Последние темы
» Вити больше нет!автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:54
» Собираем оригинальный Орион 128
автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:47
» Проблема плющеного экрана ОРИОНА
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:05
» Орион 128 и его клоны возрождение 2019-2022 год
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:03
» Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:02
» Новости форума
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 11:52
» Орион-128 НГМД запуск 2021 года
автор matrixplus Сб Сен 10 2022, 17:36
» ПЗУ F800 для РК86
автор ведущий_специалист Сб Сен 10 2022, 10:37
» Микропроцессорная лаборатория "Микролаб К580ИК80", УМК-80, УМПК-80 и др.
автор Электротехник Вт Июл 26 2022, 19:33
» Орион-128 SD карта в Орионе
автор matrixplus Чт Июн 02 2022, 09:00
» 7 Мая. День Радио!
автор Viktor2312 Чт Май 12 2022, 10:58
» Серия: Массовая радио библиотека. МРБ
автор Viktor2312 Ср Май 11 2022, 12:17
» Полезные книги
автор Viktor2312 Пн Май 09 2022, 15:07
» Орион 128 Стандарты портов и системной шины Х2
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 23:08
» Орион-128 и Орион ПРО еще раз про блоки питания
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:09
» Орион-128 Программаторы
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:02
» Орион ПРО история сборки 2021 до 2022
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 18:47
» Анонсы монет (New coin).
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 23:11
» Хочу свой усилок для квартиры собрать не спеша
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 19:33
» Амфитон 25у-002С
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 09:38
» Майнер: T-Rex
автор Viktor2312 Вс Май 01 2022, 09:12
» GoWin. Изучение документации. SUG100-2.6E_Gowin Software User Guide. Среда разработки EDA.
автор Viktor2312 Пн Апр 25 2022, 01:01
» GoWin. Изучение документации. UG286-1.9.1E Gowin Clock User Guide.
автор Viktor2312 Сб Апр 23 2022, 18:22
» GoWin. Documentation Database. Device. GW2A.
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 14:08
» GOWIN AEC IP
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 12:08
Самые активные пользователи за месяц
Нет пользователей |
Поиск
Радио-РК2019. Обсуждение концепций
Страница 2 из 2 • Поделиться
Страница 2 из 2 • 1, 2
.
26
Макетируйте. Имея проверенную схему можно о чём-то говорить предметно. И проверка в реале эффективности концепции тоже поможет сделать правильный выбор.
А я сторонник простых решений, что могу сам сделать проводками за несколько часов наедине с паяльником. Когда-то давно у меня было достаточно энтузиазма на железо и я мог проводками за 3 недели спаять целый компьютер. Энтузиазма возиться с паяльником на больший срок и тогда не хватало. А в этом веке энергии уже нет и энтузиазма возиться с паяльником тоже, приходится себя заставлять. Потому железные работы делаю очень долго.
И если и смогу проверить загрузку фонтов, то вряд-ли быстро и только по самому простому варианту с использованием ППА D14, что медленно, но зато из деталей надо всего лишь 2 корпуса и замену РФ2 на 537 РУ10. Загрузка фонтов на плате обойдётся в площадь занимаемую ВВ55 и ещё 2-мя TTL-корпусами и возможно повысит потребительные качества. Но выпускать железки без ПО это обман людей. А цвет отмакетировать вообще не смогу. Не к чему подключить.
Всё, что можно пока сделать, - это предусмотреть на плате новодела вывод основных сигналов нужных в схеме фонто-загрузчика и RGB-выхода на отдельные дырки на краю платы (что-то типа шильдика со штырьками). Еще можно предусмотреть разрыв каких-то цепей, если это надо для Вашей схемы.
Достаточно показать хотя бы одну игру, что хоть примерно сравнится с игрой от ZX-Spectrum. Я не говорю по качеству самой игры (т.е о собственно игровом аспекте, пусть игра будет неиграбельная), а о том, чтобы визуально это выглядело на уровне.
А я лишь писал, что можно улучшить графику РК-игр и ввести более удобный для программиста цвет. Но, что РК визуально сможет превзойти настоящую графическую машину, даже тормозную в базовом виде ИРИШУ, это вряд-ли.
Выжать из ВГ75 максимум - это идея Freddy, не моя. И кстати, он это сделал, разработав полноценную графическую цветную видео-карту выводящую на VGA, сделал печатки и применил в своём CP/M-компьютере на КР580, который разогнал до 3.6 МГЦ.alemorf пишет:Выжать из ВГ75 максимум
А я сторонник простых решений, что могу сам сделать проводками за несколько часов наедине с паяльником. Когда-то давно у меня было достаточно энтузиазма на железо и я мог проводками за 3 недели спаять целый компьютер. Энтузиазма возиться с паяльником на больший срок и тогда не хватало. А в этом веке энергии уже нет и энтузиазма возиться с паяльником тоже, приходится себя заставлять. Потому железные работы делаю очень долго.
И если и смогу проверить загрузку фонтов, то вряд-ли быстро и только по самому простому варианту с использованием ППА D14, что медленно, но зато из деталей надо всего лишь 2 корпуса и замену РФ2 на 537 РУ10. Загрузка фонтов на плате обойдётся в площадь занимаемую ВВ55 и ещё 2-мя TTL-корпусами и возможно повысит потребительные качества. Но выпускать железки без ПО это обман людей. А цвет отмакетировать вообще не смогу. Не к чему подключить.
Всё, что можно пока сделать, - это предусмотреть на плате новодела вывод основных сигналов нужных в схеме фонто-загрузчика и RGB-выхода на отдельные дырки на краю платы (что-то типа шильдика со штырьками). Еще можно предусмотреть разрыв каких-то цепей, если это надо для Вашей схемы.
А вот это уже Ваша мысль. А Вы осуществить это в реале сможете?alemorf пишет:Показать, что компьютеры на основе ВГ75 занимающее последнее место по графике могут занимать первое место
Достаточно показать хотя бы одну игру, что хоть примерно сравнится с игрой от ZX-Spectrum. Я не говорю по качеству самой игры (т.е о собственно игровом аспекте, пусть игра будет неиграбельная), а о том, чтобы визуально это выглядело на уровне.
А я лишь писал, что можно улучшить графику РК-игр и ввести более удобный для программиста цвет. Но, что РК визуально сможет превзойти настоящую графическую машину, даже тормозную в базовом виде ИРИШУ, это вряд-ли.
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
граф.адаптер для РК86
27
Предлагаю ещё один, хотя и совсем кардинальный, но очень победительный вариант улучшения видео возможностей РК86 для игр.
Речь идёт о подключении к стандартному базовому РК86 внешней платки видео-адаптера, но не текстового (т.к текстовый у РК уже есть), а графического. Я уже делал граф.адаптер для РК86 с экраном 384*256. Но почти одновременно я тогда настроил Специалист и РК86 даже с граф.адаптером стал ненужен (для него неоткуда было бы брать программы).
Если адаптер нужен для текста, то формат экрана должен быть 512*256, т.к тогда текст максимально быстрый за счёт шрифта шириной в байт (отпадает перепаковка экранных байтов нужная при небайтовых шрифтах). Если же адаптер нужен для игр, то формат экрана надо наоборот максимально уменьшать, чтобы увеличить соотношение такта CPU к размеру экрана.
Т.е идеально для игр подошёл бы экран 256*128, но с точки зрения альтруизма можно реализовать экран полностью совместимый с одним из видео режимов ИРИШИ. В минимуме - с режимом 1 (монохром 320*200), но лучше конечно с режимом 2 (CGA 320*200, 4 цвета на пиксель). Конечно, лучше всего было бы и весь РК86 перестроить под архитектуру ИРИШИ, но для использования на РК написанных совместимым образом игр ИРИШИ достаточно просто включать экранную память граф.адаптера ИРИШИ в адресном пространстве РК86.
Естественно, нет проблем подключить к РК настоящий граф.адаптер ИРИШИ. Но он слишком большой и сложный. Можно получить, по крайней мере, часть видеорежимов более простой схемой. Иришин граф.адаптер сложный и тормозит потому, что авторы захотели читать все экранные байты из одной банки ОЗУ. При применении двух банок, сложность схемы и торможение падают. Тем более и конструктив граф.адаптера ИРИШИ неудобный. Несложно сделать свой частично совместимый вдвое более простой граф.адаптер.
Но куда на РК можно включить 16 кб экранной памяти? Можно, например с адреса 0 или с адреса 4000, (что хуже, т.к в этой области "шарится" ПДП). А лучше всего конечно в области 8000...BFFF. К сожалению, на РК кто-то неосмотрительно установил в этой области ППА клавиатуры.
При выборе области надо думать о минимизации доработок на плате РК. Например, при включении экрана видеоадаптера в области ОЗУ ниже 8000, достаточно просто заблокировать /CAS0 или /CAS1 (это /CAS-ы на участки памяти в 16К, т.е на одну банку РУ3) и ОЗУ пропадает из адресного пространства. Для этого достаточно одного разреза на плате и одного вентиля (или двух диодов).
Проще всего (по деталям) включать графический экран в области 0...3FFF. При этом ПДП не требуется выключать или менять режим его или ВГ75. Пусть они выводят куда-то свой текстовый экран, попутно выполняя регенерацию динамической памяти. Если же захочется сократить торможение вызываемое ПДП, то можно запрограммировать режим с высотой знакоместа в 16 линий и строчный шаг 64, что увеличит скорость работы РК на ~15...18%, отчего скорость РК сравняется со скоростью ИРИШИ работающей на тормозную память в режиме 1.
Если же делать только монохромный адаптер, т.е для режима 320*200 монохром, то такой экран занимает всего 8 кб и его можно спокойно включить вместо бесполезного для пользователей запасного ППА D14, никак не меняя архитектуру РК.
Монохромный вариант адаптера с ОЗУ 565 РУ6 с кратным экраном реализуется на 28-ми корпусах. Но при ОЗУ w24257, число корпусов падает до 21 и такую платку можно сделать небольшой по площади, что благотворно отразится на цене и привлекательности платы для пользователей.
Цветной вариант граф.адаптера (с двумя банками w24257) увеличит приведённое число корпусов ещё на десяток или чуть меньше. Как бонус включение граф.адаптера в область 8000...BFFF или A000...BFFF попутно решает проблему расширения ОЗУ РК86, т.к общее ОЗУ увеличивается на 16 или 32 кб. Граф.адаптер можно монтировать над основной платой РК.
Вообще-то я пока даже не знаю как сделать экран шириной в 320, у меня есть только схема граф.адаптера, что годится лишь для кратных двойке форматов экрана, т.е 16/32/64 байта в строке. Для ширины в 40 экранных байтов в строке придётся схему как-то переделывать, пока не знаю как.
Да и 16 кб нетурбированному РК потянуть будет тяжеловато, для РК нужен экранчик поменьше, а цвет не попиксельный и даже не групповой, а знакоместный. Т.к графику всё-равно брать от ZX, то попиксельный цвет просто не нужен. Из альтруизма мне охота поддержать ИРИШУ, но, если совместимость с ИРИШЕЙ Вас не волнует, то можем сделать экран поменьше, например, 256 на 256. Такой режим удобнее, т.к тогда экран линейный по вертикали, а не горизонтали, как иришин. Линейный экран удобнее, чем кривой экран ZX.
А лучше всего для игр я думаю будет экран 256*128, но визуально не мизерный, как в ZX. А как у Вектора растянутый на весь экран (у Вектора 512*256, т.е кратный вдвое по обоим осям). В Векторе пиксель клок 12 МГЦ, а тут будет 6 МГЦ. А цвет для ускорения лучше знакоместный на квадрат 8*4. ОЗУ цвета при этом имеет размер в 1 кб, - удобно применить 541 РУ2 (2114/6514). Цветовое разрешение вдвое лучше, чем у ZX-Spectrum. Размер графического экрана тогда 32*128= 4096 байта, а это даже намного меньше, чем экран РК в граф.режиме 192*102 (там экран 4992 байта, причём при скорости CPU упавшей до 600 КГЦ).
Для такого маленького экрана быстродействия в ~1.5 МГЦ хватит, но если владелец РК напаяет немного вторым этажом, то может разогнать свой РК до 2.5 МГЦ реального такта. А если будет мало, то сделаем платку-переходник для замены CPU на Z80 и разгоним РК до 8...10 МГЦ. 32 кб даже для графических игр вполне хватит. Например, несостоявшийся ZX-Killer 'Acorn Electron' из-за большого граф.экрана оставлял для программ только 20 кб, но этого хватало для нормальных игр, даже Elite уместилась. А вообще, если стоят РУ5, то выгодно из них сделать 2 страницы по 32 кб.
Архитектуру РК не придётся менять, т.к оба экрана (и цвета и графики) размером в 6 кб влезут в 8-ми килобайтовый участок любой БИС РК, удобнее всего в области ВГ75 C800...DFFF. Дешифратор на область С000 не придётся паять вторым этажом, он будет на плате граф.адаптера, потребуется лишь сделать один разрез печати и кинуть два проводка на разъём граф.адаптера. Экран 256*128 позволяет удобный вывод цветного текста в формате 42*16 (шрифт 6*8 ), чего для вывода описания игры вполне достаточно. ROM-BIOS такой машинки мне было бы интересно написать.
Для трудолюбивых и нежадных платка граф.адаптера на TTL-корпусах, а для ленивых и жадных можно сделать аналог на ПЛИС (но это уже без меня).
Речь идёт о подключении к стандартному базовому РК86 внешней платки видео-адаптера, но не текстового (т.к текстовый у РК уже есть), а графического. Я уже делал граф.адаптер для РК86 с экраном 384*256. Но почти одновременно я тогда настроил Специалист и РК86 даже с граф.адаптером стал ненужен (для него неоткуда было бы брать программы).
Если адаптер нужен для текста, то формат экрана должен быть 512*256, т.к тогда текст максимально быстрый за счёт шрифта шириной в байт (отпадает перепаковка экранных байтов нужная при небайтовых шрифтах). Если же адаптер нужен для игр, то формат экрана надо наоборот максимально уменьшать, чтобы увеличить соотношение такта CPU к размеру экрана.
Т.е идеально для игр подошёл бы экран 256*128, но с точки зрения альтруизма можно реализовать экран полностью совместимый с одним из видео режимов ИРИШИ. В минимуме - с режимом 1 (монохром 320*200), но лучше конечно с режимом 2 (CGA 320*200, 4 цвета на пиксель). Конечно, лучше всего было бы и весь РК86 перестроить под архитектуру ИРИШИ, но для использования на РК написанных совместимым образом игр ИРИШИ достаточно просто включать экранную память граф.адаптера ИРИШИ в адресном пространстве РК86.
Естественно, нет проблем подключить к РК настоящий граф.адаптер ИРИШИ. Но он слишком большой и сложный. Можно получить, по крайней мере, часть видеорежимов более простой схемой. Иришин граф.адаптер сложный и тормозит потому, что авторы захотели читать все экранные байты из одной банки ОЗУ. При применении двух банок, сложность схемы и торможение падают. Тем более и конструктив граф.адаптера ИРИШИ неудобный. Несложно сделать свой частично совместимый вдвое более простой граф.адаптер.
Но куда на РК можно включить 16 кб экранной памяти? Можно, например с адреса 0 или с адреса 4000, (что хуже, т.к в этой области "шарится" ПДП). А лучше всего конечно в области 8000...BFFF. К сожалению, на РК кто-то неосмотрительно установил в этой области ППА клавиатуры.
При выборе области надо думать о минимизации доработок на плате РК. Например, при включении экрана видеоадаптера в области ОЗУ ниже 8000, достаточно просто заблокировать /CAS0 или /CAS1 (это /CAS-ы на участки памяти в 16К, т.е на одну банку РУ3) и ОЗУ пропадает из адресного пространства. Для этого достаточно одного разреза на плате и одного вентиля (или двух диодов).
Проще всего (по деталям) включать графический экран в области 0...3FFF. При этом ПДП не требуется выключать или менять режим его или ВГ75. Пусть они выводят куда-то свой текстовый экран, попутно выполняя регенерацию динамической памяти. Если же захочется сократить торможение вызываемое ПДП, то можно запрограммировать режим с высотой знакоместа в 16 линий и строчный шаг 64, что увеличит скорость работы РК на ~15...18%, отчего скорость РК сравняется со скоростью ИРИШИ работающей на тормозную память в режиме 1.
Если же делать только монохромный адаптер, т.е для режима 320*200 монохром, то такой экран занимает всего 8 кб и его можно спокойно включить вместо бесполезного для пользователей запасного ППА D14, никак не меняя архитектуру РК.
Монохромный вариант адаптера с ОЗУ 565 РУ6 с кратным экраном реализуется на 28-ми корпусах. Но при ОЗУ w24257, число корпусов падает до 21 и такую платку можно сделать небольшой по площади, что благотворно отразится на цене и привлекательности платы для пользователей.
Цветной вариант граф.адаптера (с двумя банками w24257) увеличит приведённое число корпусов ещё на десяток или чуть меньше. Как бонус включение граф.адаптера в область 8000...BFFF или A000...BFFF попутно решает проблему расширения ОЗУ РК86, т.к общее ОЗУ увеличивается на 16 или 32 кб. Граф.адаптер можно монтировать над основной платой РК.
Вообще-то я пока даже не знаю как сделать экран шириной в 320, у меня есть только схема граф.адаптера, что годится лишь для кратных двойке форматов экрана, т.е 16/32/64 байта в строке. Для ширины в 40 экранных байтов в строке придётся схему как-то переделывать, пока не знаю как.
Да и 16 кб нетурбированному РК потянуть будет тяжеловато, для РК нужен экранчик поменьше, а цвет не попиксельный и даже не групповой, а знакоместный. Т.к графику всё-равно брать от ZX, то попиксельный цвет просто не нужен. Из альтруизма мне охота поддержать ИРИШУ, но, если совместимость с ИРИШЕЙ Вас не волнует, то можем сделать экран поменьше, например, 256 на 256. Такой режим удобнее, т.к тогда экран линейный по вертикали, а не горизонтали, как иришин. Линейный экран удобнее, чем кривой экран ZX.
А лучше всего для игр я думаю будет экран 256*128, но визуально не мизерный, как в ZX. А как у Вектора растянутый на весь экран (у Вектора 512*256, т.е кратный вдвое по обоим осям). В Векторе пиксель клок 12 МГЦ, а тут будет 6 МГЦ. А цвет для ускорения лучше знакоместный на квадрат 8*4. ОЗУ цвета при этом имеет размер в 1 кб, - удобно применить 541 РУ2 (2114/6514). Цветовое разрешение вдвое лучше, чем у ZX-Spectrum. Размер графического экрана тогда 32*128= 4096 байта, а это даже намного меньше, чем экран РК в граф.режиме 192*102 (там экран 4992 байта, причём при скорости CPU упавшей до 600 КГЦ).
Для такого маленького экрана быстродействия в ~1.5 МГЦ хватит, но если владелец РК напаяет немного вторым этажом, то может разогнать свой РК до 2.5 МГЦ реального такта. А если будет мало, то сделаем платку-переходник для замены CPU на Z80 и разгоним РК до 8...10 МГЦ. 32 кб даже для графических игр вполне хватит. Например, несостоявшийся ZX-Killer 'Acorn Electron' из-за большого граф.экрана оставлял для программ только 20 кб, но этого хватало для нормальных игр, даже Elite уместилась. А вообще, если стоят РУ5, то выгодно из них сделать 2 страницы по 32 кб.
Архитектуру РК не придётся менять, т.к оба экрана (и цвета и графики) размером в 6 кб влезут в 8-ми килобайтовый участок любой БИС РК, удобнее всего в области ВГ75 C800...DFFF. Дешифратор на область С000 не придётся паять вторым этажом, он будет на плате граф.адаптера, потребуется лишь сделать один разрез печати и кинуть два проводка на разъём граф.адаптера. Экран 256*128 позволяет удобный вывод цветного текста в формате 42*16 (шрифт 6*8 ), чего для вывода описания игры вполне достаточно. ROM-BIOS такой машинки мне было бы интересно написать.
Для трудолюбивых и нежадных платка граф.адаптера на TTL-корпусах, а для ленивых и жадных можно сделать аналог на ПЛИС (но это уже без меня).
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
.
29
Если это о установке VGA-адаптера в ИРИШУ, чтобы поиметь там быстрый текстовый режим, то идея хорошая. Мне нравится. Как я сам о таком не вспомнил? Естественно, нужна древняя VGA-карта с памятью 256 кб. Громоздкая SVGA с памятью в 16 мб с радиатором и водяным охлаждением не годится.alemorf пишет:Isa шину приделать и воткнуть vga плату
Сделать переходник из шины ИРИШИ в слот 62 контакта всё-же проще и быстрее, чем спаять целый текстов адаптер выводящий на VGA. Хотя надо думать как совместить интерфейс КР580 с шиной ISA. У меня есть даже драйверы для всех графических режимов VGA (до 12H, т.е не VESA режимы SVGA)... Блин, забыл, что в ИРИШЕ процессор не тот.
А драйвер текстового режима практически тот же самый, что для самодельного текстового адаптера. Интересно, кто-нибудь уже подключал адаптер PC к 8-ми разрядке?
Но если речь о том, чтобы VGA-адаптер поставить в РК86 и использовать в графике, то это совсем не идея.
У меня была такая мысль, правда не сейчас и не в отношении РК. А в отношении ОРИОНА в середине 90-тых. И мысль была не о VGA, а о Hercules или CGA (они тогда резко подешевели, т.к вышли из моды), хотя VGA тоже годится, у него тоже есть текстовый режим.alemorf пишет:Isa шину приделать и воткнуть vga плату
Причём цель была обратная. Т.е цель была не уйти с текстового экрана на графический, а цель была уйти с графического экрана на текстовый, т.к на ОРИОНЕ текстообработка очень тормозная и когда много пишешь на ОРИОНЕ, то начинаешь мечтать о текстовом адаптере. Особенно о Hercules.
Я уважаю карту Hercules. Т.к, когда в 1993 купил плату XT, то сначала имел CGA, но чуть не испортил ей себе зрение. Тогда купил Hercules и это была "вещь". Шрифт лучше, чем VGA (т.к 720 точек больше, чем 640). И даже половина XT игр работала (цвет отображался плотностью точек). Сдуру продал Hercules вместе с XT, когда делал апгрэйд на 386-тую с VGA. После искал Hercules, чтобы поставить на ОРИОН, но найти уже не смог.
Для нас этот адаптер идеальный вариант, т.к выводит графику 640*200 с частотой строк 15.7, а текст с частотой 18 МГЦ и частотой кадров 60 Гц. Хороший современный телевизор даже не придётся перестраивать. Но ещё более ценен Hercules+, у которого плюс означает загрузку фонта.
Адаптер EGA тоже очень хороший вариант. Правда у него для текста частота строк 21.8 КГЦ, зато графику 640*200 он выводит при тех же 15.7 КГЦ на обычный видеомонитор с частотами CGA.
Для текстового режима 80*25 моно скоростей ОРИОНА (тем более турбированного) вполне хватает. Потому туда имеет смысл ставить IBM видео-адаптер для использования текстового режима.
А с РК всё наоборот, ему уж точно не хватит ресурса на графический режим. Даже монохромный режим EGA 640*350 с памятью 16К, не говоря уж даже о минимальном цветном, где объём памяти 64 кб. И ещё придётся в РК86 вводить порты I/O, для управление режимами видео-карты.
Чем Вам не нравится отличная идея граф.адаптера специально для игр с маленьким экранчиком и знакоместным цветом? Идеально подходит для заимствованной у ZX-игр графики. Это по деталям больше, но по сложности, удобству программирования и главное эффективности, на порядок лучше всех других вариантов, что в рассмотрении.
Последний раз редактировалось: barsik (Пн Янв 28 2019, 10:44), всего редактировалось 1 раз(а)
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
Re: Радио-РК2019. Обсуждение концепций
30
Чем Вам не нравится отличная идея граф.адаптера специально для игр с маленьким экранчиком и знакоместным цветом? Идеально подходит для заимствованной у ZX-игр графики. Это по деталям больше, но по сложности, удобству программирования и главное эффективности, на порядок лучше всех других вариантов, что в рассмотрении.
Потому что тейловая графика быстрее и красочнее на порядок: MSX, Денди и прочие приставки.
Это 4-х цветная тейловая (текстовый режим) графика. Разрешение 32x20 символов. Процессору надо обрабатывать лишь 640 байт. Ну и знакогенератор 4 Кб.
.
31
Концепция внешней дополнительной видео-карты для РК и клонов проста, понятна и реализуема. Она не требует серъёзного вторжения на основной плате. Достаточно установить разъём, слот или напрямую подпаять проводки к контактам разъёма ГРПМ-61, а при реализации с использованием ПЛИС может быть достаточно дешева и меньше по размерам вашей платы расширителя видео.
Это гораздо выгоднее всем пользователям РК и не оттолкнёт любителей красоты плат. Т.е тех, кто не хочет вторгаться на плату, кому красота платы важнее пользы. Но выпускать даже очень полезную плату без программ это авантюризм, хотя возможно я себе сделаю для РК или ИРИШИ видео 256*128 и 4 цвета (на одной 6514 ), - хочу большие цветные буквы на экране VGA, что полезно, чтобы экономить зрение или не одевать очки.
Ясно, что ВГ75 с использованием фонтов-тайлов в ПЗУ или в ОЗУ повторяет концепцию игровой приставки Денди (насчёт MSX-приставок не в курсе). Потому я и хотел иметь много фонтов. Текстовый режим с выводом тайлов не только улучшает графику, но и улучшает динамику игр, по сравнению с полноценно графическим экраном и потому выгоден для тормозных систем, а игры текстового режима имеют меньший объём кода (отчего в один картридж Денди влезает много игр).
Реальности РК не позволят Вам получить картинку с всего 640 экранными байтами на весь экран. В РК всегда 64 символа в строке, а для фонта высотой в 8 точек число видимых строк будет 31. Так что если Вы организуете игру в окне 32*20, то экранчик будет ещё меньше, чем в ZX. Быстродействие будет в три раза ниже, чем в Денди (там процессор эквивалентный 3.6 МГЦ КР580), Т.к скорость РК при высоте знакомест в 8 линий падает. Число тайлов будет не 256, как в Денди, а 128, но это можно частично компенсировать, задействовав один атрибут ВГ75.
Речь идёт о выпуске пригодной для всех РК-клонов платки видео-расширителя МЦПГ-2, которая будет давать РК-подобной ЭВМ описанные Вами возможности. Далее я попытаюсь подумать, что надо предусмотреть на новодельных платах РК, чтобы упростить её подключение. Интересует во что по деталям это выливается, как конструктивно подключать и как менее травматичной для основной платы сделать подобное расширение видео.
Во-первых, в базовом РК и клонах сдуру применён фонт 6*8, а не 8*8. Что Вы будете делать с этим? Если заставлять пользователя переделывать на фонт 8*8, то это не всех обрадует.
Фонт в РФ2 надо заменить на ОЗУ 6264 (лучше w24257, она меньше). РФ2 разумно убрать, т.к если есть загрузка фонта, то по сбросу не проблема загрузить стандартный фонт РК (при этом понадобится ROM-диск, потому что больше грузить фонт неоткуда). Это избавляет от необходимости резать печать в 10-ти местах между ВГ75 и адресами ПЗУ фонта и панельку фонта становится можно использовать как разъём. Панельку 24 ноги заменяем на 28-ми ногую (чтобы передавать больше сигналов), куда с платы видео-расширителя идёт коса с разъёмом типа DIP-28.
На платке видео-расширителя стоит ОЗУ w24257 с тремя мультиплексорами КП11 (что на время загрузки фонта подключают адреса w24257 к шине адресов КР580). Значит разъём для подключения видео-расширителя должен содержать все сигналы системной шины, это ~30 цепей. Ещё туда должны выходить два провода, позволяющие область в 8 кб C000...DFFF разбить дешифратором, вернув на основную плату сигнал выборки ВГ75 по адресам C000...C7FF. В области 6 кб C800...DFFF надо уместить порт управления переключающий плату видео-расширителя из режима работа в режим загрузка фонта. А также само ОЗУ фонта занимает в этой области 4 кб. Кстати, можно в режиме "работа" включать в этом окне 4 кб, дополнительное ПЗУ, например РФ2 с подпрограммами обслуживания платы МЦПГ-2.
Весь цветной видео-выход, т.к нужно формировать RGB придётся перенести на платку видео-расширителя, а сдвигающий ИР13 для моно режима остаётся на основной плате и обеспечивает совместимость, т.е вывод в монохроме для старых программ.
При этом придётся иметь два дисплея - монохромный для старых текстовых программ и новый цветной, т.к это разные выходы (при одном дисплее можно коммутировать с помощью реле). Или же надо ставить и ИР13 (а лучше ИР10) и остаток моно-видеовыхода на платку видео-расширителя и предусматривать мультиплексоры для переключения режимов Low Resolution Color и Mono Standard. Может ещё что-то забыл, т.к не имея схем всё не сообразишь.
Мой вариант загрузки фонтов через ППА выгоднее тем, что не только намного меньше деталей, но и меньше цепей для подключения. На разъёме не нужны все адреса, достаточно А0 и А1 (т.к они нужны для ВВ55). А в остальном такой вариант видео-расширителя такой-же и те же проблемы.
Это гораздо выгоднее всем пользователям РК и не оттолкнёт любителей красоты плат. Т.е тех, кто не хочет вторгаться на плату, кому красота платы важнее пользы. Но выпускать даже очень полезную плату без программ это авантюризм, хотя возможно я себе сделаю для РК или ИРИШИ видео 256*128 и 4 цвета (на одной 6514 ), - хочу большие цветные буквы на экране VGA, что полезно, чтобы экономить зрение или не одевать очки.
Ясно, что ВГ75 с использованием фонтов-тайлов в ПЗУ или в ОЗУ повторяет концепцию игровой приставки Денди (насчёт MSX-приставок не в курсе). Потому я и хотел иметь много фонтов. Текстовый режим с выводом тайлов не только улучшает графику, но и улучшает динамику игр, по сравнению с полноценно графическим экраном и потому выгоден для тормозных систем, а игры текстового режима имеют меньший объём кода (отчего в один картридж Денди влезает много игр).
Реальности РК не позволят Вам получить картинку с всего 640 экранными байтами на весь экран. В РК всегда 64 символа в строке, а для фонта высотой в 8 точек число видимых строк будет 31. Так что если Вы организуете игру в окне 32*20, то экранчик будет ещё меньше, чем в ZX. Быстродействие будет в три раза ниже, чем в Денди (там процессор эквивалентный 3.6 МГЦ КР580), Т.к скорость РК при высоте знакомест в 8 линий падает. Число тайлов будет не 256, как в Денди, а 128, но это можно частично компенсировать, задействовав один атрибут ВГ75.
Речь идёт о выпуске пригодной для всех РК-клонов платки видео-расширителя МЦПГ-2, которая будет давать РК-подобной ЭВМ описанные Вами возможности. Далее я попытаюсь подумать, что надо предусмотреть на новодельных платах РК, чтобы упростить её подключение. Интересует во что по деталям это выливается, как конструктивно подключать и как менее травматичной для основной платы сделать подобное расширение видео.
Во-первых, в базовом РК и клонах сдуру применён фонт 6*8, а не 8*8. Что Вы будете делать с этим? Если заставлять пользователя переделывать на фонт 8*8, то это не всех обрадует.
Фонт в РФ2 надо заменить на ОЗУ 6264 (лучше w24257, она меньше). РФ2 разумно убрать, т.к если есть загрузка фонта, то по сбросу не проблема загрузить стандартный фонт РК (при этом понадобится ROM-диск, потому что больше грузить фонт неоткуда). Это избавляет от необходимости резать печать в 10-ти местах между ВГ75 и адресами ПЗУ фонта и панельку фонта становится можно использовать как разъём. Панельку 24 ноги заменяем на 28-ми ногую (чтобы передавать больше сигналов), куда с платы видео-расширителя идёт коса с разъёмом типа DIP-28.
На платке видео-расширителя стоит ОЗУ w24257 с тремя мультиплексорами КП11 (что на время загрузки фонта подключают адреса w24257 к шине адресов КР580). Значит разъём для подключения видео-расширителя должен содержать все сигналы системной шины, это ~30 цепей. Ещё туда должны выходить два провода, позволяющие область в 8 кб C000...DFFF разбить дешифратором, вернув на основную плату сигнал выборки ВГ75 по адресам C000...C7FF. В области 6 кб C800...DFFF надо уместить порт управления переключающий плату видео-расширителя из режима работа в режим загрузка фонта. А также само ОЗУ фонта занимает в этой области 4 кб. Кстати, можно в режиме "работа" включать в этом окне 4 кб, дополнительное ПЗУ, например РФ2 с подпрограммами обслуживания платы МЦПГ-2.
Весь цветной видео-выход, т.к нужно формировать RGB придётся перенести на платку видео-расширителя, а сдвигающий ИР13 для моно режима остаётся на основной плате и обеспечивает совместимость, т.е вывод в монохроме для старых программ.
При этом придётся иметь два дисплея - монохромный для старых текстовых программ и новый цветной, т.к это разные выходы (при одном дисплее можно коммутировать с помощью реле). Или же надо ставить и ИР13 (а лучше ИР10) и остаток моно-видеовыхода на платку видео-расширителя и предусматривать мультиплексоры для переключения режимов Low Resolution Color и Mono Standard. Может ещё что-то забыл, т.к не имея схем всё не сообразишь.
Мой вариант загрузки фонтов через ППА выгоднее тем, что не только намного меньше деталей, но и меньше цепей для подключения. На разъёме не нужны все адреса, достаточно А0 и А1 (т.к они нужны для ВВ55). А в остальном такой вариант видео-расширителя такой-же и те же проблемы.
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
.
32
Видеокарты HGC+ и EGA имеют загрузку фонтов и подходят для опробирования концепции игр с загрузкой фонтов. Графику с 200-ми линиями эти адаптеры выводят при обычной частоте строк 15.7 КГЦ и частоте кадров 60 Гц. В видеомониторе с частотами CGA возможно придётся подкрутить частоту кадров, а современный телевизор даже не понадобится регулировать, т.к 60 Гц они захватывают автоматически.
Но вот в текстовых режимах у них видео-разрешение 720*348 и 640*350, отчего частота строк повышена соответственно до 18 и 21.8 КГЦ. Обычные советские моно дисплеи Электроника МС-6105 и Корвет ВК-8071 легко перестраиваются на такую частоту (немного уменьшить ёмкость частото-задающего конденсатора). Кинескопные телевизоры тоже (если конечно просмотр TV-передач не волнует). А вот LED и TFT телевизоры вряд-ли (я даже не уверен, есть ли там соответствующий подстроечный резистор и частото-задающая ёмкость).
Как вариант можно подумать о перестроке древнего кинескопного ещё VGA (не SVGA) монитора под частоты EGA, хотя как показывает вот эта тема, это требует некоторых коррекций в мониторе, впрочем переделка на частоту 21.8 КГЦ может оказаться и намного проще.
Вот здесь встретил странную фразу о каком-то недокументированном текстово-графическом режиме CGA.
В рускоязычной Вике ничего на эту тему нет (статья вообще в 10 раз меньше английской). Но во вражеской Вике этот режим объяснён подробно:
Можно подумать о заимствовании идей или даже о подключении к РК настоящего CGA-адаптера, что даст и текстов адаптер с, относительно РК лучшим, шрифтом 8*8 и удобный цветной быстрый текстовый режим для игр. Интересно для IBM PC с обычным MDA адаптером 80*25 были текстовые игры?
PS. В вышеупомянутом режиме 160*102*16 6845 запрограммивана на текст с высотой знакоместа в 2 линии. Есть мнение, что ВГ75 не может выводить знакоместо высотой в 2 линии, т.к как показали эпюры сигналов снятые логическим анализатором, ВГ75 заставляет ПДП качать данные в течение 4-х строк, значит, если не повышать такт у ПДП, то за 2 строки, все 78 байтов не успеют закачаться.
Но вот в текстовых режимах у них видео-разрешение 720*348 и 640*350, отчего частота строк повышена соответственно до 18 и 21.8 КГЦ. Обычные советские моно дисплеи Электроника МС-6105 и Корвет ВК-8071 легко перестраиваются на такую частоту (немного уменьшить ёмкость частото-задающего конденсатора). Кинескопные телевизоры тоже (если конечно просмотр TV-передач не волнует). А вот LED и TFT телевизоры вряд-ли (я даже не уверен, есть ли там соответствующий подстроечный резистор и частото-задающая ёмкость).
Как вариант можно подумать о перестроке древнего кинескопного ещё VGA (не SVGA) монитора под частоты EGA, хотя как показывает вот эта тема, это требует некоторых коррекций в мониторе, впрочем переделка на частоту 21.8 КГЦ может оказаться и намного проще.
Вот здесь встретил странную фразу о каком-то недокументированном текстово-графическом режиме CGA.
В рускоязычной Вике ничего на эту тему нет (статья вообще в 10 раз меньше английской). Но во вражеской Вике этот режим объяснён подробно:
Можно подумать о заимствовании идей или даже о подключении к РК настоящего CGA-адаптера, что даст и текстов адаптер с, относительно РК лучшим, шрифтом 8*8 и удобный цветной быстрый текстовый режим для игр. Интересно для IBM PC с обычным MDA адаптером 80*25 были текстовые игры?
PS. В вышеупомянутом режиме 160*102*16 6845 запрограммивана на текст с высотой знакоместа в 2 линии. Есть мнение, что ВГ75 не может выводить знакоместо высотой в 2 линии, т.к как показали эпюры сигналов снятые логическим анализатором, ВГ75 заставляет ПДП качать данные в течение 4-х строк, значит, если не повышать такт у ПДП, то за 2 строки, все 78 байтов не успеют закачаться.
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
Страница 2 из 2 • 1, 2
Похожие темы
» Радио-86РК: По страницам журнала "Радио" и не только...
» Криста: Обсуждение
» ПЭВМ "ЮТ-88": Обсуждение
» Электроника КР-03: Обсуждение
» ПЭВМ "Поиск": Обсуждение
» Криста: Обсуждение
» ПЭВМ "ЮТ-88": Обсуждение
» Электроника КР-03: Обсуждение
» ПЭВМ "Поиск": Обсуждение
Страница 2 из 2
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения