Последние темы
» Вити больше нет!автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:54
» Собираем оригинальный Орион 128
автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:47
» Проблема плющеного экрана ОРИОНА
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:05
» Орион 128 и его клоны возрождение 2019-2022 год
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:03
» Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:02
» Новости форума
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 11:52
» Орион-128 НГМД запуск 2021 года
автор matrixplus Сб Сен 10 2022, 17:36
» ПЗУ F800 для РК86
автор ведущий_специалист Сб Сен 10 2022, 10:37
» Микропроцессорная лаборатория "Микролаб К580ИК80", УМК-80, УМПК-80 и др.
автор Электротехник Вт Июл 26 2022, 19:33
» Орион-128 SD карта в Орионе
автор matrixplus Чт Июн 02 2022, 09:00
» 7 Мая. День Радио!
автор Viktor2312 Чт Май 12 2022, 10:58
» Серия: Массовая радио библиотека. МРБ
автор Viktor2312 Ср Май 11 2022, 12:17
» Полезные книги
автор Viktor2312 Пн Май 09 2022, 15:07
» Орион 128 Стандарты портов и системной шины Х2
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 23:08
» Орион-128 и Орион ПРО еще раз про блоки питания
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:09
» Орион-128 Программаторы
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:02
» Орион ПРО история сборки 2021 до 2022
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 18:47
» Анонсы монет (New coin).
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 23:11
» Хочу свой усилок для квартиры собрать не спеша
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 19:33
» Амфитон 25у-002С
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 09:38
» Майнер: T-Rex
автор Viktor2312 Вс Май 01 2022, 09:12
» GoWin. Изучение документации. SUG100-2.6E_Gowin Software User Guide. Среда разработки EDA.
автор Viktor2312 Пн Апр 25 2022, 01:01
» GoWin. Изучение документации. UG286-1.9.1E Gowin Clock User Guide.
автор Viktor2312 Сб Апр 23 2022, 18:22
» GoWin. Documentation Database. Device. GW2A.
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 14:08
» GOWIN AEC IP
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 12:08
Самые активные пользователи за месяц
Нет пользователей |
Поиск
Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
Страница 1 из 1 • Поделиться
Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
1
Год: 1990
Процессор: К580ВМ80А 2.5 МГц
ОЗУ: 64 Кб
ПЗУ: 6 Кб
Графика: 480x224x2, 240x224x4, палитра 64 цв
Текст: 60x28x2, 30x28x4
Звук: К580ВИ53
Электроника КР04 это малораспространенный компьютер и программ для него почти нет. С компьютером Радио 86РК совместим только на уровне BIOS. Адреса микросхем, раскладка клавиатуры и тактовая частота процессора отличаются.
Буквы КР в названии означают «Компьютер Радиолюбителя». Производился Ульяновским радиоламповым заводом (УРЛЗ).
Видеоадаптер
Этот компьютер интересен тем, что его видеоадаптер построен на микросхеме КР580ВГ75, как у Радио 86РК, но обладает гораздо большими возможностями. Видеоадаптер поддерживает следующие режимы:
Текстовый режим 64x25, 2 цвета из палитры в 64 цвета. Размер символа 8x8 пикселей. Знакогенератор содержит 2048 символа, т.е. 16 переключаемых наборов по 128 символов и допускается не более 16 переключений наборов в одной строке символов на экране. Знакогенератор размещен в ОЗУ и может быть изменен в любое время. Есть аппаратная вертикальная и горизонтальная прокрутка. Можно устанавливать произвольный адрес видеопамяти, т.е. поддерживается несколько видеостраниц. Поддерживается эффект «Гигаскрин».
Графический режим 480x224, 2 цвета из палитры в 64 цвета. Это тот же текстовый режим описанный выше, но экран заполнен не повторяющимися символами, а программист изменяет знакогенератор. Т.е. этот графический режим можно назвать тейловым.
Как соответствуют разрешения 64x25 и 480x224? Эти числа написаны в паспорте компьютера, но если посчитать на пальцах, то получается следующее. Тактовая частота пикселей в этом компьютере 10 000 000 Гц. В строке будет гарантированно видимых 10000000 Гц / 15625 Гц * 0,75 = 480 пикселей или 480 / 8 = 60 символов. Выходит, что в текстовом режиме 64x25, будет гарантированно видно только 60 символов, а 4 символа будут находится за краем экрана. Т.е. правильно было бы его назвать 60x28. Некоторые старые аналоговые мониторы можно было настроить так, что бы они отображали больше, чем положено по стандарту, но все современные цифровые телевизоры будут отображать лишь 60 символов по горизонтали.
Текстовый режим 80x25, 2 цвета из палитры в 64 цвета. Размер символа 6x8 пикселей. Межстрочный отступ в 1 пиксель. Знакогенератор содержит 128 или 256 символов. Реализован программно на основе режима описанного выше.
Текстовый режим 30x28, 4 цвета из палитры в 64 цвета. Размер символа 4x8 пикселей. Цвет назначается не знакоместу, а символу, каждому пикселю символа. В остальном этот режим аналогичен первому режиму 64x25.
Графический режим 240x224, 4 цвета из палитры в 64 цвета. Это тот же текстовый режим описанный выше.
Текстовый режим 40x25, 4 цвета из палитры в 64 цвета. Размер символа 6x8. Межстрочный отступ в 1 пиксель. Знакогенератор содержит 128 или 256 символов. Реализован программно на основе режима описанного выше.
Микросхема КР580ВГ75 имеет множество настроек, изменяя которые можно получить и другие видеорежимы.
С помощью ESC кодов и функции вывода текста в BIOS можно переключать видеорежимы, настраивать палитру, устанавливать цвет, рисовать точки, линии, изображения.
Программное обеспечение
Если перезагрузить компьютер с зажатой клавишей пробел, то запустится встроенная программа проверки ОЗУ. Если ОЗУ исправно, то на экране отобразится текст "ОЗУ ИСПРАВНО". Если ОЗУ неисправно, то прозвучит звуковой сигнал частотой 800 Гц и длительностью 2 секунды. При этом на экране может быть отображен номер неисправной микросхемы.
После включения компьютера вам будет предложено выбрать режим экрана:
"48K/40" - текст 40x25, графика 240x224, 4 цвета, программам доступно 48 Кб ОЗУ.
"48K/80" - текст 80x25, графика 480x224, 2 цвета, программам доступно 48 Кб ОЗУ.
"16K/64" - текст 64x25, 2 цвета, адрес видеопамяти соответствует компьютеру Радио 86РК 16 Кб.
"32K/64" - текст 64x25, 2 цвета, адрес видеопамяти соответствует компьютеру Радио 86РК 32 Кб.
После выбора отобразится приглашение для ввода команд "-->".
Поддерживаются команды D, F, M, T, C, S, G, O, I, R, описание которых можно посмотреть у Радио 86РК.
Точки входа в ПЗУ соответствуют компьютеру Радио 86РК.
С компьютером поставлялась кассета с программами:
Программа "Скорость".
Программа "Анализ ввода".
Игровая программа "Тетрис".
Игровая программа "Роботы".
Программа "Редактор текста".
Программа "Редактор-ассемблер".
Интерпретатор языка Бейсик-Микрон.
Демонстрационная программа на Бейсике.
Если у вас есть эта кассета, то пожалуйста поделитесь оцифрованной копией.
Фотографии
Документы и ПО
Все известные мне документы, схема и ПО для этого компьютера тут (на момент публикации ПО еще не нашлось)
Процессор: К580ВМ80А 2.5 МГц
ОЗУ: 64 Кб
ПЗУ: 6 Кб
Графика: 480x224x2, 240x224x4, палитра 64 цв
Текст: 60x28x2, 30x28x4
Звук: К580ВИ53
Электроника КР04 это малораспространенный компьютер и программ для него почти нет. С компьютером Радио 86РК совместим только на уровне BIOS. Адреса микросхем, раскладка клавиатуры и тактовая частота процессора отличаются.
Буквы КР в названии означают «Компьютер Радиолюбителя». Производился Ульяновским радиоламповым заводом (УРЛЗ).
Видеоадаптер
Этот компьютер интересен тем, что его видеоадаптер построен на микросхеме КР580ВГ75, как у Радио 86РК, но обладает гораздо большими возможностями. Видеоадаптер поддерживает следующие режимы:
Текстовый режим 64x25, 2 цвета из палитры в 64 цвета. Размер символа 8x8 пикселей. Знакогенератор содержит 2048 символа, т.е. 16 переключаемых наборов по 128 символов и допускается не более 16 переключений наборов в одной строке символов на экране. Знакогенератор размещен в ОЗУ и может быть изменен в любое время. Есть аппаратная вертикальная и горизонтальная прокрутка. Можно устанавливать произвольный адрес видеопамяти, т.е. поддерживается несколько видеостраниц. Поддерживается эффект «Гигаскрин».
Графический режим 480x224, 2 цвета из палитры в 64 цвета. Это тот же текстовый режим описанный выше, но экран заполнен не повторяющимися символами, а программист изменяет знакогенератор. Т.е. этот графический режим можно назвать тейловым.
Как соответствуют разрешения 64x25 и 480x224? Эти числа написаны в паспорте компьютера, но если посчитать на пальцах, то получается следующее. Тактовая частота пикселей в этом компьютере 10 000 000 Гц. В строке будет гарантированно видимых 10000000 Гц / 15625 Гц * 0,75 = 480 пикселей или 480 / 8 = 60 символов. Выходит, что в текстовом режиме 64x25, будет гарантированно видно только 60 символов, а 4 символа будут находится за краем экрана. Т.е. правильно было бы его назвать 60x28. Некоторые старые аналоговые мониторы можно было настроить так, что бы они отображали больше, чем положено по стандарту, но все современные цифровые телевизоры будут отображать лишь 60 символов по горизонтали.
Текстовый режим 80x25, 2 цвета из палитры в 64 цвета. Размер символа 6x8 пикселей. Межстрочный отступ в 1 пиксель. Знакогенератор содержит 128 или 256 символов. Реализован программно на основе режима описанного выше.
Текстовый режим 30x28, 4 цвета из палитры в 64 цвета. Размер символа 4x8 пикселей. Цвет назначается не знакоместу, а символу, каждому пикселю символа. В остальном этот режим аналогичен первому режиму 64x25.
Графический режим 240x224, 4 цвета из палитры в 64 цвета. Это тот же текстовый режим описанный выше.
Текстовый режим 40x25, 4 цвета из палитры в 64 цвета. Размер символа 6x8. Межстрочный отступ в 1 пиксель. Знакогенератор содержит 128 или 256 символов. Реализован программно на основе режима описанного выше.
Микросхема КР580ВГ75 имеет множество настроек, изменяя которые можно получить и другие видеорежимы.
С помощью ESC кодов и функции вывода текста в BIOS можно переключать видеорежимы, настраивать палитру, устанавливать цвет, рисовать точки, линии, изображения.
Программное обеспечение
Если перезагрузить компьютер с зажатой клавишей пробел, то запустится встроенная программа проверки ОЗУ. Если ОЗУ исправно, то на экране отобразится текст "ОЗУ ИСПРАВНО". Если ОЗУ неисправно, то прозвучит звуковой сигнал частотой 800 Гц и длительностью 2 секунды. При этом на экране может быть отображен номер неисправной микросхемы.
После включения компьютера вам будет предложено выбрать режим экрана:
"48K/40" - текст 40x25, графика 240x224, 4 цвета, программам доступно 48 Кб ОЗУ.
"48K/80" - текст 80x25, графика 480x224, 2 цвета, программам доступно 48 Кб ОЗУ.
"16K/64" - текст 64x25, 2 цвета, адрес видеопамяти соответствует компьютеру Радио 86РК 16 Кб.
"32K/64" - текст 64x25, 2 цвета, адрес видеопамяти соответствует компьютеру Радио 86РК 32 Кб.
После выбора отобразится приглашение для ввода команд "-->".
Поддерживаются команды D, F, M, T, C, S, G, O, I, R, описание которых можно посмотреть у Радио 86РК.
Точки входа в ПЗУ соответствуют компьютеру Радио 86РК.
С компьютером поставлялась кассета с программами:
Программа "Скорость".
Программа "Анализ ввода".
Игровая программа "Тетрис".
Игровая программа "Роботы".
Программа "Редактор текста".
Программа "Редактор-ассемблер".
Интерпретатор языка Бейсик-Микрон.
Демонстрационная программа на Бейсике.
Если у вас есть эта кассета, то пожалуйста поделитесь оцифрованной копией.
Фотографии
Документы и ПО
Все известные мне документы, схема и ПО для этого компьютера тут (на момент публикации ПО еще не нашлось)
Последний раз редактировалось: alemorf (Сб Янв 19 2019, 00:02), всего редактировалось 2 раз(а)
.
2
После Юниора и Арго этот компьютер будет третьим в конкурсе на звание "апогей в компьютеростроении на базе ВГ75". Тем самым безидейный Апогей-БК01Ц свигается на 5-тое место в списке апогейности, сразу после Партнёра с его МЦПГ. Сам РК86, естественно в этом списке на последнем месте.
Интересно узнать о формировании ССИ (как получаются и 80 символов и 64 символа в строке). Но в первую очередь интересует схема как поставить в РК-подобные системный контроллер 580 ВК28. Один чувак утверждал, что ему удалось это сделать, но несмотря на мои просьбы, подло скрыл эту тайну от народа. Я пытался лет 30 назад поставить ВК28 и не сумел (ума не хватило), потому это мне интересно в первую очередь.
Интересно узнать о формировании ССИ (как получаются и 80 символов и 64 символа в строке). Но в первую очередь интересует схема как поставить в РК-подобные системный контроллер 580 ВК28. Один чувак утверждал, что ему удалось это сделать, но несмотря на мои просьбы, подло скрыл эту тайну от народа. Я пытался лет 30 назад поставить ВК28 и не сумел (ума не хватило), потому это мне интересно в первую очередь.
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
Re: Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
3
barsik пишет:После Юниора и Арго этот компьютер будет третьим в конкурсе на звание "апогей в компьютеростроении на базе ВГ75". Тем самым безидейный Апогей-БК01Ц свигается на 5-тое место в списке апогейности, сразу после Партнёра с его МЦПГ. Сам РК86, естественно в этом списке на последнем месте.
Апогей отличается только 3-мя вещами.
1) КР580ВИ53 подключена тремя каналами к динамику. В Микроше КР580ВИ53 подключена одним каналом. В Радио 86РК сэкономили.
2) Память расширена до 52 Кб.
3) Добавили цвет на основе атрибутов.
Т.е. любой Радио 86РК можно допаять до этого состояния.
barsik пишет:Интересно узнать о формировании ССИ (как получаются и 80 символов и 64 символа в строке).
Аппаратно в строке всегда 64 (60) символа размером 8x8.
80 символов получается медленным способом. Строка заполняется уникальными символами, например: ABCDEFG.
Программист изменяет знакогенератор, т.е. изображения этих символов.
Если надо вывести символ # в позиции 1 (счет с нуля), то требуется частично изменить изображения символов A и B в знакогенераторе.
barsik пишет:Но в первую очередь интересует схема как поставить в РК-подобные системный контроллер 580 ВК28. Один чувак утверждал, что ему удалось это сделать, но несмотря на мои просьбы, подло скрыл эту тайну от народа. Я пытался лет 30 назад поставить ВК28 и не сумел (ума не хватило), потому это мне интересно в первую очередь.
Схема есть по ссылке в статье. Я никогда не думал о проблемах подключения ВК28.
принцип работы видео в "Электронике КР-04"
4
Вот здесь схемы получше, а также есть прошивки ПЗУ.
Наличие схем и прошивок позволило разобраться в этой конструкции Электроники КР-04. В этом уникальном компьютере фонт располагается в основном ОЗУ (потому процессор легко может его менять). Чтобы этого достичь, ОЗУ работает при частоте /RAS /CAS 2.5 МГЦ. КР580 также тактируется клоком 2.5 МГЦ, причём вместо 580 ГФ24 применён формирователь Ф1 и Ф2 на мелкой логике делящий частоту кварца не на 9, а на 8, а вся схема компьютера стала синхронной. Из двух соседних периодов частоты 2.5 МГЦ в одном из этих периодов может обратиться процессор, а во втором читается фонт кода символа заданный на выходе ВГ75. Т.е принцип синхронизации доступов к ОЗУ между CPU КР580 и ВГ75 для доступа к фонту почти как в Специалисте/Орионе.
В этом компьютере применён более грамотный и по деталям более экономный способ реализации идеи загружаемого фонта, чем другие два способа придуманные для РК86 уже в XXI веке и представленные несколько лет назад на форуме ZX-PK.ru. Важнее, что данная концепция для смены фонта не только проще аппаратно, но и одновремнно с возможностью грузить фонт и использовать компьютер как чисто текстовый, обеспечивает вывод полноценной попиксельной графики.
Принцип использования ВГ75 для вывода полноценной графики основан на том факте, что для вывода на экран двух текстовых строк по 64 символа, содержащих лишь неповторяющиеся коды, как раз достаточно 128-ми кодов символов, что поддерживает ВГ75. Для реализации идеи оказалось удачно, что ВГ75 обслуживает 4 в произвольном месте располагаемые атрибута. Код символа выдаваемый из ВГ75 в каждом знакоместе строки используется как адрес графики текущей (8-ми пиксельной) линии знакоместа в пределах двух строк. А адресация по всем строкам достигается за счёт применения в качестве старших битов адреса начала графики строки 4-х атрибутов (атрибут записывается перед каждой строкой).
Из 4-х битов атрибутов можно сформировать 16 разных кодов (от 0 до 15). Размещая 4-х битовый атрибут перед началом строки можно задавать адрес графики этой строки в ОЗУ (кстати, вместо атрибутов можно было бы формировать 4 старших бита адреса текущей строки с помощью счётчика). В КР-04 весь экран состоит из 14 групп по две текстовые строки, где каждая из строк имеет высоту 8 линий растра (что и даёт 14*2*8= 224 линии отображения по вертикали), а 4-х битовым атрибутом каждой группе приписывается 4 адреса (задающее адрес начала в ОЗУ данной группы).
Чтобы коды символов размещённые в текстовом экранном ОЗУ работали в качестве графической развёртки, в это экранное ОЗУ в позиции соответствующие горизонтальным позициям 0...63 в строке заносятся те же числа 0...63 (а в позиции второй строки каждой группы из двух строк заносятся коды 64...127). Благодаря этому фрагмент ОЗУ размером 64*8 будет отображаться в строке в графическом виде в виде матрицы пикселей 480*8 (а вся группа из двух строк отображается участком 480*16).
Сигналы вертикальной развёртки знакоместа LC0...LC2 и 7 битов кода символа (он же является номером знакоместа) формируют 10-ти битовый адрес в ОЗУ графики в пределах группы (т.е двух строк, занимающих 1 кб). А удачно оказавшиеся в наличии в ВГ75 четыре атрибута ВГ75 используются для переключения нач.адресов в ОЗУ групп по 2 строки. Что теоретически позволяет вывести 16 групп, т.е иметь 32 строки (что при высоте знакоряда в 8 линий отображает матрицу пикселей формата 480*256). Причём каждый пиксель может быть индивидуально зажжён или погашен. Таким образом 14-ти разрядный адрес для каждого экранного байта образуется из номера линии в знакоряду (3 бита), кода символа в текстовом экране (7 бит) и 4 битового атрибута, что установлен для каждой строки (ещё 4 бита).
В графическом режиме работают два экрана - один текстовый, который выполняет роль развёртки, и второй чисто графический отображающий в формате 480*224. Объём памяти графического экрана равен 64*2*8*14= 14 336 байт. А текстовый экран в режиме графики работающий как развёртка занимает ~2 кб. Для того, чтобы разворачивался весь экран, состоящий из 14 групп по 2 строки в каждой, в позицию перед началом каждой строки записывается атрибут. Для строк группы 0 этот код из 4-х атрибутов равен 0000, для строк группы 1 - 0001, группы 2 - 0010... и для последней группы N 13 код из битов атрибутов равен 1101.
Таким образом КР-04 это вовсе не текстовый компьютер, а графический. Точнее он как и Корвет содержит и текстовый адаптер и графический (используя при этом деталей в 3 раза меньше, чем Корвет). Текст в формате 64 символа может выдаваться, как в текстовом режиме, так и графикой. А текст в формате 80 символов в строке выдаётся только графикой. Подобная идея использования ВГ75 для вывода графики реализована также в компьютерах Арго ФВ-6511 и Юниор ФВ-6506, что наводит на мысль, что и КР-04 разработали в том же киевском НИИ. И вероятно КР-04 является стартовой моделью, т.к Юниор, а уж тем более Арго намного круче. 25 лет спустя ту же концепцию использовал freddy, чтобы разработать платку текстового адаптера.
ВГ75 в данной концепции работает вместо группы счётчиков и не делает ничего полезного кроме выдачи хитроумным способом очередного экранного адреса. Кстати идея формирования видео из двух экр.буферов - из первого буфера читается адрес подлежащего отображению байта из графич.ОЗУ, а затем этот байт читается из графического ОЗУ и отображается, была применена ещё за 5 лет до КР-04 в западных компьютерах. Это позволяет быстро перемещать по экрану спрайты, а также программно эмулировать формат экрана любого граф.компьютера (кстати в Арго ФВ-6511 таким способом эмулируется перекорёженный экран ZX-Spectrum).
Для звуков стоит таймер ВИ53, но звук лишь одноголосный по идеям И.Крыловой (один из каналов задаёт длительность ноты, другой высоту тона). Также в отличие от РК в этом компьютере используются апп.прерывания КР580 - на его вход INT (программно отключаемо) заведён выход одного из каналов таймера делящий входную частоту 15.6 КГЦ, что позволяет иметь период прерываний от 128 мс до часа.
В общем это совсем не РК86, общность только по стандартным входам в ПЗУ и использованию той же связки БИС ВТ57-ВГ75, что доказывает, что и в СССР в конце 80-тых уже были выращены достаточно грамотные инженеры обладающие фантазией.
КР-04 это (наряду с Орионом и Корветом) один из компьютеров, где КР580 тактируется максимальным по РТМ клоком в 2.5 МГЦ. Но увы и в этом компе дурацкий ПДП обслуживающий ВГ75 заметно тормозит. Правда это торможение не аж на 26%, как это в РК86, а (благодаря более высокому CLK ВТ57) лишь на 18%. Так что расчётная эффективная скорость должна составлять ~2.04 МГЦ. Т.о по скорости этот комп в ~1.6 раза скоростнее, чем РК86 (так что не так уж важно, что игры от РК86 несовместимы, т.к на увеличенной скорости в них было бы сложно играть). 2 МГЦ для текстовой машины вполне достаточно, а вот для графической этого мало. Однако уникальная концепция позволяет в играх манипулируя не графикой, а развёрткой (т.е байтами в текстовом экране) перемещать и изменять спрайты на экране мгновенно.
Благодаря текстовости (и скорости на треть большей РК86) это второй советский комп, где текстообработка в режиме 64 символов в строке достаточно быстрая (первый, естественно, Корвет, в котором имеется ещё более скоростной текстов адаптер формата 64*16). А вот в режиме 80-ти символов в строке вывод текста тормозной, т.к для вывода символа в экран записывается не один экранный байт, а 8 или 16, причём с предварительным считыванием и маскированием (что также медленно, как в типовой графической машине с небайтовым шрифтом). Кстати, шрифт 8*8 гораздо симпатичнее, чем уродливый шрифт 6*8 применённый в РК86, Орионе и Специалисте.
Этот компьютер, как и все наборы "Электроника КР" продавался якобы в виде набора для сборки. Но на самом деле это вовсе не набор, а полуфабрикат, т.к платы были уже спаяны, настроены и даже смонтированы на раме. Всё, что оставалось сделать любителю это найти подходящий блок питания и изготовить подходящий корпус. В виде настоящих радиолюбительских наборов в США продавались микрокомпьютеры первой волны (Altair-8800/680, IMSAI-8080 и SWTPC-680), в которых в набор входили только голые печ.платы и весь требуемый для сборки набор комплектующих.
Отсутствие корпуса неудобно потребителю, т.к сделать корпус компьютера (тем более со встроенной клавиатурой) в домашних условиях, не имея оборудования для сварки аллюминия или электропечи для отлива из пластмассы под давлением, весьма непросто. На кухонном столе можно сделать только корпус из папье-маше (т.е из клейстера и бумаги). Очевидно эта мысль в итоге дошла до изготовителей, т.к в набор "Электроника КР-03М" (! с буквой М) уже стали включать и корпус. Есть мнение, что эти наборы выпускали под названием "Радиоконструктор" отчасти для того, чтобы у изготовителя был законный способ не давать покупателю гарантии.
Вероятно из-за работы МП-ядра на более высокой (относительно РК86) частоте 2.5 МГЦ, в схеме этого компьютера буквально каждая БИС буферизована. Хотя исходя из схем других подобных компьютеров можно предположить, что схема будет работать даже если исключить часть буферов. Для владельцев РК86 желающих его усовершенствовать схема этого компьютера интересна тем, что здесь можно посмотреть схему включения контроллера 580 ВК28, хотя ещё не факт, что она годится и для РК86.
В схеме этого компьютера подключение УКНЦ-шной клавиатуры МС7007 сделано несовместимо с клавиатурой РК86. Так же клавиатура МС7007 подключена и в Электрониках КР-02 и КР-03 (но не в КР-01, там скорее всего матрица эр-кашная, т.к она из отдельных кнопок, а в этом случае нет разумных причин менять матрицу).
Кстати, автор ОРИОНА не заимствовал эту схему установки МС7007, а применил свою схему подключения (опубликованную в ж.Радио 02.1991), которая тоже была несовместимой с программами рассчитанными на клавиатуру по схеме РК86. Совместимая схема подключения МС7007 была изобретена позднее (опубликована в ж.Радио 12.1991).
Теоретически несовместимость "Электроники КР-04" с играми для РК86 могла быть вызвана несовместимостью по клавиатуре, потому что при применении совместимой схемы клавиатуры и, если ROM-BIOS (в текстовом режиме) в данной машине совместим с РК86 по адресу экрана и по использованию служебных ячеек, то (не считая разницу в скорости, которую легко компенсировать сменой констант торможения в играх и разницу в адресах В/У) теоретически компьютер должен был быть большей частью совместимым с программами РК86 (а для несовместимых из-за смены игрой режима ВГ75 и прямого доступа к клавишам переделка несложна). Т.к учитывая одинаковость адреса размещения и формата экрана это всё-же частичный клон РК86, хотя по принципу действия уже не РК-подобный.
PS. Кстати, любопытно, что почти во всех иностранных бытовых компьютерах появившихся после 1977 года (Apple-I/II по сути из 1976) видео почему-то строили не на низкоинтегральных ИМС TTL-серий, а на БИС видеоконтроллеров. Увы, в СССР зачем-то клонировали малополезные для бытовых ЭВМ видеоконтроллеры 8275, 6845 и 7220, тогда как наличие отечественного аналога видеоконтроллера 6847 или 9345 позволило бы построить (или сплагиировать) дешёвые, но качественные бытовые компьютеры. В отсутствие этого талантливым советским инженерам, чтобы получить хоть что-то приемлемое пришлось извращаться над убогой БИС ВГ75.
Наличие схем и прошивок позволило разобраться в этой конструкции Электроники КР-04. В этом уникальном компьютере фонт располагается в основном ОЗУ (потому процессор легко может его менять). Чтобы этого достичь, ОЗУ работает при частоте /RAS /CAS 2.5 МГЦ. КР580 также тактируется клоком 2.5 МГЦ, причём вместо 580 ГФ24 применён формирователь Ф1 и Ф2 на мелкой логике делящий частоту кварца не на 9, а на 8, а вся схема компьютера стала синхронной. Из двух соседних периодов частоты 2.5 МГЦ в одном из этих периодов может обратиться процессор, а во втором читается фонт кода символа заданный на выходе ВГ75. Т.е принцип синхронизации доступов к ОЗУ между CPU КР580 и ВГ75 для доступа к фонту почти как в Специалисте/Орионе.
В этом компьютере применён более грамотный и по деталям более экономный способ реализации идеи загружаемого фонта, чем другие два способа придуманные для РК86 уже в XXI веке и представленные несколько лет назад на форуме ZX-PK.ru. Важнее, что данная концепция для смены фонта не только проще аппаратно, но и одновремнно с возможностью грузить фонт и использовать компьютер как чисто текстовый, обеспечивает вывод полноценной попиксельной графики.
Принцип использования ВГ75 для вывода полноценной графики основан на том факте, что для вывода на экран двух текстовых строк по 64 символа, содержащих лишь неповторяющиеся коды, как раз достаточно 128-ми кодов символов, что поддерживает ВГ75. Для реализации идеи оказалось удачно, что ВГ75 обслуживает 4 в произвольном месте располагаемые атрибута. Код символа выдаваемый из ВГ75 в каждом знакоместе строки используется как адрес графики текущей (8-ми пиксельной) линии знакоместа в пределах двух строк. А адресация по всем строкам достигается за счёт применения в качестве старших битов адреса начала графики строки 4-х атрибутов (атрибут записывается перед каждой строкой).
Из 4-х битов атрибутов можно сформировать 16 разных кодов (от 0 до 15). Размещая 4-х битовый атрибут перед началом строки можно задавать адрес графики этой строки в ОЗУ (кстати, вместо атрибутов можно было бы формировать 4 старших бита адреса текущей строки с помощью счётчика). В КР-04 весь экран состоит из 14 групп по две текстовые строки, где каждая из строк имеет высоту 8 линий растра (что и даёт 14*2*8= 224 линии отображения по вертикали), а 4-х битовым атрибутом каждой группе приписывается 4 адреса (задающее адрес начала в ОЗУ данной группы).
Чтобы коды символов размещённые в текстовом экранном ОЗУ работали в качестве графической развёртки, в это экранное ОЗУ в позиции соответствующие горизонтальным позициям 0...63 в строке заносятся те же числа 0...63 (а в позиции второй строки каждой группы из двух строк заносятся коды 64...127). Благодаря этому фрагмент ОЗУ размером 64*8 будет отображаться в строке в графическом виде в виде матрицы пикселей 480*8 (а вся группа из двух строк отображается участком 480*16).
Сигналы вертикальной развёртки знакоместа LC0...LC2 и 7 битов кода символа (он же является номером знакоместа) формируют 10-ти битовый адрес в ОЗУ графики в пределах группы (т.е двух строк, занимающих 1 кб). А удачно оказавшиеся в наличии в ВГ75 четыре атрибута ВГ75 используются для переключения нач.адресов в ОЗУ групп по 2 строки. Что теоретически позволяет вывести 16 групп, т.е иметь 32 строки (что при высоте знакоряда в 8 линий отображает матрицу пикселей формата 480*256). Причём каждый пиксель может быть индивидуально зажжён или погашен. Таким образом 14-ти разрядный адрес для каждого экранного байта образуется из номера линии в знакоряду (3 бита), кода символа в текстовом экране (7 бит) и 4 битового атрибута, что установлен для каждой строки (ещё 4 бита).
В графическом режиме работают два экрана - один текстовый, который выполняет роль развёртки, и второй чисто графический отображающий в формате 480*224. Объём памяти графического экрана равен 64*2*8*14= 14 336 байт. А текстовый экран в режиме графики работающий как развёртка занимает ~2 кб. Для того, чтобы разворачивался весь экран, состоящий из 14 групп по 2 строки в каждой, в позицию перед началом каждой строки записывается атрибут. Для строк группы 0 этот код из 4-х атрибутов равен 0000, для строк группы 1 - 0001, группы 2 - 0010... и для последней группы N 13 код из битов атрибутов равен 1101.
Таким образом КР-04 это вовсе не текстовый компьютер, а графический. Точнее он как и Корвет содержит и текстовый адаптер и графический (используя при этом деталей в 3 раза меньше, чем Корвет). Текст в формате 64 символа может выдаваться, как в текстовом режиме, так и графикой. А текст в формате 80 символов в строке выдаётся только графикой. Подобная идея использования ВГ75 для вывода графики реализована также в компьютерах Арго ФВ-6511 и Юниор ФВ-6506, что наводит на мысль, что и КР-04 разработали в том же киевском НИИ. И вероятно КР-04 является стартовой моделью, т.к Юниор, а уж тем более Арго намного круче. 25 лет спустя ту же концепцию использовал freddy, чтобы разработать платку текстового адаптера.
ВГ75 в данной концепции работает вместо группы счётчиков и не делает ничего полезного кроме выдачи хитроумным способом очередного экранного адреса. Кстати идея формирования видео из двух экр.буферов - из первого буфера читается адрес подлежащего отображению байта из графич.ОЗУ, а затем этот байт читается из графического ОЗУ и отображается, была применена ещё за 5 лет до КР-04 в западных компьютерах. Это позволяет быстро перемещать по экрану спрайты, а также программно эмулировать формат экрана любого граф.компьютера (кстати в Арго ФВ-6511 таким способом эмулируется перекорёженный экран ZX-Spectrum).
Для звуков стоит таймер ВИ53, но звук лишь одноголосный по идеям И.Крыловой (один из каналов задаёт длительность ноты, другой высоту тона). Также в отличие от РК в этом компьютере используются апп.прерывания КР580 - на его вход INT (программно отключаемо) заведён выход одного из каналов таймера делящий входную частоту 15.6 КГЦ, что позволяет иметь период прерываний от 128 мс до часа.
В общем это совсем не РК86, общность только по стандартным входам в ПЗУ и использованию той же связки БИС ВТ57-ВГ75, что доказывает, что и в СССР в конце 80-тых уже были выращены достаточно грамотные инженеры обладающие фантазией.
КР-04 это (наряду с Орионом и Корветом) один из компьютеров, где КР580 тактируется максимальным по РТМ клоком в 2.5 МГЦ. Но увы и в этом компе дурацкий ПДП обслуживающий ВГ75 заметно тормозит. Правда это торможение не аж на 26%, как это в РК86, а (благодаря более высокому CLK ВТ57) лишь на 18%. Так что расчётная эффективная скорость должна составлять ~2.04 МГЦ. Т.о по скорости этот комп в ~1.6 раза скоростнее, чем РК86 (так что не так уж важно, что игры от РК86 несовместимы, т.к на увеличенной скорости в них было бы сложно играть). 2 МГЦ для текстовой машины вполне достаточно, а вот для графической этого мало. Однако уникальная концепция позволяет в играх манипулируя не графикой, а развёрткой (т.е байтами в текстовом экране) перемещать и изменять спрайты на экране мгновенно.
Благодаря текстовости (и скорости на треть большей РК86) это второй советский комп, где текстообработка в режиме 64 символов в строке достаточно быстрая (первый, естественно, Корвет, в котором имеется ещё более скоростной текстов адаптер формата 64*16). А вот в режиме 80-ти символов в строке вывод текста тормозной, т.к для вывода символа в экран записывается не один экранный байт, а 8 или 16, причём с предварительным считыванием и маскированием (что также медленно, как в типовой графической машине с небайтовым шрифтом). Кстати, шрифт 8*8 гораздо симпатичнее, чем уродливый шрифт 6*8 применённый в РК86, Орионе и Специалисте.
Этот компьютер, как и все наборы "Электроника КР" продавался якобы в виде набора для сборки. Но на самом деле это вовсе не набор, а полуфабрикат, т.к платы были уже спаяны, настроены и даже смонтированы на раме. Всё, что оставалось сделать любителю это найти подходящий блок питания и изготовить подходящий корпус. В виде настоящих радиолюбительских наборов в США продавались микрокомпьютеры первой волны (Altair-8800/680, IMSAI-8080 и SWTPC-680), в которых в набор входили только голые печ.платы и весь требуемый для сборки набор комплектующих.
Отсутствие корпуса неудобно потребителю, т.к сделать корпус компьютера (тем более со встроенной клавиатурой) в домашних условиях, не имея оборудования для сварки аллюминия или электропечи для отлива из пластмассы под давлением, весьма непросто. На кухонном столе можно сделать только корпус из папье-маше (т.е из клейстера и бумаги). Очевидно эта мысль в итоге дошла до изготовителей, т.к в набор "Электроника КР-03М" (! с буквой М) уже стали включать и корпус. Есть мнение, что эти наборы выпускали под названием "Радиоконструктор" отчасти для того, чтобы у изготовителя был законный способ не давать покупателю гарантии.
Вероятно из-за работы МП-ядра на более высокой (относительно РК86) частоте 2.5 МГЦ, в схеме этого компьютера буквально каждая БИС буферизована. Хотя исходя из схем других подобных компьютеров можно предположить, что схема будет работать даже если исключить часть буферов. Для владельцев РК86 желающих его усовершенствовать схема этого компьютера интересна тем, что здесь можно посмотреть схему включения контроллера 580 ВК28, хотя ещё не факт, что она годится и для РК86.
В схеме этого компьютера подключение УКНЦ-шной клавиатуры МС7007 сделано несовместимо с клавиатурой РК86. Так же клавиатура МС7007 подключена и в Электрониках КР-02 и КР-03 (но не в КР-01, там скорее всего матрица эр-кашная, т.к она из отдельных кнопок, а в этом случае нет разумных причин менять матрицу).
Кстати, автор ОРИОНА не заимствовал эту схему установки МС7007, а применил свою схему подключения (опубликованную в ж.Радио 02.1991), которая тоже была несовместимой с программами рассчитанными на клавиатуру по схеме РК86. Совместимая схема подключения МС7007 была изобретена позднее (опубликована в ж.Радио 12.1991).
Теоретически несовместимость "Электроники КР-04" с играми для РК86 могла быть вызвана несовместимостью по клавиатуре, потому что при применении совместимой схемы клавиатуры и, если ROM-BIOS (в текстовом режиме) в данной машине совместим с РК86 по адресу экрана и по использованию служебных ячеек, то (не считая разницу в скорости, которую легко компенсировать сменой констант торможения в играх и разницу в адресах В/У) теоретически компьютер должен был быть большей частью совместимым с программами РК86 (а для несовместимых из-за смены игрой режима ВГ75 и прямого доступа к клавишам переделка несложна). Т.к учитывая одинаковость адреса размещения и формата экрана это всё-же частичный клон РК86, хотя по принципу действия уже не РК-подобный.
PS. Кстати, любопытно, что почти во всех иностранных бытовых компьютерах появившихся после 1977 года (Apple-I/II по сути из 1976) видео почему-то строили не на низкоинтегральных ИМС TTL-серий, а на БИС видеоконтроллеров. Увы, в СССР зачем-то клонировали малополезные для бытовых ЭВМ видеоконтроллеры 8275, 6845 и 7220, тогда как наличие отечественного аналога видеоконтроллера 6847 или 9345 позволило бы построить (или сплагиировать) дешёвые, но качественные бытовые компьютеры. В отсутствие этого талантливым советским инженерам, чтобы получить хоть что-то приемлемое пришлось извращаться над убогой БИС ВГ75.
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
Re: Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
5
И тем не менее, мы восстановим его! :-)
Жаль только, что мало умных знающих людей готово придти на помощь.
Но небезразличных прошу присоединяться к нашему каналу в телеграмм:
ПК на 8080|8085 — hardware
есть и о ПО
ПК на 8080|8085 — software
Товарищ Барсик, ауууу! Мы заждались... Приходите к нам, пожалуйста!
Жаль только, что мало умных знающих людей готово придти на помощь.
Но небезразличных прошу присоединяться к нашему каналу в телеграмм:
ПК на 8080|8085 — hardware
есть и о ПО
ПК на 8080|8085 — software
Товарищ Барсик, ауууу! Мы заждались... Приходите к нам, пожалуйста!
aahzma- Новичок
- Сообщения : 3
Дата регистрации : 2021-04-20
.
6
Я сам Жду Барсика, для приятных бесед, что мы раньше проводили. Было интересно пообщаться с умным человеком, но в силу возраста, очень ранимым и обидчивым, я вот с "Канцлером" общаюсь... Как он меня только не обзывал... Но, я проще к жизнеее отношусь, меня интересуют только технические моменты, остальное, моё ПО отбрасывает, чтобы не портить...
Ждём..., Я жду, многие ждут. С умным, хорошим человеком, всегда интересно подискутировать на технические темы...
.
Ждём..., Я жду, многие ждут. С умным, хорошим человеком, всегда интересно подискутировать на технические темы...
.
Viktor2312- RIP
- Сообщения : 15492
Дата регистрации : 2012-08-10
Возраст : 45
Откуда : Пятигорск
Re: Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
7
Всем привет. Барсика встретить надежд все меньше. Разные думы в голове насчет этого.
По теме - собрал я кр04 в том виде - что гуляла документация по форумам. Что сказать - чудо работает, но запускать его было адово. Горстка микросхем которые сгорели и ведро нервов вылитых в унитаз не в счет. Так как к этому форуму у меня отдельные чувства - выложу сдесь документацию в скором времени. Вдруг найдутся еще те - кто захочет это дело повторить. Машинка замечательная но немного тормозная. попытался пару игр на него портануть - тормоззз. Короче понемногу тему буду возрождать. Присоединяйтесь.
По теме - собрал я кр04 в том виде - что гуляла документация по форумам. Что сказать - чудо работает, но запускать его было адово. Горстка микросхем которые сгорели и ведро нервов вылитых в унитаз не в счет. Так как к этому форуму у меня отдельные чувства - выложу сдесь документацию в скором времени. Вдруг найдутся еще те - кто захочет это дело повторить. Машинка замечательная но немного тормозная. попытался пару игр на него портануть - тормоззз. Короче понемногу тему буду возрождать. Присоединяйтесь.
ведущий_специалист- Мастер+
- Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург
ведущий_специалист- Мастер+
- Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург
Re: Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
9
Позвольте с вами не согласиться дорогой Барсик.barsik пишет:После Юниора и Арго этот компьютер будет третьим в конкурсе на звание "апогей в компьютеростроении на базе ВГ75". Тем самым безидейный Апогей-БК01Ц свигается на 5-тое место в списке апогейности, сразу после Партнёра с его МЦПГ. Сам РК86, естественно в этом списке на последнем месте.
Интересно узнать о формировании ССИ (как получаются и 80 символов и 64 символа в строке). Но в первую очередь интересует схема как поставить в РК-подобные системный контроллер 580 ВК28. Один чувак утверждал, что ему удалось это сделать, но несмотря на мои просьбы, подло скрыл эту тайну от народа. Я пытался лет 30 назад поставить ВК28 и не сумел (ума не хватило), потому это мне интересно в первую очередь.
Если сравнивать Юниор и КР04 то тут очевидно же - первый без графики, второй и с графикой и даже с цветом. Мало того, можно окрасить каждую точку 4мя цветами.
Поэтому, если брать арго в список конкурентов - то да, кр04 можно ставить на второе место после него, а если учесть, что в арго применен буржуйский z80 то он вообще может спокойно вылетать с эстафеты.
Таким образом КР04 можно сказать практически лидер из компьютеров на 580 серии.
Я сейчас разработал и заказал много периферийных плат под этот компьютер. Это плата расширения, плата порта вв55 для дисковой системы, плата цветности, звуковая плата. Также есть мысль внедрить в этот компьютер им1821вм85 с буржуйским арифметическим сопроцессором.
ведущий_специалист- Мастер+
- Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург
Re: Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
10
Конечно, если вы так пишете, что Юниор не представляет схемотехнически много интересного, то я ошибся. Ни Арго, ни Юниор я не видел (ни их самих, ни их схем) и лишь читал о них, в основном на ZX-PK.RU, информацию о том, что в них ВГ75 применён нетрадиционно, отчего они очень крутые.
При случае поинтересуюсь Юниором.
Процессор ВМ85 конечно интересен (у меня он есть и давно думаю, где его применить). Но про сопроцессор для него не знаю. Для 8-ми разрядок был сопроцессор 911, если склероз не подводит. Но какая польза от него в бытовом компьютере? Тут не требуется считать траекторию полёта на Луну с плавающей точкой и с точностью 38 знаков после запятой.
При случае поинтересуюсь Юниором.
Процессор ВМ85 конечно интересен (у меня он есть и давно думаю, где его применить). Но про сопроцессор для него не знаю. Для 8-ми разрядок был сопроцессор 911, если склероз не подводит. Но какая польза от него в бытовом компьютере? Тут не требуется считать траекторию полёта на Луну с плавающей точкой и с точностью 38 знаков после запятой.
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
Re: Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
11
barsik пишет:Конечно, если вы так пишете, что Юниор не представляет схемотехнически много интересного, то я ошибся. Ни Арго, ни Юниор я не видел (ни их самих, ни их схем) и лишь читал о них, в основном на ZX-PK.RU, информацию о том, что в них ВГ75 применён нетрадиционно, отчего они очень крутые.
При случае поинтересуюсь Юниором.
Процессор ВМ85 конечно интересен (у меня он есть и давно думаю, где его применить). Но про сопроцессор для него не знаю. Для 8-ми разрядок был сопроцессор 911, если склероз не подводит. Но какая польза от него в бытовом компьютере? Тут не требуется считать траекторию полёта на Луну с плавающей точкой и с точностью 38 знаков после запятой.
Особенность Юниора в большинстве случаев - это 80 символов в строке и управление магнитофонами типа маяк232 операционной системой tcpm. Изучение схемы этого компьютера дает понять, что немного наворочена обвязка кр580вг75 , больше памяти ..ну вобщем то и ничего более.
Виктор Пыхонин сделал поддержку этого компьютера в своем эмуляторе, также мы с ним сделали к нему поддержку файловой оболочки shell Алексея Морозова. Контроллер с SD картой соединяется в стандартное устройство, которое шло в документации как ром диск. Я спаял его и вместо ром диска присоединил устройства чтения SD карты. Теперь кр04 умеет работать с файловой системой также как и радио86рк. Изучив схемотехнические особенности, я с коллегами понял, что организация цветной видеопамяти практически такая же как и в бк0010. Картинка ниже - это генерация программы Dadither с палитрой от бк0010.https://ibb.co/9h5zgDf. Здесь я могу очень хорошо описать все нюансы схемотехники и мои доработки этого компьютера.
ведущий_специалист- Мастер+
- Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург
Re: Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
12
В продолжение темы были заказаны платы порта расширения, платы цветности и платы порта для подключения к ней ROM диска или читалки SD карты.
ведущий_специалист- Мастер+
- Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург
Re: Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
13
А вот результат доработок
Первое фото это стандартный цвет, как умеет кр04, второе фото - это цвет, сформированный блоком цветности.
Первое фото это стандартный цвет, как умеет кр04, второе фото - это цвет, сформированный блоком цветности.
ведущий_специалист- Мастер+
- Сообщения : 303
Дата регистрации : 2020-10-16
Откуда : Санкт Петербург
Re: Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
14
Судя по отсутствию на последнем фото синего цвета можно подумать, что родной цвет лучше
На самом деле, конечно, это просто результат дизеринга такой, блок цветности дает возможность использования 4 цветов из 64 возможных вместо родных фиксированных четырех.
И да, на картинках гигаскрин
На самом деле, конечно, это просто результат дизеринга такой, блок цветности дает возможность использования 4 цветов из 64 возможных вместо родных фиксированных четырех.
И да, на картинках гигаскрин
Pyk- Новичок
- Сообщения : 1
Дата регистрации : 2022-11-24
Re: Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
15
Отправил жалобу.Администратор форума умер , но перед этим просил закрыть его форум так как имел проблемы с ссылками на книги и прочий нелегальный контент, теперь там командует нелегальный человек, который назначает модераторов и прочие правила устанавливает. Прошу закрыть ему доступ и прекратить существование сего форума. В противном случае мне ничего не остаётся как пожаловаться в правоохранительные органы и требовать заведение уголовного дела о распространении нелегального контента на вашей площадке .
kanzler- Новичок
- Сообщения : 27
Дата регистрации : 2016-03-18
Похожие темы
» Микроша. Информация, документы, фото.
» Арго ПК ФВ 6511. Информация, документы, фото.
» Юниор ПК ФВ 6506. Информация, документы, фото.
» Всё по КВП "Электроника МС 0585" (Электроника-85)
» Фото (3М).
» Арго ПК ФВ 6511. Информация, документы, фото.
» Юниор ПК ФВ 6506. Информация, документы, фото.
» Всё по КВП "Электроника МС 0585" (Электроника-85)
» Фото (3М).
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения