Последние темы
» Вити больше нет!автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:54
» Собираем оригинальный Орион 128
автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:47
» Проблема плющеного экрана ОРИОНА
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:05
» Орион 128 и его клоны возрождение 2019-2022 год
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:03
» Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:02
» Новости форума
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 11:52
» Орион-128 НГМД запуск 2021 года
автор matrixplus Сб Сен 10 2022, 17:36
» ПЗУ F800 для РК86
автор ведущий_специалист Сб Сен 10 2022, 10:37
» Микропроцессорная лаборатория "Микролаб К580ИК80", УМК-80, УМПК-80 и др.
автор Электротехник Вт Июл 26 2022, 19:33
» Орион-128 SD карта в Орионе
автор matrixplus Чт Июн 02 2022, 09:00
» 7 Мая. День Радио!
автор Viktor2312 Чт Май 12 2022, 10:58
» Серия: Массовая радио библиотека. МРБ
автор Viktor2312 Ср Май 11 2022, 12:17
» Полезные книги
автор Viktor2312 Пн Май 09 2022, 15:07
» Орион 128 Стандарты портов и системной шины Х2
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 23:08
» Орион-128 и Орион ПРО еще раз про блоки питания
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:09
» Орион-128 Программаторы
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:02
» Орион ПРО история сборки 2021 до 2022
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 18:47
» Анонсы монет (New coin).
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 23:11
» Хочу свой усилок для квартиры собрать не спеша
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 19:33
» Амфитон 25у-002С
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 09:38
» Майнер: T-Rex
автор Viktor2312 Вс Май 01 2022, 09:12
» GoWin. Изучение документации. SUG100-2.6E_Gowin Software User Guide. Среда разработки EDA.
автор Viktor2312 Пн Апр 25 2022, 01:01
» GoWin. Изучение документации. UG286-1.9.1E Gowin Clock User Guide.
автор Viktor2312 Сб Апр 23 2022, 18:22
» GoWin. Documentation Database. Device. GW2A.
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 14:08
» GOWIN AEC IP
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 12:08
Самые активные пользователи за месяц
Нет пользователей |
Поиск
Компьютер "Патисоник"
Страница 1 из 1 • Поделиться
Компьютер "Патисоник"
1
Недавно стало известно о существовании, кроме РАДУГИ, второго омского специалисто-производного компьютера под названием "Patisonic". Он был разработан сотрудником омского педагогического института В.Г.Казариновым. Почитать об истории его разработки можно здесь.
Интересно, что есть и два других компьютера (ZX-48К клоны) с таким же именем. Точнее они называются "Patisonic-48" и "Patisonic-48ST" (ST отличается лишь конструктивно, в него добавлена возможностью вставлять катридж с играми) и выпускался с 1991 по 1995 фирмой "Патисоник". Эта фирма прославилась своим, пусть и из-за высокой цены и не ставшим успешным коммерчески, но технически грамотным и высоко оценённым зарубежными специалистами компьютером "Aleste 520" (он был частично совместим с "Amstrad CPC"). Вот его фото.
А "Patisonic" на КР580 не имеет ничего общего с ZX-Spectrum. Он выпускался с 1988 по 1991 год только для оснащения школьных компьютерных классов, а также в первых игровых салонах открытых в Омске. Для исключения путаницы первый "Патисоник" стОит называть "Патисоник-580". Распространения у любителей данная модель не имела, печ.платы на сторону не продавались, отчего имеется так мало информации об этом компьютере.
К сожалению, у автора разработки также ничего не сохранилось, ни образцов, ни документации, т.к когда-то всё было передано одному собирателю рэтро-компьютеров для музея выч.техники, но который в итоге куда-то пропал. Остаётся надежда, что удастся найти в какой-нибудь школе омской области экземпляр данного компьютера. А тираж ориентировочно можно рассчитать из того, что кооперативом было произведено несколько десятков компьютерных классов.
Компьютер разработан на базе схемы "Специалиста" в 1987 году, когда схема добавки цвета в "Специалист" ещё не была опубликована. Основная задача, что ставилась при разработке, была получить максимально простую и дешевую по деталям, эффективную схему. Чтобы на отечественной элементной базе получить игровой компьютер пригодный для использования в кооперативных игровых салонах. Это и было достигнуто переделкой схемы "Специалиста" на РУ5 и введением цвета, что сократило общее число корпусов в аппарате с ~60 до ~40.
По играм на MSX разработчик В.Казаринов знал, что для игр достаточно экрана с более низким разрешением, гораздо важнее наличие цвета. Потому цвет был введён за счёт снижения числа точек по горизонтали с 384 в монохроме до 192 в цвете, т.е в цветном режиме графическое разрешение было 192*256. Это вполне нормально для игр. Вспомним, что большинство американских бытовых игровых компьютеров и игровых автоматов начала 80-тых имело в цвете разрешение 180 точек и меньше.
Т.о цвет был попиксельный и организован аналогично CGA (но формат экрана иной). При этом каждые два бита экранного байта кодируют цвет пикселя, что даёт общее число цветов всего 4. Это очень просто реализуется аппаратно. В цветном режиме запрещается сдвиг в выходном регистре ИР1 и с помощью КП12 в каждом из 4-х тактов частоты 4 МГЦ выдаются 2 бита, которые подаются на кодопреобразователь 155 РЕ3, формирующий RGB. 3 остающихся адресных входа РЕ3 позволили одновременно ввести 8 палитр (хотя от палитр особой пользы нет, т.к одна палитра задаётся на весь экран, а число цветов всё-равно лишь 4). Несмотря на это, картинки, особенно в играх, смотрелись вполне прилично и иногда практически не отличались от "Yamaha" MSX.
Трехканальный звуковой генератор использовал 580 ВИ53. К нему мог примешиваться шум от аналогового генератора шума. Такая 4-х канальная звуковая подсистема выдавала очень неплохой звук. ОЗУ пользователя составляло 32 кб и имелось ещё две страницы по 16 кб переключаемых в окне размером 16 кб, 12 кб из которых занимал экран, в монохроме идентичный специалистовскому и ещё 4 кб в каждой экранной странице были доступны для программ.
Добавление двух переключаемых страниц экранной памяти по 16 кбайт оказалось полезным для устранения мерцаний изображения в динамичных играх. Для того, чтобы исключить мерцания при движении спрайтов или панорамировании, использовались две копии экрана. В невидимой странице экрана изображение модифицировалось, а затем после переключения страницы мгновенно становилось видимым. В ZX-Spectrum 48К для исключения мерцаний приходится трахаться с прерываниями от кадрового бланка, т.к до применения двух экранов там не додумались (но это сделано в Spectrum-128). Впрочем в этом компьютере есть и прерывания с частотой кадров, которые полезны для привязки к реальному времени.
Клавиатура была сохранена специалистовская, благодаря чему для "Патисоника" легко было адаптировать монохромные игры СПЕЦИАЛИСТА, а вот с оцвеченными - облом (т.к у СПЕЦИАЛИСТА и в цвете экран 384*256). Относительно программного обеспечения известно только о десятке игр, написанных по мотивам игр MSX, неизвестного числа игр адаптированных от СПЕЦИАЛИСТА и довольно большого объёма учебных программ для школьных компьютерных классов в основном написаных на бейсике (но с цветом и музыкой).
Вот пока и вся информация об этом компьютере.
Несомненно данный компьютер стОит внести в список советских рэтро-компьютеров. Тем более, что это не клон СПЕЦИАЛИСТА, а должен считаться "специалисто-производным" компьютером. Для игр он точно лучше, чем базовый СПЕЦИАЛИСТ, причём число деталей не больше, чем в СПЕЦИАЛИСТЕ на РУ5 с установленной платкой цвета.
К сожалению, в своё время разработчики не стали публиковать эту модель в журналах и не догадались наладить производство наборов (в виде платы и документации) для сборки компьютера любителями. Как это сделали для первых микро компьютеров Altair, IMSAI и SWPT в 1975, отчего все их разработчики стали миллионерами (например разработчик Альтаира Эд Робинс заработал $3.6 миллиона, хотя продал по почте не более 3000 наборов для самостоятельной сборки).
У незарегистрированных читателей работают только ссылки на посты самого форум, потому специально для них дублирую вышеприведённые ссылки:
http://zx-pk.ru/threads/27363-vspomnit-vsjo.html?p=902394&viewfull=1#post902394
http://kvels55.ru/company17438/page6217.html
https://rem-komp.ru/torgovo-servisnaya-firma-patisonik-rossiya-omskaya-oblast-omsk-karla-marksa-prospekt-18-1-et-4-of-404/
Интересно, что есть и два других компьютера (ZX-48К клоны) с таким же именем. Точнее они называются "Patisonic-48" и "Patisonic-48ST" (ST отличается лишь конструктивно, в него добавлена возможностью вставлять катридж с играми) и выпускался с 1991 по 1995 фирмой "Патисоник". Эта фирма прославилась своим, пусть и из-за высокой цены и не ставшим успешным коммерчески, но технически грамотным и высоко оценённым зарубежными специалистами компьютером "Aleste 520" (он был частично совместим с "Amstrad CPC"). Вот его фото.
А "Patisonic" на КР580 не имеет ничего общего с ZX-Spectrum. Он выпускался с 1988 по 1991 год только для оснащения школьных компьютерных классов, а также в первых игровых салонах открытых в Омске. Для исключения путаницы первый "Патисоник" стОит называть "Патисоник-580". Распространения у любителей данная модель не имела, печ.платы на сторону не продавались, отчего имеется так мало информации об этом компьютере.
К сожалению, у автора разработки также ничего не сохранилось, ни образцов, ни документации, т.к когда-то всё было передано одному собирателю рэтро-компьютеров для музея выч.техники, но который в итоге куда-то пропал. Остаётся надежда, что удастся найти в какой-нибудь школе омской области экземпляр данного компьютера. А тираж ориентировочно можно рассчитать из того, что кооперативом было произведено несколько десятков компьютерных классов.
Компьютер разработан на базе схемы "Специалиста" в 1987 году, когда схема добавки цвета в "Специалист" ещё не была опубликована. Основная задача, что ставилась при разработке, была получить максимально простую и дешевую по деталям, эффективную схему. Чтобы на отечественной элементной базе получить игровой компьютер пригодный для использования в кооперативных игровых салонах. Это и было достигнуто переделкой схемы "Специалиста" на РУ5 и введением цвета, что сократило общее число корпусов в аппарате с ~60 до ~40.
По играм на MSX разработчик В.Казаринов знал, что для игр достаточно экрана с более низким разрешением, гораздо важнее наличие цвета. Потому цвет был введён за счёт снижения числа точек по горизонтали с 384 в монохроме до 192 в цвете, т.е в цветном режиме графическое разрешение было 192*256. Это вполне нормально для игр. Вспомним, что большинство американских бытовых игровых компьютеров и игровых автоматов начала 80-тых имело в цвете разрешение 180 точек и меньше.
Т.о цвет был попиксельный и организован аналогично CGA (но формат экрана иной). При этом каждые два бита экранного байта кодируют цвет пикселя, что даёт общее число цветов всего 4. Это очень просто реализуется аппаратно. В цветном режиме запрещается сдвиг в выходном регистре ИР1 и с помощью КП12 в каждом из 4-х тактов частоты 4 МГЦ выдаются 2 бита, которые подаются на кодопреобразователь 155 РЕ3, формирующий RGB. 3 остающихся адресных входа РЕ3 позволили одновременно ввести 8 палитр (хотя от палитр особой пользы нет, т.к одна палитра задаётся на весь экран, а число цветов всё-равно лишь 4). Несмотря на это, картинки, особенно в играх, смотрелись вполне прилично и иногда практически не отличались от "Yamaha" MSX.
Трехканальный звуковой генератор использовал 580 ВИ53. К нему мог примешиваться шум от аналогового генератора шума. Такая 4-х канальная звуковая подсистема выдавала очень неплохой звук. ОЗУ пользователя составляло 32 кб и имелось ещё две страницы по 16 кб переключаемых в окне размером 16 кб, 12 кб из которых занимал экран, в монохроме идентичный специалистовскому и ещё 4 кб в каждой экранной странице были доступны для программ.
Добавление двух переключаемых страниц экранной памяти по 16 кбайт оказалось полезным для устранения мерцаний изображения в динамичных играх. Для того, чтобы исключить мерцания при движении спрайтов или панорамировании, использовались две копии экрана. В невидимой странице экрана изображение модифицировалось, а затем после переключения страницы мгновенно становилось видимым. В ZX-Spectrum 48К для исключения мерцаний приходится трахаться с прерываниями от кадрового бланка, т.к до применения двух экранов там не додумались (но это сделано в Spectrum-128). Впрочем в этом компьютере есть и прерывания с частотой кадров, которые полезны для привязки к реальному времени.
Клавиатура была сохранена специалистовская, благодаря чему для "Патисоника" легко было адаптировать монохромные игры СПЕЦИАЛИСТА, а вот с оцвеченными - облом (т.к у СПЕЦИАЛИСТА и в цвете экран 384*256). Относительно программного обеспечения известно только о десятке игр, написанных по мотивам игр MSX, неизвестного числа игр адаптированных от СПЕЦИАЛИСТА и довольно большого объёма учебных программ для школьных компьютерных классов в основном написаных на бейсике (но с цветом и музыкой).
Вот пока и вся информация об этом компьютере.
Несомненно данный компьютер стОит внести в список советских рэтро-компьютеров. Тем более, что это не клон СПЕЦИАЛИСТА, а должен считаться "специалисто-производным" компьютером. Для игр он точно лучше, чем базовый СПЕЦИАЛИСТ, причём число деталей не больше, чем в СПЕЦИАЛИСТЕ на РУ5 с установленной платкой цвета.
К сожалению, в своё время разработчики не стали публиковать эту модель в журналах и не догадались наладить производство наборов (в виде платы и документации) для сборки компьютера любителями. Как это сделали для первых микро компьютеров Altair, IMSAI и SWPT в 1975, отчего все их разработчики стали миллионерами (например разработчик Альтаира Эд Робинс заработал $3.6 миллиона, хотя продал по почте не более 3000 наборов для самостоятельной сборки).
У незарегистрированных читателей работают только ссылки на посты самого форум, потому специально для них дублирую вышеприведённые ссылки:
http://zx-pk.ru/threads/27363-vspomnit-vsjo.html?p=902394&viewfull=1#post902394
http://kvels55.ru/company17438/page6217.html
https://rem-komp.ru/torgovo-servisnaya-firma-patisonik-rossiya-omskaya-oblast-omsk-karla-marksa-prospekt-18-1-et-4-of-404/
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
Похожие темы
» Журнал: Компьютер
» радиолюбительский компьютер Микро-80 - мой новодел
» Журнал: Радиолюбитель. Ваш компьютер
» Осваиваем микро-компьютер 1989г.
» Компьютер "Агат-7": Реализация на ПЛИС (DE1)
» радиолюбительский компьютер Микро-80 - мой новодел
» Журнал: Радиолюбитель. Ваш компьютер
» Осваиваем микро-компьютер 1989г.
» Компьютер "Агат-7": Реализация на ПЛИС (DE1)
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения