели до конца. Надо было добавить триггер, чтобы атрибут отключения цвета отключал цвет сразу-же, без задержки на такт. Тогда можно будет окрасить слово, а не как сейчас слово плюс стоящий рядом со словом цветной пробел с одной или другой стороны слова (в зависимости от того, есть или нет ИР1).

Инверсия сделанная на ЛП5 прекрасно работает и на монохроме, т.е без схемы цвета. И здесь тоже намного удобнее использовать режим без отображения атрибутов и 155 ИР1 и даром не нужна.
ведущий_специалист пишет:Если нет, то я готов оставить в схеме ИР1 только ради этого.
В схемах Толкалина и Акименко, есть инверсия цветов, её делает ЛП5, а не ИР1. 155 ИР1 не нужна вообще. Это какая-то нелогичная чушь. Без ИР1 в режиме с отображением атрибутов пробелами цветной пробел возникает до символа перед которым стоит атрибут. Зато цвет исчезает сразу после символа за которым стоит выключающий цвет атрибут. А с ИР1 наоборот, если закрашиваем слово, то перед ним закраски нет, зато цветной пробел возникает после закрашенного слова. Это нелепость показывающая всю абсурдность режима с отображением атрибутов пробелами. Хоть с ИР1, хоть без него мы можем закрашивать только слова обрамлённые цветными пробелами.
ведущий_специалист пишет:Мерцание меня мало интересует в играх
А вот разработчик ZX-Spectrum Ричард Альтвассер почему-то считал иначе и пожертвовал ради миганий даже цветом, резко обеднив цветовую палитру (видимо, увидев, что в IBM PC CGA сдуру сделали также). Впрочем, на IBM PC эту глупость вскоре осознали и в последующих адаптерах ввели доп.управление режимом отображения, чтобы избавитсья от миганий и поиметь все 16 цветов, а Синклер так и остался со своим миганием и 8-ю цветами заднего плана.

Я вот не понимаю откуда берётся мигание. Я ещё не вникал и даже не понимаю, чем кардинально отличается схема "Самоцвет-М" Акименко от исходной схемы Толкалина (не считая исправления идиотизма с эмуляцией вентиля XOR на вентилях из 155 ЛА3). Пока не понял откуда в схеме Акименко возникает мигание. Меня интересует как аппаратно устроено мигание, потому, что вдруг это мигание можно как-то использовать как пятый атрибут и выбирать им цвет фона черный или белый.
barsik
barsik
Ветеран

Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty .

Сообщение  barsik Вс Янв 03 2021, 13:16

143
Ведущий_специалист хотелось бы увидеть параметры, которыми Вы задаёте режим ВГ75 для VGA. Встречаются разные данные на этот счёт. Какой у Вас кварц, какой у Вас фонт, каковы получились частоты строк и кадров, какому режиму VGA соответствуют. Из того сколько у Вас строк влезает в кадр много выводов не сделать. Планируете ли дальше ставить 555 АГ3, чтобы с их помощью формировать ССИ и КСИ (что при желании позволяет видеть 80 символов в строке, а для псевдографики - даже 64 строки в 4 линии высотой)?

https://webhamster.ru/mytetrashare/index/mtb0/1601117472mc66ulazh2

Вот из этого сайта и этой статьи следует, что быстродействия 155 ИР13 хватает даже на клок сдвига в 22 МГЦ и заменять ради быстродействия её на 1533 ИР10 не обязательно. Это хорошая новость, ранее я считал, что для VGA придётся ставить 1533 ИР10. Правда в схеме, где я видел ИР10 там применялся кварц 24 МГЦ.

Из представленного дампика на самом деле меняются только три байта в коде родного ПЗУ РК86. Эти три байта делают следующее:

Высота знакоместа меняется с 10 на 13. Уровень мигающего штриха курсора тоже 13. Это байт $FADA ($99 --> $CC).

Длительность VRTC меняется из длительности одной строки в две. Это байт $FAD8 ($1D --> $5D). Кстати, с регенерацией остаётся порядок. Раньше интервал без регенерации был 10*64= 640 мкс, а теперь стал 2*13*32= 832 мкс (т.к строчный период упал до 32 мкс). А учитывая, что на регенерацию надо сменить 128 адресов, что занимает 128:78= 1.64 длительности строки, то есть 1.64*32*13= 682 мкс, то суммарный период регенерации из-за этого получается 832+682= 1514, что всё-равно меньше, чем 2000 мкс, что максимально допустимый период регенерации у 565 РУ5.

И включается режим, когда атрибуты не отображаются. Это байт $FADC ($93 --> $D3).

78+8= 86 знакомест в развёртке строки при 8 пикселях в символе и пиксель-клоке в 21.48 МГЦ дают строчный период в: (8*86):21.48= 32 мкс, что соответствует частоте строк в 31.2 КГЦ.

30+2= 32 строки по 13 линий в каждой дают 416 линий. 25 строк занимают 25*13= 325 линий. Время вывод кадра равно 416*32= 13.312 мс, что соответствует частоте кадров в 75 Гц.

Очевидно, что это попытка получить VGA режим с частотой строк 31.5 КГЦ, частотой кадров в 70 ГЦ и разрешением 640*350. Но линий получается 325, а частота кадров 75 вместо 70, а частота строк 31 вместо 31.5 КГЦ. Число отображаемых линий не важно (важно, что меньше 350).

Возможно частоту кадров немного задрали, чтобы растянуть 25 строк (25*13=325 линий) на весь экран по вертикали. Важно, что строчный шаг остался 78 и полное число строк осталось тем же - 30. Это и обеспечивает совместимость с программами РК86, а VGA-дисплей у автора возможно мультисинк с хорошей синхронизацией.

Но лучшее соответствие стандарту VGA получилось бы, если использовать знакоместа высотой в 14 линий с тем же кварцем. При 70 ГЦ кадровый период равен 14.285 мс. При строчном периоде в ~32 мкс (что соответствует частоте строк в 31.5 КГЦ) должно выводиться ~446 линий растра. 446:14= 31.85. Что как раз близко к стандартным установкам на число строк в РК86 (там 30+1). Если выбрать 32 строки (30 строка в растре и те же 2 строки на обр.ход по кадрам), то как раз получается стандарт - и шрифт стандартный и частота кадров правильная и совместимость с РК86 осталась (т.к число строк осталось тем же).

Потому похоже, что в параметрах настройки ошибка. Если вместо $CC подставить $DD, то высота знакоместа увеличится с 13 линий до 14 линий и при 32 строках в полном кадре и частота строк будет 70 ГЦ и частота кадров 31.5 КГЦ и картинка займёт 14*25= 350 линий, что и требуется в данном режиме.

$FAD8 ($1D --> $5D)
$FADA ($99 --> $DD) а не $CC как указано у автора на сайте.
$FADC ($93 --> $D3)

Ещё интересно проверить правильность кварца, что нужен для такой схемы. Если VGA требует частоту строк в 31.5 КГЦ, а в строке 86 полных знакомест, то пиксель клок должен быть 21.84 МГЦ, а не 21.48 МГЦ, как указано у автора статьи. Кварц 22.0 МГЦ найти попроще, чем кварц 21.5 МГЦ. В крайнем случае можно собрать генератор с LC-контуром, как рекомендовалось для какого-то самосборного компьютера в случае, если нужного кварца нет.

Кстати по схеме с того сайта обратите внимание как заведён адрес А10 на ПЗУ знакогенератора. LC3 идёт на А10. Это сделано для того, чтобы не пришлось перекидывать 10 остальных адресных входов у РФ2, хотя фонт при этом получается своеобразным (я даже когда-то писал специальную программу для конверсии в такой фонт).

Ещё интересно прикинуть какую высоту знакоместа надо устанавливать, чтобы поиметь 30 видимых строк, что делается во всех графических играх РК (тогда при фонте высотой в 8 линий полное число строк ставится на 38, т.к (38+1)*8= 312, что и требуется для CGA). 350:30= 11.66. Значит придётся ставить высоту знакоместа в 11 линий, отчего частота кадров с учётом 38+2= 40 полных строк будет 71.5, что вполне нормально.

Литература: Для ознакомление с материалом по теме как подключать РК86 к VGA скачайте книжку: "Видеосистемы ПК фирмы IBM". В. Л. Григорьев. - М. : Радио и связь, 1993. - 190 стр. с ил.; ISBN 5-256-01119-7.



Высокие частоты на ВГ75 в РК86 не должны пугать. Потому, что РК86 несинхронный компьютер и ОЗУ не обязано работать на высокой частоте знакомест-клока. Т.к обмен с ОЗУ в РК86 несинхронен, то ПДП качает данные из 565 РУ5 с той скоростью сколько РУ5-тые без буферов ещё тянут. Быстродействие РК тоже не изменится (оно зависит лишь от клока КР580 и установленного числа строк, а т.к число строк то же, то ничего не меняется).

При потребности можно кварц и пиксель клок на немного понизить. Это может понадобиться, если нужного кварца под рукой нет. Для понижения частоты пиксель-клока достаточно уменьшить ширину знакоместа в пикселях с 8 до 7 или даже до 6.

Из интереса посчитаем какой нужен кварц при фонте шириной в 6 или 7 пикселей при общем числе знакомест в строке в 86 для стандартной частоты строк в 31.5 МГЦ. Строчный период равен 1:31.5= 31.77 мкс. Время отбражения знакоместа: 31.77:86= 0.369 мкс. Тогда пиксель клок при ширине знакоместа в 6 пикселей равен всего лишь 16.25 МГЦ, что уже лучше, т.к такой кварц найти можно. А для ширины знакоместа в 7 пикселей нужен кварц 18.963 МГЦ.

Но это всё об VGA. Но мне удалось узнать, что до VGA существовал более приятный (с нашей точки зрения) видео адаптер EGA. И у него тоже есть режим 640*350. Видеорежимы адаптера EGA гораздо приятнее для нас, т.к частоты строк и кадров для него намного ниже. Если Вы зырканёте в выше приведённую литературу, то узнаете, что полоса часто EGA всего 16 МГЦ, тогда как VGA занимает полосу аж в 25 МГЦ. В режиме 640*350 EGA требует всего лишь частоту строк в 21.85 КГЦ и частоту кадров всего лишь в 60 ГЦ.

EGA мониторы в России сейчас редкость, ибо к 1993 году, когда в Россию массово стали поступать импортные PC, они уже вышли из моды. Но по крайней мере VGA-мониторы (не SVGA) работали с EGA-адаптером. Возможно даже какой-нибудь современный SVGA-монитор сможет работать от EGA-адаптера. Тут нужны эксперименты. А частоту кварца при частоте строк в 2185 МГЦ легко посчитать. Для EGA понадобится кварц всего лишь 15 МГЦ (у меня как раз есть, тогда как 21.5 МГЦ хрен найдёшь).


Последний раз редактировалось: barsik (Вс Янв 03 2021, 15:05), всего редактировалось 2 раз(а)
barsik
barsik
Ветеран

Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".

Сообщение  ведущий_специалист Вс Янв 03 2021, 14:55

144
Сегодня вечером дам ответ, как доберусь до рабочего места.
Я вот долго думал про видеорежимы рк. Их реально можно сделать штук 5.
При VGA развертке я максимум смог сделать 3 режима. Можно изменять количество символов в строке от 64 до 78. Можно поднимать курсор как угодно и делать из него квадратик и мерцающий квадратик.
Мне до сих пор остается загадкой как делается аппаратно курсор, и почему у меня точка а не черточка. По моему я аппаратно что то накосячил.
Вечером скину кусок схемы можно будет обмозговать. Кстати, мне также непонятно (пока) как убираются межстрочные интервалы. При VGA частотах все эти режимы срывают напрочь синхронизацию.
Я даже подумываю вернуть схемотехнически обратно стандартный видео режим. При этом нужно будет все равно мутить схему на аг3 чтобы сформировать развертку для жк панелей (делать совместимость рк для ЭЛТ телеков это абсурд, так как элт телеки это ушедшая история). ВГА развертка мне сейчас нравится, только потому что символ реально 8х16 пикселов. Если доделать то что я задумал, сделать шрифт из ОЗУ, то получится отличная машинка с тайловой графикой. И если в старом рк символ (не помню по моему 6хCool и можно сделать 128 тайлов, то при символе 8х16 точек считай получается в 2 раза больше тайлов. Ради этого думаю можно пожертвовать играми булдер даш паника райс и прочих, которые настраивают вг75 на безстрочные интервалы. Если все пойдет как задумано, по сути можно написать и свой булдер даш, более красивый и с исправленными недостатками (мне не нравится к примеру фон передвигается - все замирает, камни падают - все замирает.....)алмаз съел - тормоз на пару секунд.
ведущий_специалист
ведущий_специалист
Мастер+

Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty .

Сообщение  barsik Пн Янв 04 2021, 03:05

145
ведущий_специалист пишет:Я даже подумываю вернуть схемотехнически обратно стандартный видео режим.
То есть качество фонта высотой в 14 линий в VGA Вас не устроило и Вы решили вновь тактировать ВГ75 клоком в 8 МГЦ, чтобы поиметь стандартный фонт РК высотой в 8 линий.
ведущий_специалист пишет:Я вот долго думал про видеорежимы РК. Их реально можно сделать штук 5. При VGA развертке я максимум смог сделать 3 режима.
Вообще-то число возможных режимов больше. Число возможных режимов при неизменном кварце определяется количеством возможных высот знакомест (выраженных в линиях растра). Но посмотрим сколько из них удобных.

В обычном ЭЛТ-телевизоре обычно исходят из того, что на экране видимы ~260 линий растра (из полных 312.5 линий). На большинстве плоских телевизоров видно 275...280 линий растра. На VGA в стандартном 10H (вообще-то EGA-шном) режиме на экране отображаются 350 линий растра.

Таким образом на базовом РК мы можем иметь 12 высот для знакорядов в интервале 4...16. Разумеется некоторые высоты знакоместа не имеет смысла использовать. Например, если задать высоту знакоместа в 5 линий, то видимыми мы увидим 260:5= 52 строки. Кстати, это позволяет поиметь графику 192*104 при частоте строк 50 Гц (а не 60 ГЦ, как у vinxru в его режиме в высотой знакоместа в 4 линии), но один из рядов пикселей будет иметь высоту в две линии, другой - высотой в три линии. А если мы запрограммируем высоту знакоряда в 16 линий растра, то сможем вывести 16 строк, хотя межстрочный интервал составит 8 линий растра.

Ходовыми на базовом РК можно считать видеорежимы с высотой знакоместа в 10 линий (25 строк), 8 линий (30 строк), 6 линий (43 строки) и 4 (51 строка). Два последних режима не подходят для вывода букв и цифр, а только для блочно-символьной псевдографики.

На VGA доступно меньшее число режимов. Ибо максимальное число строк, что (без использования VRTC для гашения и аппаратного формирователя КСИ) может вывести РК86 - равно 51 или 52 (при полном числе строк в 64, при этом 12 строк это кадровый бордюр). 350:52= 6.73. Т.о минимальная высота знакоместа на VGA это 7, а не 4. При этом надо задавать 350:7= 50 строк. Более 16 линий ВГ75 не может отводить на знакоряд. Потому 25 строк и соответственно совместимость в режиме VGA 640*480 не получить, ибо 25 строк требуют высоту знакоместа в 480:25= 19.2, в то время как ВГ75 не может дать более 16.

При отображении VGA, как и на обычном РК интересны только высоты знакоместа, что делятся на 2 или на 3. Т.е 16, 15, 14, 12, 10, 9 и 8. При высоте знакоместа 8 линий получаем 350:8= 43.75. При 44 линиях получаем графику 192*88. При высоте в 9 линий имеем 350:9= 38.9, т.е 39 строк и получаем графику 128*117. Так что по псевдографике режимы VGA даже менее выгодны, чем режимы для обычного телевизора.
ведущий_специалист пишет:Можно изменять количество символов в строке от 64 до 78.
Если менять полное число знакомест в строке с 86 до 96 соответственно подбирая кварц и гашение по строкам делая за счёт HRTC, а ССИ на АГ3, то можно и 80 символов увидеть. Но если речь о совместимом режиме, то строчный шаг д.быть 78, а полное число знакомест в строке 78+8= 86 (8 это заданная в базовом режиме длительность HRTC).

Я выше читал, что у Вас на плоском дисплее даже при полном числе знакомест в 86 видны более 64-х знакомест. Но, если сразу исходить из числа строк, например в 74 (что недоступно на базовом РК), то какой смысл цепляться за базовый режим программирования ВГ75 со строчным шагом в 78. Можно сделать строчный шаг в 96 (что даст возможность иметь 80 видимых знакомест и еще вставить в строку 16 атрибутов для раскраски).
ведущий_специалист пишет:Кстати, мне также непонятно (пока) как убираются межстрочные интервалы.
Они ушли автоматически, когда Вы завели LC3 на один из адресов ПЗУ знакогенератора, что сделало фонт 8*16 (хотя то что отображается на экране зависит от запрограммированного числа линий в знакоряду)
ведущий_специалист пишет:При VGA частотах все эти режимы срывают напрочь синхронизацию.
Эта фраза вообще непонятна.
ведущий_специалист пишет:делать совместимость РК для ЭЛТ телеков это абсурд, так как ЭЛТ телеки это ушедшая история.
С чего это вдруг абсурд? Стандарт сигнала у всех телевизоров независимо от того какие они - CRT, TFT или LCD одинаковый: частота строк 15.625, частота кадров 50 Гц и 52 мкс длительность видимой части строчного периода. Это не зависит от приёмного гаджета, потому что это стандарт телевидения.
ведущий_специалист пишет:ВГА развертка мне сейчас нравится, только потому что символ реально 8х16 пикселов.
Удивляюсь, что у Вас высота знакоместа 16? Т.к 16*25= 400.

Режим 640*400 VGA отображатьть может. Но это не стандартный (и не самостоятельный) режим, такой режим VGA адаптер использует, чтобы эмулировать CGA-шный режим 640*200 - он просто повторят линии растра дважды. Если у Вас кварцы и режимы подобраны так, что VGA считает это режимом 640*400. Стандартного режима 640*400 в VGA нет и VGA-мониторы не обязаны его отображать.
barsik
barsik
Ветеран

Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".

Сообщение  ведущий_специалист Пн Янв 04 2021, 07:42

146
Подразумевая слово VGA, имелось ввиду жк монитор и разъём db15. То что монитор сам подберёт свой режим исходя из поданной на него частоты, это уже другой вопрос. Мне кажется не стоит вдаваться в подробности в режиме ега или вга работает монитор. Я считаю что лучше просчитать и проверить все эти режимы при легко доставаемом кварце в 24мгц. А про срыв синхронизации, чего ж непонятно, когда игра настраивает свой видео режим, то я наблюдаю надпись на мониторе неподдерживаемый режим.
ведущий_специалист
ведущий_специалист
Мастер+

Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty .

Сообщение  barsik Пн Янв 04 2021, 12:24

147
ведущий_специалист пишет:А про срыв синхронизации, чего ж непонятно, когда игра настраивает свой видео режим, то я наблюдаю надпись на мониторе неподдерживаемый режим.
Не ну Вы чо! Совершенно очевидно, что все игры, что устанавливают свой режим ВГ75 на VGA без крошечной переделки по смене нескольких байтов в процедуре установки режима не заработают. Как можно надеяться, что параметры ВГ75 установленные для знакомест такта в 1.33 МГЦ ( 8:6=1.33 ) сработают на ВГ75 тактируемой знакомест клоком в 3 МГЦ ( 24:8= 3 )? Изменив 3 байта в ПЗУ F800 Вы подстроили под пиксель клок 24 МГЦ только базовый режим 64*25, что устанавливается по сбросу, теперь Вам требуется повторить эту процедуру для всех игр, что сами лезут в ВГ75.

Но все эти игры, что ставят видеорежим с высотой фонта в 8 линий прекрасно заработают на VGA, если Вы измените буквально один байт в параметрах, что записываются в ВГ75 в команде установки режима. Вам надо просто задать высоту знакоместа не в 8, а в 350:30= 11.66.

Вам надо лишь изменить в игре параметры в процедуре настройки ВГ75 в режим 64*30, что используют эркашные игры с блочно-символьной псевдографикой. Игры обычно ставят режим в 39 полных строк (т.е задают 38 как число знакорядов, ещё один знакоряд добавляется как число знакорядов на вывод VRTC). Хотя встречаются игры идиотов, что почему-то ставят 37 полных строк (это конечно тоже синхронизируется на хороших телевизорах, ибо у них полоса захвата большая, но частота кадров подскакивает до 55 Гц).

Когда Вы измените высоту знакоместа в игре, то и частота кадров вернётся. Правда возможно для VGA чтобы всё очень точно подогнать (ибо дробное число в 11.6 линий на знакоместо установить не удастся) придётся менять два байта. По крайней мере в том варианте с чужого сайта, что я рассматривал выше, ставится VRTC в две строки. Но там это делалось для совместимости, чтобы число выводимых строк экрана не менялось, а менялось лишь полное число строк, (да и там это сдуру, ибо при высоте фонта в 14 линий число отображаемых строк сохраняется и без того)

Для поиска нужной процедуры берёте отладчик с ловушкой на запись в адрес ОЗУ. И ставите ловушку на запись в C001 и отлавливате место, где туда записывается число 0 (это код команды задания режима). Впрочем команд записи в C001 в программах мало, так что можно просто найти это место отладчиком с поиском, разыския цепочку 01, C0 (байты наоборот потому, что Intel процессор так представляет двухбайтовые числа в командах и в памяти). Отладчик DDT или иришин отладчик (что тоже самое, т.к адаптация DDT) тут не помогут. Нужен один из синклеровских отладчиков адаптированных для ОРИОНА или CP/M-овский отладчик ZSID3 (не ZSID, в нём тоже нет поиска байтов в ОЗУ).



А ещё VGA, как и на PC, позволяет поиметь текстовые режимы с бОльшим числом строк. На РК с выводом на телевизор это было невозможно, т.к шрифт с высотой менее 8 линий нечитабелен. А с VGA мы можем иметь 350:8= 43.75 строк. При этом на экран влезет больше текста описания игры. Правда и фонт должен быть соответствующим. На IBM PC тоже можно было устанавливать при EGA режим в 43 строки.


Последний раз редактировалось: barsik (Пн Янв 04 2021, 14:36), всего редактировалось 3 раз(а)
barsik
barsik
Ветеран

Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".

Сообщение  ведущий_специалист Пн Янв 04 2021, 12:29

148
Именно так я и переделал оболочку от винкс ру, которая ставила 33 строки, пришлось переделать под 25 строк
ведущий_специалист
ведущий_специалист
Мастер+

Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty .

Сообщение  barsik Пн Янв 04 2021, 14:06

149
ведущий_специалист пишет:Именно так я и переделал оболочку от винкс ру
Не, не так.
ведущий_специалист пишет:которая ставила 33 строки, пришлось переделать под 25 строк
Похоже, что вместо простейшей коррекции в процедуре установки видео режима ВГ75, Вы выполнили сложную переделку самой программы под иное число строк. Вы изменили алгоритм программы уменьшив в программе число строк на которые выводится панель. А выше шла речь о том, чтобы режим ВГ75 сделать таким же, точнее с тем же видимым числом знакорядов, причём с сохранением требуемой для синхронизации VGA частоты кадров.

На частоту кадров влияет полное число знакорядов в кадре. Полное число знакорядов - это то число знакорядов, что задано вторым параметров в команде установки режима ВГ75, плюс то число знакорядов на VRTC, что задано в третьем параметре записываемым в адрес C001. В ОЗУ занимает место не полное число знакорядов, а только видимое число знакорядов. Потому VRTC мы можем менять, а вот то, что записывается в ВГ75 вторым параметром (число строк экрана) мы менять никак не можем, иначе экранные позиции в ОЗУ съедут и на экране будет хаос (хотя в отличие от моно дисплея, даже при хаосе строчная синхронизация на цветном дисплее не сорвётся, т.к КСИ и ССИ раздельные).

Если действовать по такой логике, то придётся переделывать логику во всех играх с псевдографикой с 30 строк на 25. А это не намного легче, чем написать свою аналогичную игру с нуля. По счастью достаточно изменить в команде задающей видео режим лишь высоту знакоместа, чтобы частота кадров осталась стандартной при 39 строках. А она останется стандартной для VGA, т.е 70 ГЦ, если полное число линий (в режиме VGA 10H это 450 линий) не изменится.

В режиме 64*30 надо соблюсти частоту кадров VGA 70 ГЦ. Автоматически она получится немного неточной, т.к пропорции длительности кадра и бордюра у VGA и у телевизора разные. Потому разумно подогнать частоту кадров и в режиме 30-ти строк под 70 ГЦ. На частоту кадров влияет высота знакоместа и число строк на VRTC (помня, что менять его широко мы не можем, ибо VRTC используется в РК как КСИ).

Чтобы частота кадров была 70 ГЦ требуется, чтобы в кадре выводилось 450 линий. При 39 строках по 11 линий выводится 429 линий. Из-за этого частота кадров поднимется до 73.4 ГЦ. Думаю, что это не фатально для синхронизации современного видео-монитора (неважно CRT или TFT). Но если задать VRTC в два знакоряда, то будет уже (38+2)*11= 440 линий растра и частота кадров составит 71.5 ГЦ. А если VRTC задать в три знакоряда, то и получится точно 70 ГЦ.

Правда при более длинном VRTC и КСИ станет длинным (ибо в базовом РК это одно и то же) и синхронизация по кадрам может ухудшиться. Можно просто укоротить КСИ простейшей RC-цепочкой, а центровку экрана сделать подстройками самого монитора. Но для тех, кто не любит аналоговые узлы в компьютере, можно поставить 155 АГ3 на формирователь КСИ. Два одновибратора - первый одновибратор обеспечивает центровку растра, т.е даёт задержку от фронта VRTC до начала собственно КСИ, который формирует второй одновибратор.
ведущий_специалист пишет:можно пожертвовать играми булдер даш, паника, райс и прочими, которые настраивают ВГ75
Исходя из вышеизложенного, нет никаких препятствий, чтобы гонять все имеющиеся РК-игры на РК86 переделанном под VGA-монитор. В играх, что сами настраивают ВГ75 достаточно изменить два байта в процедуре настройки видеорежима. Для адаптации всех игр РК под VGA достаточно поиметь лишь эмулятор имеющий ловушку на запись в ОЗУ по конкретному адресу. Современные эмуляторы от отечественных авторов этого не имеют. Тут Вам поможет древний эмулятор Дёмина для MSDOS из 1998 года, где в отладчике есть ловушки.
barsik
barsik
Ветеран

Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия

Вернуться к началу Перейти вниз

Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Empty Re: Флейм только по теме "Радио-86РК".

Сообщение  ведущий_специалист Пн Янв 04 2021, 20:06

150
Добрался наконец то до рк.В мониторе в настройках вг75 прописаны 4 цыфры: 4d 5d ff d8.
Сейчас адаптировал boulder dash и это мне удалось. Настройки следующие
4D 22 DE D3. Мне с трудом удалось подобрать эти числа пришлось несколько раз перечитать магию Барсика чтобы дошло, что нужно поиграться с высотой фонта. Тогда кадры перестали бежать. Если прописываю DD то видно заметно обрезание символов.
Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Img_2014
По адресу 0В48 лежат настройки видеоадаптера. Я с детства помню и понимаю некоторые команды ассемблера в хексе, поэтому найти настройки в коде не составило большого труда.
Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Img_2013
Если кто то может заметить, то цвета перепутаны,но мне это не критично, в оригинале BOULDER зеленый DASH желтый. Нюанс в другом, сделаю скрин оригинала покажу, а пока еще фотка.
Флейм только по теме "Радио-86РК". - Страница 6 Img_2012
Кстати, давно играл в болдер на рк, но сейчас понял, эмулятор гораздо тормознее, на оригинальном рк играть чтоли приятнее...
И да, исходя из фото видно что шрифт у меня в пзу ....короче там черт знает что, и меня уже бесит что я не могу перешить еепром, так как программатор внезапно дал дуба, я его распаял и ....
ведущий_специалист
ведущий_специалист
Мастер+

Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург

Вернуться к началу Перейти вниз

Страница 6 из 16 Предыдущий  1 ... 5, 6, 7 ... 11 ... 16  Следующий

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения