Последние темы
» Вити больше нет!автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:54
» Собираем оригинальный Орион 128
автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:47
» Проблема плющеного экрана ОРИОНА
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:05
» Орион 128 и его клоны возрождение 2019-2022 год
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:03
» Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:02
» Новости форума
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 11:52
» Орион-128 НГМД запуск 2021 года
автор matrixplus Сб Сен 10 2022, 17:36
» ПЗУ F800 для РК86
автор ведущий_специалист Сб Сен 10 2022, 10:37
» Микропроцессорная лаборатория "Микролаб К580ИК80", УМК-80, УМПК-80 и др.
автор Электротехник Вт Июл 26 2022, 19:33
» Орион-128 SD карта в Орионе
автор matrixplus Чт Июн 02 2022, 09:00
» 7 Мая. День Радио!
автор Viktor2312 Чт Май 12 2022, 10:58
» Серия: Массовая радио библиотека. МРБ
автор Viktor2312 Ср Май 11 2022, 12:17
» Полезные книги
автор Viktor2312 Пн Май 09 2022, 15:07
» Орион 128 Стандарты портов и системной шины Х2
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 23:08
» Орион-128 и Орион ПРО еще раз про блоки питания
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:09
» Орион-128 Программаторы
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:02
» Орион ПРО история сборки 2021 до 2022
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 18:47
» Анонсы монет (New coin).
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 23:11
» Хочу свой усилок для квартиры собрать не спеша
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 19:33
» Амфитон 25у-002С
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 09:38
» Майнер: T-Rex
автор Viktor2312 Вс Май 01 2022, 09:12
» GoWin. Изучение документации. SUG100-2.6E_Gowin Software User Guide. Среда разработки EDA.
автор Viktor2312 Пн Апр 25 2022, 01:01
» GoWin. Изучение документации. UG286-1.9.1E Gowin Clock User Guide.
автор Viktor2312 Сб Апр 23 2022, 18:22
» GoWin. Documentation Database. Device. GW2A.
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 14:08
» GOWIN AEC IP
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 12:08
Самые активные пользователи за месяц
Нет пользователей |
Поиск
ПЭВМ Радуга
Страница 1 из 1 • Поделиться
ПЭВМ Радуга
1
Разработан в Омском Авиационном Техникуме в 1988 году.
Создан на базе «Специалист» но имеет расширенные графические и звуковые возможности. Имеет некоторые особенности архитектуры MSX. Разработан группой энтузиастов, два лаборанта и заведующий лабораторией вычислительной техники. Производился на производственных мощностях техникума. Проект начинался как совместная акция техникума и завода 51. Предполагалось встраивать в корпуса компьютера портативный проигрыватель "Меркурий", выпускаемый заводом. Компьютерами Радуга оснащали кабинет вычислительной техники. Продавались компьютерные классы в Томскую, Иркутскую области, Алтайский край. Написаны ПО в т. ч. обучающие программы. Выпускался с 1988 по 1992гг.
Особенности архитектуры:
В качестве звуковой системы - таймер КР580ВИ53. Графическая система: теневая страница 12 Кбайт под ПЗУ памяти хранила информацию о цвете. На каждые 8 точек графического буфера был 1 байт цветовой памяти, определявший цвета фона и изображения из 16 цветов. В монохромном режиме 2 экрана. На выходе двух портовая память палитры.
ПЗУ переделано из-за этого не полная совместимость с оригинальным "Специалистом".
Разработчики: Казаринов Виктор Геннадьевич.
Производитель: Омский Авиационный техникум.
Создан на базе «Специалист» но имеет расширенные графические и звуковые возможности. Имеет некоторые особенности архитектуры MSX. Разработан группой энтузиастов, два лаборанта и заведующий лабораторией вычислительной техники. Производился на производственных мощностях техникума. Проект начинался как совместная акция техникума и завода 51. Предполагалось встраивать в корпуса компьютера портативный проигрыватель "Меркурий", выпускаемый заводом. Компьютерами Радуга оснащали кабинет вычислительной техники. Продавались компьютерные классы в Томскую, Иркутскую области, Алтайский край. Написаны ПО в т. ч. обучающие программы. Выпускался с 1988 по 1992гг.
Особенности архитектуры:
В качестве звуковой системы - таймер КР580ВИ53. Графическая система: теневая страница 12 Кбайт под ПЗУ памяти хранила информацию о цвете. На каждые 8 точек графического буфера был 1 байт цветовой памяти, определявший цвета фона и изображения из 16 цветов. В монохромном режиме 2 экрана. На выходе двух портовая память палитры.
ПЗУ переделано из-за этого не полная совместимость с оригинальным "Специалистом".
Разработчики: Казаринов Виктор Геннадьевич.
Производитель: Омский Авиационный техникум.
Последний раз редактировалось: Viktor2312 (Вт Окт 17 2017, 08:59), всего редактировалось 1 раз(а)
Viktor2312- RIP
- Сообщения : 15492
Дата регистрации : 2012-08-10
Возраст : 45
Откуда : Пятигорск
цвет РАДУГИ
2
За три года прошедшие с выхода предыдущего поста была обнаружена новая информация о компьютере РАДУГА.
Под большим сомнением оказывается сам факт промышленного производства данного компьютера (что похоже делает неверным название темы). Подтверждён лишь факт мелкосерийного кустарного производства.
По РАДУГЕ очень мало информации и даже та информация, что изначально была выложена в русской WIKI содержала неточности. Потому страница была удалена (к сожалению, десяток сайтов успели её скопировать). Особенно нелепо выглядит утверждение, "особенности архитектуры заимствованы у MSX". Ведь в РАДУГЕ архитектура и адресация СПЕЦИАЛИСТА, экран СПЕЦИАЛИСТА, цвет СПЕЦИАЛИСТА и клавиатура СПЕЦИАЛИСТА. От MSX схемотехнически не заимствовано ничего. Есть только заимствования по структуре программного обеспечения, но это не относится к архитектуре. Архитектура это только микросхемы. Поэтому фраза неверна.
С MSX совпадают некоторые команды бейсика, но это же не аппаратно. MSX-бейсик (причём, в отличие от РАДУГИ, оригинал) адаптирован для ОРИОНА, а в ИРИШЕ тоже МГ-формат MSX. Но никто не утверждает, что в ОРИОНЕ и ИРИШЕ "особенности архитектуры заимствованы у MSX". От MSX можно было заимствовать только идею музыкалки. Но и установка AY не сделала бы это утверждение верным, т.к AY-8912 применён в сотне других компьютеров.
Компьютер РАДУГА есть в списке советских бытовых компьютеров, но там следовало бы указать, что это не клон СПЕЦИАЛИСТА, а компьютер построенный на базе видеогенератора СПЕЦИАЛИСТА с существенно улучшенными цветовыми возможностями.
Как указано вот тут (и здесь), недавно произведено обновление информации об этом компьютере. Выяснилось, что В.Г.Казаринов не имеет никакого отношения к разработке РАДУГИ. Разработчиками РАДУГИ были В.А.Пудов и В.В.Тимофеев под руководством преподавателя В.М.Белянина (позднее он стал директором техникума).
Вообще часть информации о РАДУГЕ сомнительна. РАДУГА разработана на базе СПЕЦИАЛИСТА, но тогда КАК начало разработки могло быть в 1986, если СПЕЦИАЛИСТ был опубликован только в 1987 ? Выяснилось, что изначально в 1986 разрабатывался другой компьютер, но после публикации СПЕЦИАЛИСТА в 1987 его схема была взята за основу.
Вот здесь удивляет фраза основного разработчика этого компьютера:
Но что от ИРИШИ есть в схемотехнике РАДУГИ? Удивляет как это могло быть, если журнал МК с описанием СПЕЦИАЛИСТА (02.1987) поступил к читателям раньше, чем журнал МПСС с описанием ИРИШИ (02.1986, это апрель). Выпуск МПСС из печати в 1986 отставал, как минимум на год. Т.е окончание серии публикаций про ИРИШУ было не ранее конца 1987, к этому сроку СПЕЦИАЛИСТ был опубликован уже полгода назад. А что касается заимствований от ИРИШИ правильная фраза д.быть такой "От ИРИШИ были заимствованы ESC-последовательности и команды графического языка в ROM-BIOS, но на схемотехнику ИРИША никак не повлияла."
Что касается тиража, то похоже, до серийного выпуска на заводе 51 дело не дошло и тираж составил всего несколько десятков образцов произведённых в мастерских техникума учащимися (видимо, в виде производственной практики) и поставленных в несколько школ. Так что вопрос о числе реально существовАвших экземплярах данной модели нуждается в дальнейшем исследовании.
Естественно, что для компьютера с маленьким тиражом и не используемого любителями, не могло быть создано богатое программное обеспечение. Хотя здесь можно прочитать фразу "были раскрашены многие игры СПЕЦИАЛИСТА", но это сомнительно. Т.к легко оцветить можно только текстовые игры от РК86 (смотри ниже). Т.к даже для самогО СПЕЦИАЛИСТА, имеющего неизмеримо большее число пользователей и программистов, оцвеченных графических игр немного и почти все оцвечены недавно. Скорее всего всё представляющее интерес ПО состояло из расширенного бейсика и некоего GUI (стиль которого заимствован из фильма "Short Circuit"). О этом GUI упоминается тут. Интересно было бы посмотреть на это ПО, но к сожалению даже эмулятора РАДУГИ нет.
Нет ясности по резидентному ПО в ПЗУ. Насколько была совместимость со СПЕЦИАЛИСТОМ. Ясно, что адаптация некоторых монохромных графических игр СПЕЦИАЛИСТА несложна (т.к экран и клавиатура совпадают). Если нет 100% совместимости по ROM-BIOS, то с теми текстовыми играми, которые лезут в служебные ячейки ROM-BIOS могли быть проблемы. И для совместимости с системными программами СПЕЦИАЛИСТА требуется совместимость не только по и п/п-мам вывода и опроса клавиатуры, но и все вх.точки ROM-BIOS C000...C7FF (обзываемом загрузчиком), а иногда и рабочие ячейки в ОЗУ должны быть совместимы.
Теперь поясню зачем понадобилось аппаратно включать область 8000...8FFF (называемую областью фонта) в управление регистром цвета.
Для вывода текста это не надо. Достаточно фонта в ПЗУ. Очевидно, что это использовалось лишь в текстовых играх. Если установив адрес фонта в драйвере вывода на 8000, раскрасить в этом фонте разные символы в разные цвета, то запущенная после этого текстовая игра станет цветной. Иметь раскрашенный фонт в ОЗУ нужно только для текстовых игр, адаптированных от РК86. Где спрайты рисуются текстовыми символами, а использование раскрашенного фонта позволяет игру оцветить, причём даже не меняя её код. Но для графических игр этот метод не годится, там спрайты имеют произвольный размер и используется маскирование. Графические игры оцветить на два порядка сложнее и грамотная схемотехника здесь не поможет.
Но для нас интересны идеи аппаратно реализованные в этом компьютере. Рассмотрим их подробнее.
Трудно судить без схемы. В описании указано, что РАДУГА это глубоко переработанный СПЕЦИАЛИСТ. Но разве это так? Похоже, что это СПЕЦИАЛИСТ лишь с более грамотным цветом. Чтобы сделать это (без палитр) на плате СПЕЦИАЛИСТА достаточно несколько часов и расход в ~5-6 TTL-корпусов (не считая РУ6). А палитры это всего 2 ИМС (РПЗУ перекодирования и регистр выбора палитры).
О "глубине переработки" можно было бы говорить, если бы использовали 16 кб находящиеся под ПЗУ для получения для программ сплошного ОЗУ в 48 кб (т.е идея "закрытия" экранного ОЗУ, как во ЛЬВОВЕ). А так, это просто обычный СПЕЦИАЛИСТ в котором совершенно логично доработали цвет и изменили ПЗУ. И для понта добавили сложную звуковую систему.
Очевидно, что от СПЕЦИАЛИСТА был использован видеогенератор, т.к придумать что-то более грамотное почти невозможно (другую схемотехнику видеогенератора попытались использовать в ОРИОНЕ, но получилось хуже, что обнаруживается при попытках турбирования).
Сложная звуковая система не впечатляет, т.к уже в 1988 на нелегальных радиорынках продавались AY-8910/12. Был разработан аналог AY-8912 на TTL-корпусах и по отзывам его звучание очень похоже. Но 100% клон AY невозможен. Да и вообще, городить сложную музыкальную систему не имело смысла - всего две грамотно применённые ВИ53 в "Союз-Неон-ПК11/16" дешевле и звучат не хуже, чем AY-8912. Да и примитивный резистивный ковокс ещё дешевле и звучит неплохо (хотя и требует много ОЗУ).
На мой взгляд применение громоздкой звуковой системы, а тем более её монтаж на основной плате был ошибкой. При необходимости, это лучше было сделать в виде периферийной карты втыкаемой в слот. Из-за расхода на звук кучи корпусов из маленькой и лёгкой в настройке платки СПЕЦИАЛИСТА получилась громоздкая ~100 корпусов. Чтобы компьютер стал успешным нужна была в первую очередь простота плюс бОльший объём сплошного ОЗУ.
В 80-тые годы, когда вообще любой, тем более дешёвый, бытовой компьютер был нарасхват, для звукопроизводства хватило бы тупого лобового включения ВИ53 (а для массовости изделия среди радиолюбителей важнее не звук, а простота сборки и дешевизна). Тем более что, благодаря тому, что тактов WAIT нет, то даже программный меандр даёт чистый тон (в отличие от РК86, где вместо тона звучит хрип). Кстати, программно делается и трёхголосный звук (при выводе на однобитовый порт громкость резко падает, но имея три однобитовых порта и этого нет).
Данный компьютер по графическим и цветовым возможностям эквивалентен ОРИОНУ. Т.е экран 12 кб организованный по вертикали и 2 цвета из 16 в пределах 8-ми экранных пикселов. Однако в РАДУГЕ использована победительная идея авто-раскраски А.Волкова, благодаря которой на раскраску не тратятся ресурсы процессора. Для чего имеется, так называемый регистр цвета из которого байт цветового кода автоматически переписывается в экранное ОЗУ цвета при записи байта в экранное ОЗУ графики. Таким образом достаточно один раз занести код цвета в этот регистр цвета и далее все последующие выводы графики происходят в установленном цвете. Таким образом, цвет никак не тормозит. В отличие от ОРИОНА, где скорость вывода в цвете падает более чем вдвое, делая вывод текста в цвете бессмысленным.
В отличие от СПЕЦИАЛИСТА, в РАДУГЕ совершенно логично расширено число битов для кодирования цвета. Такая доработка напрашивается сама по себе и сотни любителей СПЕЦИАЛИСТА доработали цвет именно так (или похоже, т.е с меньшим числом битов цвета). На своём СПЕЦИАЛИСТЕ в 1989 я имел точно такой же цвет (напаяв 565 РУ6 и вторую ИР12 вторым этажом). Такая доработка, не считая РУ6, требует добавления всего нескольких TTL-корпусов.
Фанаты ОРИОНА, защищая концепцию с прямым доступом в ОЗУ цвета, в качестве недостатка цвета СПЕЦИАЛИСТА указывают на невозможность цветного ролика или панорамирования экрана. Потому что невозможно считать цвет из экранного ОЗУ цвета, т.к оно вообще находится вне адресного пространства процессора. Программа, в которой нужно панорамирование экрана, должна сохранять буфер цветного экрана в другом месте, т.е тратить на это дополнительные 12 кб ОЗУ, которого нет.
На эту критику нечего возразить, кроме того, что ролик экрана в цвете нам и не нужен (для текста отчасти это так, но для игр быстрый перенос цветных спрайтов, да и панорамирование в цвете - важны). Однако, оказывается в РАДУГЕ данную проблему решили ещё в 1988 году. Для решения проблемы оказалось достаточно лишь немного доработать концепцию А.Волкова. Причём, не за счёт включения ОЗУ цвета в адресное пространство, как в ОРИОНЕ, а проще и грамотнее (т.к без потери скорости при цветном ролике).
Авторы РАДУГИ ввели автоматическую запись данных из экранного ОЗУ цвета в регистр цвета при чтении экрана. Чтобы скопировать видеобайт из одной позиции экрана в другую, достаточно просто считать экранный байт из ОЗУ графики и записать его в новое место в ОЗУ графики. Цвет при этом перепишется автоматически, т.е абсолютно без всякой потери скорости. Расход деталей при этом минимален (всего лишь две 555 КП11 переключающие входы регистра цвета и корпус логики). Это самая выгодная организация цвета для низкоскоростного 8-ми разрядного компьютера. Удобная, как для текста, так и для цветных игр. Жаль, что разработчики других отечественных ЭВМ в своё время этого не знали.
Данная победительная идея осталась неизвестной, т.к и сам компьютер РАДУГА остался абсолютно неизвестным, как и сотни других вариантов доработки СПЕЦИАЛИСТА сделанные любителями. Естественно, сейчас для использования этой идеи уже поздно. Но я решил специально "озвучить" эту идею в надежде, что информация не умирает (сохраняется в ноосфере), и через миллиард лет в другом мире на другой планете эта идея наконец найдёт достойное применение.
PS. Для исключения путаницы в первом сообщении темы полезно указать, что была и другая РАДУГА, что являлась клоном ZX-Spectrum.
Под большим сомнением оказывается сам факт промышленного производства данного компьютера (что похоже делает неверным название темы). Подтверждён лишь факт мелкосерийного кустарного производства.
По РАДУГЕ очень мало информации и даже та информация, что изначально была выложена в русской WIKI содержала неточности. Потому страница была удалена (к сожалению, десяток сайтов успели её скопировать). Особенно нелепо выглядит утверждение, "особенности архитектуры заимствованы у MSX". Ведь в РАДУГЕ архитектура и адресация СПЕЦИАЛИСТА, экран СПЕЦИАЛИСТА, цвет СПЕЦИАЛИСТА и клавиатура СПЕЦИАЛИСТА. От MSX схемотехнически не заимствовано ничего. Есть только заимствования по структуре программного обеспечения, но это не относится к архитектуре. Архитектура это только микросхемы. Поэтому фраза неверна.
С MSX совпадают некоторые команды бейсика, но это же не аппаратно. MSX-бейсик (причём, в отличие от РАДУГИ, оригинал) адаптирован для ОРИОНА, а в ИРИШЕ тоже МГ-формат MSX. Но никто не утверждает, что в ОРИОНЕ и ИРИШЕ "особенности архитектуры заимствованы у MSX". От MSX можно было заимствовать только идею музыкалки. Но и установка AY не сделала бы это утверждение верным, т.к AY-8912 применён в сотне других компьютеров.
Компьютер РАДУГА есть в списке советских бытовых компьютеров, но там следовало бы указать, что это не клон СПЕЦИАЛИСТА, а компьютер построенный на базе видеогенератора СПЕЦИАЛИСТА с существенно улучшенными цветовыми возможностями.
Как указано вот тут (и здесь), недавно произведено обновление информации об этом компьютере. Выяснилось, что В.Г.Казаринов не имеет никакого отношения к разработке РАДУГИ. Разработчиками РАДУГИ были В.А.Пудов и В.В.Тимофеев под руководством преподавателя В.М.Белянина (позднее он стал директором техникума).
Вообще часть информации о РАДУГЕ сомнительна. РАДУГА разработана на базе СПЕЦИАЛИСТА, но тогда КАК начало разработки могло быть в 1986, если СПЕЦИАЛИСТ был опубликован только в 1987 ? Выяснилось, что изначально в 1986 разрабатывался другой компьютер, но после публикации СПЕЦИАЛИСТА в 1987 его схема была взята за основу.
Вот здесь удивляет фраза основного разработчика этого компьютера:
РАДУГА был разработан и под влиянием ИРИШИ. Дело в том что первый проект в техникуме была ИРИША. Которую толком не завершили, как вышел журнал МК со схемой СПЕЦИАЛИСТА.
Но что от ИРИШИ есть в схемотехнике РАДУГИ? Удивляет как это могло быть, если журнал МК с описанием СПЕЦИАЛИСТА (02.1987) поступил к читателям раньше, чем журнал МПСС с описанием ИРИШИ (02.1986, это апрель). Выпуск МПСС из печати в 1986 отставал, как минимум на год. Т.е окончание серии публикаций про ИРИШУ было не ранее конца 1987, к этому сроку СПЕЦИАЛИСТ был опубликован уже полгода назад. А что касается заимствований от ИРИШИ правильная фраза д.быть такой "От ИРИШИ были заимствованы ESC-последовательности и команды графического языка в ROM-BIOS, но на схемотехнику ИРИША никак не повлияла."
Что касается тиража, то похоже, до серийного выпуска на заводе 51 дело не дошло и тираж составил всего несколько десятков образцов произведённых в мастерских техникума учащимися (видимо, в виде производственной практики) и поставленных в несколько школ. Так что вопрос о числе реально существовАвших экземплярах данной модели нуждается в дальнейшем исследовании.
Естественно, что для компьютера с маленьким тиражом и не используемого любителями, не могло быть создано богатое программное обеспечение. Хотя здесь можно прочитать фразу "были раскрашены многие игры СПЕЦИАЛИСТА", но это сомнительно. Т.к легко оцветить можно только текстовые игры от РК86 (смотри ниже). Т.к даже для самогО СПЕЦИАЛИСТА, имеющего неизмеримо большее число пользователей и программистов, оцвеченных графических игр немного и почти все оцвечены недавно. Скорее всего всё представляющее интерес ПО состояло из расширенного бейсика и некоего GUI (стиль которого заимствован из фильма "Short Circuit"). О этом GUI упоминается тут. Интересно было бы посмотреть на это ПО, но к сожалению даже эмулятора РАДУГИ нет.
Нет ясности по резидентному ПО в ПЗУ. Насколько была совместимость со СПЕЦИАЛИСТОМ. Ясно, что адаптация некоторых монохромных графических игр СПЕЦИАЛИСТА несложна (т.к экран и клавиатура совпадают). Если нет 100% совместимости по ROM-BIOS, то с теми текстовыми играми, которые лезут в служебные ячейки ROM-BIOS могли быть проблемы. И для совместимости с системными программами СПЕЦИАЛИСТА требуется совместимость не только по и п/п-мам вывода и опроса клавиатуры, но и все вх.точки ROM-BIOS C000...C7FF (обзываемом загрузчиком), а иногда и рабочие ячейки в ОЗУ должны быть совместимы.
Теперь поясню зачем понадобилось аппаратно включать область 8000...8FFF (называемую областью фонта) в управление регистром цвета.
Для вывода текста это не надо. Достаточно фонта в ПЗУ. Очевидно, что это использовалось лишь в текстовых играх. Если установив адрес фонта в драйвере вывода на 8000, раскрасить в этом фонте разные символы в разные цвета, то запущенная после этого текстовая игра станет цветной. Иметь раскрашенный фонт в ОЗУ нужно только для текстовых игр, адаптированных от РК86. Где спрайты рисуются текстовыми символами, а использование раскрашенного фонта позволяет игру оцветить, причём даже не меняя её код. Но для графических игр этот метод не годится, там спрайты имеют произвольный размер и используется маскирование. Графические игры оцветить на два порядка сложнее и грамотная схемотехника здесь не поможет.
Но для нас интересны идеи аппаратно реализованные в этом компьютере. Рассмотрим их подробнее.
Трудно судить без схемы. В описании указано, что РАДУГА это глубоко переработанный СПЕЦИАЛИСТ. Но разве это так? Похоже, что это СПЕЦИАЛИСТ лишь с более грамотным цветом. Чтобы сделать это (без палитр) на плате СПЕЦИАЛИСТА достаточно несколько часов и расход в ~5-6 TTL-корпусов (не считая РУ6). А палитры это всего 2 ИМС (РПЗУ перекодирования и регистр выбора палитры).
О "глубине переработки" можно было бы говорить, если бы использовали 16 кб находящиеся под ПЗУ для получения для программ сплошного ОЗУ в 48 кб (т.е идея "закрытия" экранного ОЗУ, как во ЛЬВОВЕ). А так, это просто обычный СПЕЦИАЛИСТ в котором совершенно логично доработали цвет и изменили ПЗУ. И для понта добавили сложную звуковую систему.
Очевидно, что от СПЕЦИАЛИСТА был использован видеогенератор, т.к придумать что-то более грамотное почти невозможно (другую схемотехнику видеогенератора попытались использовать в ОРИОНЕ, но получилось хуже, что обнаруживается при попытках турбирования).
Сложная звуковая система не впечатляет, т.к уже в 1988 на нелегальных радиорынках продавались AY-8910/12. Был разработан аналог AY-8912 на TTL-корпусах и по отзывам его звучание очень похоже. Но 100% клон AY невозможен. Да и вообще, городить сложную музыкальную систему не имело смысла - всего две грамотно применённые ВИ53 в "Союз-Неон-ПК11/16" дешевле и звучат не хуже, чем AY-8912. Да и примитивный резистивный ковокс ещё дешевле и звучит неплохо (хотя и требует много ОЗУ).
На мой взгляд применение громоздкой звуковой системы, а тем более её монтаж на основной плате был ошибкой. При необходимости, это лучше было сделать в виде периферийной карты втыкаемой в слот. Из-за расхода на звук кучи корпусов из маленькой и лёгкой в настройке платки СПЕЦИАЛИСТА получилась громоздкая ~100 корпусов. Чтобы компьютер стал успешным нужна была в первую очередь простота плюс бОльший объём сплошного ОЗУ.
В 80-тые годы, когда вообще любой, тем более дешёвый, бытовой компьютер был нарасхват, для звукопроизводства хватило бы тупого лобового включения ВИ53 (а для массовости изделия среди радиолюбителей важнее не звук, а простота сборки и дешевизна). Тем более что, благодаря тому, что тактов WAIT нет, то даже программный меандр даёт чистый тон (в отличие от РК86, где вместо тона звучит хрип). Кстати, программно делается и трёхголосный звук (при выводе на однобитовый порт громкость резко падает, но имея три однобитовых порта и этого нет).
Данный компьютер по графическим и цветовым возможностям эквивалентен ОРИОНУ. Т.е экран 12 кб организованный по вертикали и 2 цвета из 16 в пределах 8-ми экранных пикселов. Однако в РАДУГЕ использована победительная идея авто-раскраски А.Волкова, благодаря которой на раскраску не тратятся ресурсы процессора. Для чего имеется, так называемый регистр цвета из которого байт цветового кода автоматически переписывается в экранное ОЗУ цвета при записи байта в экранное ОЗУ графики. Таким образом достаточно один раз занести код цвета в этот регистр цвета и далее все последующие выводы графики происходят в установленном цвете. Таким образом, цвет никак не тормозит. В отличие от ОРИОНА, где скорость вывода в цвете падает более чем вдвое, делая вывод текста в цвете бессмысленным.
В отличие от СПЕЦИАЛИСТА, в РАДУГЕ совершенно логично расширено число битов для кодирования цвета. Такая доработка напрашивается сама по себе и сотни любителей СПЕЦИАЛИСТА доработали цвет именно так (или похоже, т.е с меньшим числом битов цвета). На своём СПЕЦИАЛИСТЕ в 1989 я имел точно такой же цвет (напаяв 565 РУ6 и вторую ИР12 вторым этажом). Такая доработка, не считая РУ6, требует добавления всего нескольких TTL-корпусов.
Фанаты ОРИОНА, защищая концепцию с прямым доступом в ОЗУ цвета, в качестве недостатка цвета СПЕЦИАЛИСТА указывают на невозможность цветного ролика или панорамирования экрана. Потому что невозможно считать цвет из экранного ОЗУ цвета, т.к оно вообще находится вне адресного пространства процессора. Программа, в которой нужно панорамирование экрана, должна сохранять буфер цветного экрана в другом месте, т.е тратить на это дополнительные 12 кб ОЗУ, которого нет.
На эту критику нечего возразить, кроме того, что ролик экрана в цвете нам и не нужен (для текста отчасти это так, но для игр быстрый перенос цветных спрайтов, да и панорамирование в цвете - важны). Однако, оказывается в РАДУГЕ данную проблему решили ещё в 1988 году. Для решения проблемы оказалось достаточно лишь немного доработать концепцию А.Волкова. Причём, не за счёт включения ОЗУ цвета в адресное пространство, как в ОРИОНЕ, а проще и грамотнее (т.к без потери скорости при цветном ролике).
Авторы РАДУГИ ввели автоматическую запись данных из экранного ОЗУ цвета в регистр цвета при чтении экрана. Чтобы скопировать видеобайт из одной позиции экрана в другую, достаточно просто считать экранный байт из ОЗУ графики и записать его в новое место в ОЗУ графики. Цвет при этом перепишется автоматически, т.е абсолютно без всякой потери скорости. Расход деталей при этом минимален (всего лишь две 555 КП11 переключающие входы регистра цвета и корпус логики). Это самая выгодная организация цвета для низкоскоростного 8-ми разрядного компьютера. Удобная, как для текста, так и для цветных игр. Жаль, что разработчики других отечественных ЭВМ в своё время этого не знали.
Данная победительная идея осталась неизвестной, т.к и сам компьютер РАДУГА остался абсолютно неизвестным, как и сотни других вариантов доработки СПЕЦИАЛИСТА сделанные любителями. Естественно, сейчас для использования этой идеи уже поздно. Но я решил специально "озвучить" эту идею в надежде, что информация не умирает (сохраняется в ноосфере), и через миллиард лет в другом мире на другой планете эта идея наконец найдёт достойное применение.
PS. Для исключения путаницы в первом сообщении темы полезно указать, что была и другая РАДУГА, что являлась клоном ZX-Spectrum.
Последний раз редактировалось: barsik (Вт Апр 10 2018, 03:31), всего редактировалось 5 раз(а)
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
новая информация о РАДУГЕ
3
Данный компьютер РАДУГА в 1988 году был предложен для публикации в журнал РАДИО, но это предложение редакция журнала отклонила. Видимо и так был существенный запас новых публикаций на тему РК86 и новая головная боль редакции была не нужна. Видимо посчитав, что публикацией РК86 решение партии и правительства о компьютеризации сельских пастбищ выполняется и ладно. А то, что убогий РК86 ни на что не годен (т.е интересы пользователей) никого не волнует.
Недавно из первоисточников получена дополнительная информация о истории разработки и программном обеспечении компьютера РАДУГА.
Выяснилось, что РАДУГА это не вариант СПЕЦИАЛИСТА. Это другой, совершенно несовместимый компьютер, лишь использующий как основу видеогенератор СПЕЦИАЛИСТА и имеющий с ним сходства в архитектуре. Коллективным автором разработки следует считать трёх человек: В.А.Пудова, В.В.Тимофеева и преподавателя В.М.Белянина, который был не только руководителем, но и внёс существенный вклад в разработку. К сожалению в Интернете повсюду распространена ложная информация, что разработчиком этого компьютера являет В.Г.Казаринов (автор омских компьютеров Патисоник и Патисоник-48). Это очень несправедливо по отношению к реальным авторам, но как это исправить на десятках сайтов?
Этот компьютер никак нельзя считать клоном СПЕЦИАЛИСТА, т.к это предполагает совместимость, хотя бы на уровне системных вызовов. В действительности РАДУГУ следует считать "специалисто-производным" компьютером. В ней нет никакой совместимости с программами СПЕЦИАЛИСТА, т.к ROM-BIOS не имеет ничего общего. Однако, т.к экран адресуется и организован точно также как в СПЕЦИАЛИСТЕ и идентична схема клавиатуры, конверсия монохромных графических игр для него проста. Теоретически, заменив ПЗУ и адресацию клавиатуры, можно сделать из РАДУГИ действительный клон СПЕЦИАЛИСТА.
В предыдущем посте автором концепции цвета с авто-записью в ОЗУ цвета из регистра цвета указан А.Волков, автор СПЕЦИАЛИСТА. Однако по информации от одного из авторов РАДУГИ, концепция цвета с авто-записью не была заимствована у А.Волкова, а была полностью оригинальной разработкой Валерия Пудова, основного разработчика РАДУГИ. Подтвердить это можно сравнив даты.
Разработка РАДУГИ была закончена в июле 1988 года. Тогда В.Пудов защитил диплом и навсегда покинул техникум (это подтверждается документами). И как раз по странному совпадению именно в июле 1988 года выходит статья о цвете в журнале МК со схемой примитивного двухбитового цвета СПЕЦИАЛИСТА. Это самый примитивный вариант цвета с авто-записью. Но дело не в неоптимальности схемы, а в использованной концепции цвета. Вероятно, А.Волков натолкнулся на эту идею, в попытке сделать цветовую платку внешним устройством. А В.Пудов сделал то же ради быстродействия. Таким образом, судя по вышеизложенному, цвет в РАДУГЕ является независимой разработкой. Что попутно доказывает, что идея такого цвета оптимальна для медленных машин.
Как все знают, сам СПЕЦИАЛИСТ был разработан в 1985 году. Цвет для него в виде "примочки" был разработан позднее, но в любом случае это случилось не позднее 1987, т.к сразу после публикации в 1987, А.Волков вообще перестал заниматься СПЕЦИАЛИСТОМ. В РАДУГЕ концепция цвета точно такая же, но РАДУГА разработана позже.
В принципе, логично предположить, что раз видеогенератор и идея прозрачного ОЗУ была заимствована у СПЕЦИАЛИСТА, то и цвет тоже. Кроме того, до такого цвета не додумались разработчики других отечественных компьютеров, и нет оснований думать, что разработчики РАДУГИ умнее остальных. Скорее всего, А.Волков первым изобрёл такой цвет. Тем не менее, считаю, что разработчики РАДУГИ не только независимо изобрели такой цвет, но и довели его до совершенства.
Несколько слов о том, почему РАДУГА это специалисто-производный компьютер, даже если в нём схема видео генератора не заимствована один к одному, а сделана чуть иначе (это можно уточнить только когда станет известной схема, пока её найти не удалось).
Основной идеей СПЕЦИАЛИСТА является, не цвет, а реализация идеи прозрачного ОЗУ, т.е когда ОЗУ не тормозит процессор. Это отнюдь не так очевидно. Сравните, разработчики сотен западных бытовых компьютеров до этого не додумались. Десятки отечественных разработчиков бытовых компьютеров до этого не додумались. Такая же идея синхронизации видео-части и CPU использована только в ОРИОНЕ, разработанном на 5 лет позже (и неизвестно была ли данная идея синхронизации самостоятельно разработана или заимствована). Остальные отечественные 8-ми разрядки вынуждены были использовать такты WAIT, отчего бесполезно теряется, как минимум, 20% ресурса процессора.
Недавно из первоисточников получена дополнительная информация о истории разработки и программном обеспечении компьютера РАДУГА.
Выяснилось, что РАДУГА это не вариант СПЕЦИАЛИСТА. Это другой, совершенно несовместимый компьютер, лишь использующий как основу видеогенератор СПЕЦИАЛИСТА и имеющий с ним сходства в архитектуре. Коллективным автором разработки следует считать трёх человек: В.А.Пудова, В.В.Тимофеева и преподавателя В.М.Белянина, который был не только руководителем, но и внёс существенный вклад в разработку. К сожалению в Интернете повсюду распространена ложная информация, что разработчиком этого компьютера являет В.Г.Казаринов (автор омских компьютеров Патисоник и Патисоник-48). Это очень несправедливо по отношению к реальным авторам, но как это исправить на десятках сайтов?
Этот компьютер никак нельзя считать клоном СПЕЦИАЛИСТА, т.к это предполагает совместимость, хотя бы на уровне системных вызовов. В действительности РАДУГУ следует считать "специалисто-производным" компьютером. В ней нет никакой совместимости с программами СПЕЦИАЛИСТА, т.к ROM-BIOS не имеет ничего общего. Однако, т.к экран адресуется и организован точно также как в СПЕЦИАЛИСТЕ и идентична схема клавиатуры, конверсия монохромных графических игр для него проста. Теоретически, заменив ПЗУ и адресацию клавиатуры, можно сделать из РАДУГИ действительный клон СПЕЦИАЛИСТА.
В предыдущем посте автором концепции цвета с авто-записью в ОЗУ цвета из регистра цвета указан А.Волков, автор СПЕЦИАЛИСТА. Однако по информации от одного из авторов РАДУГИ, концепция цвета с авто-записью не была заимствована у А.Волкова, а была полностью оригинальной разработкой Валерия Пудова, основного разработчика РАДУГИ. Подтвердить это можно сравнив даты.
Разработка РАДУГИ была закончена в июле 1988 года. Тогда В.Пудов защитил диплом и навсегда покинул техникум (это подтверждается документами). И как раз по странному совпадению именно в июле 1988 года выходит статья о цвете в журнале МК со схемой примитивного двухбитового цвета СПЕЦИАЛИСТА. Это самый примитивный вариант цвета с авто-записью. Но дело не в неоптимальности схемы, а в использованной концепции цвета. Вероятно, А.Волков натолкнулся на эту идею, в попытке сделать цветовую платку внешним устройством. А В.Пудов сделал то же ради быстродействия. Таким образом, судя по вышеизложенному, цвет в РАДУГЕ является независимой разработкой. Что попутно доказывает, что идея такого цвета оптимальна для медленных машин.
Как все знают, сам СПЕЦИАЛИСТ был разработан в 1985 году. Цвет для него в виде "примочки" был разработан позднее, но в любом случае это случилось не позднее 1987, т.к сразу после публикации в 1987, А.Волков вообще перестал заниматься СПЕЦИАЛИСТОМ. В РАДУГЕ концепция цвета точно такая же, но РАДУГА разработана позже.
В принципе, логично предположить, что раз видеогенератор и идея прозрачного ОЗУ была заимствована у СПЕЦИАЛИСТА, то и цвет тоже. Кроме того, до такого цвета не додумались разработчики других отечественных компьютеров, и нет оснований думать, что разработчики РАДУГИ умнее остальных. Скорее всего, А.Волков первым изобрёл такой цвет. Тем не менее, считаю, что разработчики РАДУГИ не только независимо изобрели такой цвет, но и довели его до совершенства.
Несколько слов о том, почему РАДУГА это специалисто-производный компьютер, даже если в нём схема видео генератора не заимствована один к одному, а сделана чуть иначе (это можно уточнить только когда станет известной схема, пока её найти не удалось).
Основной идеей СПЕЦИАЛИСТА является, не цвет, а реализация идеи прозрачного ОЗУ, т.е когда ОЗУ не тормозит процессор. Это отнюдь не так очевидно. Сравните, разработчики сотен западных бытовых компьютеров до этого не додумались. Десятки отечественных разработчиков бытовых компьютеров до этого не додумались. Такая же идея синхронизации видео-части и CPU использована только в ОРИОНЕ, разработанном на 5 лет позже (и неизвестно была ли данная идея синхронизации самостоятельно разработана или заимствована). Остальные отечественные 8-ми разрядки вынуждены были использовать такты WAIT, отчего бесполезно теряется, как минимум, 20% ресурса процессора.
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
.
4
Недавно страничка о Радуге http://aleste520.narod.ru/rainbow.html была обновлена, - были добавлены фотографии внешнего вида корпуса и печатной платы, хотя и в раскуроченном виде. И несмотря на низкое качество платы теперь можно сосчитать число использованных корпусов. Раз доступна фотография, возможно в недалёком будущем удастся эту плату восстановить или хотя бы получить схему или другую дополнительную информацию, например считать ПЗУ, что вероятно позволит восстановить архитектуру и встроить Радугу в скрипто-настраиваемый эмулятор B2M.
Узнал об находке фотографий лишь сегодня вот здесь.
Узнал об находке фотографий лишь сегодня вот здесь.
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
по печатной плате восстановлена схема Радуги
5
Автор "Радуги" сумел сегодня, спустя 30 лет, найти и восстановить по топологии печатной платы схему своего компьютера.
https://zx-pk.ru/threads/30372-kompyuter-raduga-(omsk).html?p=1008398&viewfull=1#post1008398
Теперь может быть найдётся энтузиаст и как было со многими, казалось, бы канувшими навсегда машинами, выпустит печ.платку новодела, а разработчикиэмуляторов включат Радугу в список эмулируемых. К сожалению, схему автор, вместо яндекс.диска, выложил на "github" от Майкрософт. А я не люблю "github", т.к мой любимый древний браузер туда не пускают (а если надо, что-то скачать, то приходится тратить много усилий, чтобы что-то скачать оттуда, часто файлы приходится скачивать по одному, что утомляет, а в данном случае мне не настолько сильно любопытно взглянуть на схему).
Модератор, не могли бы Вы скачать эту схему и выложить ссылку здесь, разместив данные на нормальном файлохранилище?
https://zx-pk.ru/threads/30372-kompyuter-raduga-(omsk).html?p=1008398&viewfull=1#post1008398
Теперь может быть найдётся энтузиаст и как было со многими, казалось, бы канувшими навсегда машинами, выпустит печ.платку новодела, а разработчикиэмуляторов включат Радугу в список эмулируемых. К сожалению, схему автор, вместо яндекс.диска, выложил на "github" от Майкрософт. А я не люблю "github", т.к мой любимый древний браузер туда не пускают (а если надо, что-то скачать, то приходится тратить много усилий, чтобы что-то скачать оттуда, часто файлы приходится скачивать по одному, что утомляет, а в данном случае мне не настолько сильно любопытно взглянуть на схему).
Модератор, не могли бы Вы скачать эту схему и выложить ссылку здесь, разместив данные на нормальном файлохранилище?
Последний раз редактировалось: barsik (Сб Ноя 30 2019, 08:50), всего редактировалось 1 раз(а)
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
Re: ПЭВМ Радуга
6
Модератор, не могли бы Вы скачать эту схему и выложить ссылку здесь, разместив данные на нормальном файлохранилище?
Скачать
"Купи себе лошадь..." (С)
А в чём проблема поставить последнюю версию оперы и спокойно пользоваться, и автоматически обновляться ещё будет, в итоге всё будет доступно и работать, аааа... Наверно любите создавать сложности, а потом их героически преодолевать, ну что же тоже развлечение...
Viktor2312- RIP
- Сообщения : 15492
Дата регистрации : 2012-08-10
Возраст : 45
Откуда : Пятигорск
.
7
Видеогенератор полностью Специалист один к одному. Ничего от MSX в нём нет. Я бы приподнял частоту кварца до 9 МГЦ, экран лучше влезает в телевизор и чуть побыстрее, повеселее. А если уж совместимость со Специалистом не нужна, то лучше кварц 10 МГЦ и экран 512*256, тестообработка при этом в 2.5 раза быстрее. Для этого не жалко 4 кб области спрайтов (что в терминологии автора Радуги называется областью фонтов, хотя на самом деле это промежуточный буфер для цветной графики). Нормальный шрифт и скорость текстообработки важнее.
Кстати, являющаяся существенным недостатком ЭРИКА полная несовместимость со Специалистом возникла не только потому, что ПЗУ другое (это следствие), а потому-что область 8000...8FFF занята в Радуге (при работе с цветом эта область, единственная имеющая атрибуты цвета, используется как буфер хранения оцвеченных байтов). Для достижения совместимости автор мог бы переместить эту область (логически, не физически) в область адресов выше ПЗУ (там есть неиспользуемые 4 кб).
Сама идея цвета из Радуги очень интересная и полезная для игр. Жаль этот компьютер остался практически никому неизвестным в своё время. Можно для обычного Специалиста сделать внешнюю плату приставку, по типу 'Language Card Apple-II', в которой для получения сигналов с ОЗУ, 16-ти штырьковый DIP-разъём с косой втыкается в панельку ОЗУ вместо одной из микросхем ОЗУ, а на платке размещается 9 ИМС ОЗУ (одна заменяет ту, что стояла на основной плате). Такой трюк позволяет ввести параллельную банку ОЗУ и цвет по идее от Радуги практически без коррекций в виде разрезов и проводков в самой плате Специалиста.
Кстати, являющаяся существенным недостатком ЭРИКА полная несовместимость со Специалистом возникла не только потому, что ПЗУ другое (это следствие), а потому-что область 8000...8FFF занята в Радуге (при работе с цветом эта область, единственная имеющая атрибуты цвета, используется как буфер хранения оцвеченных байтов). Для достижения совместимости автор мог бы переместить эту область (логически, не физически) в область адресов выше ПЗУ (там есть неиспользуемые 4 кб).
Сама идея цвета из Радуги очень интересная и полезная для игр. Жаль этот компьютер остался практически никому неизвестным в своё время. Можно для обычного Специалиста сделать внешнюю плату приставку, по типу 'Language Card Apple-II', в которой для получения сигналов с ОЗУ, 16-ти штырьковый DIP-разъём с косой втыкается в панельку ОЗУ вместо одной из микросхем ОЗУ, а на платке размещается 9 ИМС ОЗУ (одна заменяет ту, что стояла на основной плате). Такой трюк позволяет ввести параллельную банку ОЗУ и цвет по идее от Радуги практически без коррекций в виде разрезов и проводков в самой плате Специалиста.
Иногда приходится это делать. Ставлю 36-ю оперу, делаю, что необходимо, а затем удаляю. Я предпочитаю старые программы, они часто лучше. Все новые браузеры неудобны для работы с закладками, а у меня их не 5-10, а сотни. Кроме того, я 90% времени не вылезаю из эмуляторов, некоторым из которых нужен большой ресурс, иначе тормозят. А новые браузеры сжирают много памяти и ресурса процессора и отравляют мне работу в эмуляторе с включённым браузером. К тому же я люблю запустить сразу много программ одновременно и чтобы никто не тормозил никого. Но главное, это неудобство с закладками. Много раз пытался, но не выдерживаю неудобства.Viktor2312 пишет: в чём проблема поставить последнюю версию оперы и спокойно пользоваться
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения