RUЭВМ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Август 2020
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Календарь Календарь

Последние темы
» Подключение Радио-86РК к монитору.
автор barsik Вчера в 21:57

» Новинки. Книги. Часть 1.
автор Viktor2312 Вт Авг 04 2020, 10:47

» Улучшение видео возможностей РК86
автор barsik Вт Авг 04 2020, 08:54

» Разработка "Радио - РК2019М".
автор barsik Вс Авг 02 2020, 21:49

» Новости криптовалют: статьи, заметки, разное...
автор Viktor2312 Пт Июл 31 2020, 22:39

» Биткоин, с технической точки зрения. Разное...
автор Viktor2312 Вт Июл 28 2020, 10:27

» Серия видео про Биткоин. Вариант-2.
автор Viktor2312 Вт Июл 21 2020, 22:12

» Будем бороться за традиционное написание процента
автор Viktor2312 Пн Июл 20 2020, 01:12

» Анализатор спектра на лампах ИН-9
автор freddy Вс Июл 19 2020, 13:53

» Процессор 8008, идея его эмуляции и другой флейм
автор barsik Вс Июл 19 2020, 07:40

» Обсуждение желаемых новодельных плат расширения и мелких усовершенствований базовых плат
автор barsik Вс Июл 12 2020, 20:31

» Разработка магнитофона для zx-spectrum
автор san010101 Пт Июл 10 2020, 15:38

» Арго ПК ФВ 6511. Информация, документы, фото.
автор Viktor2312 Ср Июл 01 2020, 21:23

» Обзор крипто проектов.
автор Viktor2312 Вс Июн 28 2020, 00:03

» МИКРО - 80. Статьи, заметки, очерки, разное...
автор barsik Сб Июн 27 2020, 22:56

» Серия видео про Биткоин. Вариант-1.
автор Viktor2312 Сб Июн 27 2020, 16:09

» Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
автор barsik Пт Июн 26 2020, 13:25

» Флейм только по теме "Радио-86РК".
автор barsik Чт Июн 25 2020, 20:06

» Netbox.Global (NBX) - браузер с инновационной технологией.
автор Viktor2312 Вт Июн 23 2020, 14:45

» Электроника КР-03: Обсуждение
автор barsik Чт Июн 18 2020, 21:24

» Радио-86РК: Разное
автор barsik Чт Июн 18 2020, 02:06

» Радио-86РК: Расширение ОЗУ
автор barsik Чт Июн 11 2020, 10:21

» Разное
автор Viktor2312 Вт Июн 09 2020, 01:40

» Турбирование Специалиста
автор barsik Пт Май 22 2020, 13:33

» Программы от РК86 на Специалисте
автор barsik Ср Май 20 2020, 21:08

Самые активные пользователи за месяц
barsik
ПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... Vote_lcapПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... Voting_barПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... Vote_rcap 
Viktor2312
ПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... Vote_lcapПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... Voting_barПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... Vote_rcap 
Microsha
ПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... Vote_lcapПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... Voting_barПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... Vote_rcap 

Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск


ПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное...

Перейти вниз

ПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... Empty ПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное...

Сообщение  Viktor2312 в Пт Сен 23 2016, 13:30

1
*


Последний раз редактировалось: Viktor2312 (Ср Июн 19 2019, 00:35), всего редактировалось 1 раз(а)
Viktor2312
Viktor2312
Гуру+

Сообщения : 12438
Дата регистрации : 2012-08-10
Возраст : 41
Откуда : Пятигорск

Вернуться к началу Перейти вниз

ПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... Empty Re: ПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное...

Сообщение  Viktor2312 в Вт Янв 24 2017, 14:45

2
резерв.
Viktor2312
Viktor2312
Гуру+

Сообщения : 12438
Дата регистрации : 2012-08-10
Возраст : 41
Откуда : Пятигорск

Вернуться к началу Перейти вниз

ПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... Empty ПЭВМ "Поиск"

Сообщение  alemorf в Вт Июн 18 2019, 21:37

3
Год: ≤1991
Процессор: К1810ВМ88 5 МГц
ОЗУ: 128-512 Кб
ПЗУ: 8 Кб
Графика: 640x200x2, 560x200x3, 320x200x4
Звук: К580ВИ53
Архитектура: X86


Поиск это IBM PC-совместимый советский домашний компьютер. Разработан в НПО «Электронмаш» г. Киев. Продавался с 1991 года за 1400 руб. Информация из журнала Радио 1992/12 и Википедии.

Как появился оригинальный IBM PC? В начале 1980-х многие фирмы начали выпускать собственные компьютеры и зарабатывать неплохие деньги. Кто то в фирме IBM решил тоже срубить легких денег используя имя фирмы. Использовать разработки своей фирмы, процессоры, микросхемы, программы и программистов было черевато, поэтому все микросхемы и программы были заказаны у сторонних фирм. Процессор взяли у Intel, да и вообще в компьютер засунули побольше микросхем от Intel, что бы он подороже стоил. Даже в клавиатуру поместили однокристальную ЭВМ (ныне микроконтроллер). В ничего не умеющий видеоадаптер смогли засунуть 70 микросхем. Разработку операционной системы поручили подвернувшемуся под руку Биллу Гейсту. Пусть делает делает свой велосипед в виде несовместимого клона CP/M. Хотя в то время уже существовал многозадачный и многопользовательский UNIX, но всем была безразлична судьба IBM PC. Цель была срубить денег и забыть. Компьютер даже защищать патентами не стали. Никто не ожидал, что компьютер выстрелит. Но как раз отсутсвие запретов привлекло производителей железа и ПО.

IBM попыталась вернуть контроль над своим компьютером выпустив улучшенный компьютер IBM PS/2, выпустив свою операционную систему. Но народ не захотел платить, народ придумал свои бесплатные улучшения, а от компьютеров PS/2 остался только разъем клавиатуры.

И вот, перед советскими производителями встала задача выпустить простой компьютер способный выполнять программы для IBM PC. Если с материнской платой и контроллером дисковода всё достаточно просто, почти все программы обращаются к контроллеру дисковода через операционную систему или BIOS и можно не создавать 100% копию, то с видеоадаптером было всё плохо. Операционная система MS DOS не позволяла работать с графикой, она не выступала посредником между программой и железом. Сейчас этим занимается подсистема DirectX или GDI в Windows, а раньше любая программа должна была напрямую обращаться к железу.

Видеоадаптер CGA, являвшийся стандартом IBM PC, был больше и сложнее других видеоадаптеров. Удивительно то, что его графические возможности были хуже других видеоадаптеров. В нем не было никакого ускорения графики, не было спрайтов, не было прокрутки экрана, не было произвольной палитры, не было возможности загрузить собственный шрифт. А тот минимум функциональности, что был сделан, был сделан не без изъянов. Текстовый режим 80x25 16 цветов выводится с помехами (т.н. снег), а графические режимы из за примитивности используемой микросхемы MC6845, имели черезстрочную адресацию.

Микросхема MC6845 формирует адрес чтения из видеопамяти и синхросигналы для монитора. Это универсальная микросхема с множеством настроек, которые доступны программно. Настройки нужны, что бы подогнать микросхему под любой компьютер, под разрешение экрана этого компьютера, под тактовые частоты, под определенный стандарт мониторов. Конкретно в CGA корректных сочетаний настроек MC6845 было не много: ширина экрана 640 или 320 точек, высота шрифта 2, 4 или 8 точек. Введя некорректные настройки можно было даже повредить монитор, иногда встречались мониторы у которых при снижении частоты строк значительно увеличивалось высокое напряжение, что приводило к пробою ТДКС. Программистам не стоило самим лезть в настройки микросхем. Планировалось, что для настройки программисты будут использовать стандартные функции видео BIOS. Но раз есть возможность влезть, то программисты будут лезть. Тем более, что фирма IBM не все возможности видеоадаптера сделала доступными через BIOS. Помните, что им было пофиг? Программист через BIOS мог включить текстовые режимы 40x25, 80x25, графические режимы 320x200x4, 640x200x2. А как минимум два шикарных графических режима 160x100x16 и 640x200x16 NTSC они забыли. А ведь CGA способен отобразить даже 160x100 1024 цвета на NTSC. Так же они забыли вынести возможность попиксельной регулировки положения изображения на экране, которая очень полезна в играх. Поэтому программисты сами настраивали железо и поэтому микросхема MC6845 стала неотъемлемой частью IBM PC, не нужной усложняющей неотъемлемой частью.

Разработчики компьютера Поиск решили обойтись без микросхемы MC6845. Решили сделать видеоадаптер как в большинстве 8 битных компьютеров: ряд счетчиков, ряд мультиплексоров, общее для видеоадаптера и процессора ОЗУ. Регистры микросхемы MC6845 эмулировали программно. Когда программа обращается к регистрам, то происходит немаскируемое прерывание, запускается подпрограмма BIOS, которая и выполняет нужную работу.

Кстати, эта технология опередила время. Технология перехвата обращений к железу станет нормой во времена первых пентиумов, когда материнской плате нужно будет выдавать USB клавиатуру за PS/2 и т п.

Разработчики не стали устанавливать на печатную плату детали для аппаратного текстового режима. Когда программа обращается к текстовой видеопамяти (0xB8000 и далее), то происходит немаскируемое прерывание, запускается подпрограмма BIOS, которая рисует в графической видеопамяти (0xA0000 и далее) символ. Разработчики не стали ставить отдельный микроконтроллер на клавиатуру, сканированием клавиатуры занимается центральный процессор.

В итоге получился недорогой компьютер, не значительно сложнее Спектрума, способный выполнять программы для IBM PC. Компьютер получился медленнее оригинала из за общей для видеоадаптера и процессора памяти. Из за упрощений в схеме. Из за необходимости в текстовом режиме программно рисовать символы. Если программа часто обращалась к регистрам CGA, то скорость падала еще сильнее. Ну и некоторые игры не видели клавиатуру Поиска. Или просто блокировали работу подпрограммы BIOS обслуживающей клавиатуру.

Текстовый режим 40x25x16 по настоящему был графическим режимом 320x200x4, поэтому вместо 16 цветов пользователь видел лишь 4 цвета. А текстовый режим 80x25x16 по настоящему был графическим режимом 640x200x2. Или 560x480x3, это местное изобретение, в области 8x1 пикселей первая точка всегда черная, а остальные 7 точек могут быть черными/белыми или черными/розовыми на выбор.

Компьютеры продавались со встроенным объемом оперативной памяти 128 Кб или 512 Кб. Для модели 128 Кб можно было докупить внешний модуль расширения памяти на 256 Кб или 512 Кб. Докупив контроллер дисковода можно пользоваться MS DOS. А с контроллером жесткого диска можно ставить Windows, я не шучу. Плат расширения было выпущено много, но о них я писать не буду.

ПЗУ Поиска содержит только BIOS. После включения компьютер может только лишь загрузить программу с магнитной ленты или внешнего ПЗУ. При установке контроллера дисковода, компьютер загружается с дискеты.

ПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... 032

ПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... 122

ПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... 223

ПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... 322

ПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... 423

ПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... 521

ПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... 622

Тут можно найти схемы и программы

alemorf
Мастер

Сообщения : 244
Дата регистрации : 2018-12-17

http://alemorf.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

ПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... Empty .

Сообщение  barsik в Ср Июн 19 2019, 10:18

4
Посчитав контакты бокового разъёма на предпоследней фотографии легко догадаться, что это плата контроллера винта MFM. А вот самая последняя фотография производит впечатление платы доп.ОЗУ. Но удивило, зачем на плате ОЗУ нужен боковой разъём на 40 контактов? Почитав Вику узнал, что это адаптер параллельного принтера.

Но при этом узнал из Вики также, что были Поиск-2 и -3 на 8 МГЦ со стандартными PC-шными слотами. Странно, что обычный Поиск был в 1991-1994 повсюду, а Поиска со слотами никто даже не видел и не слышал о нём. И чего инженеры сразу не сообразили, что стандартные слоты лучше.

Правильно ли я понимаю, что эмуляция текстовых режимов сделана в Поиске на прерываниях, т.е так же, как на ОРИОНЕ делается аппаратный эмулятор ZX и РК86? Если это так, то как это сделано? Т.е использована покадровая визуализация или побайтовый отлов записей в экран аппаратной ловушкой? Или ещё какой нибудь иной принцип?

Чтобы было понятно о чём речь, вот как устроен грамотный аппаратный эмулятор РК86, пригодный для неграфических программ (точнее сказать, - для программ не меняющих формат и положение экрана). Т.е для программ у которых экран адресуется в окне 76D0...7FF4. Тут два способа эмуляции, - покадровый и с отловом экранных записей.

Покадровый способ эмуляции сразу ясен. С помощью прерываний отслеживается реальное время и несколько раз в секунду (т.е FPS ~5) весь экран РК целиком перерисовывается на экране ОРИОНА (или IBM PC, что делается в эмуляторах для Windows). Это приводит к видимости картинки на эмулирующей машине у которой свой экран организован иначе.

При втором методе вводится аппаратная ловушка на экранную область РК. Тогда любая запись в эту область приводит к взводу триггера формирующего прерывание в ОРИОНЕ. Одновременно в 16-ти (или 12-ти) разрядном регистре защёлкивается адрес по которому выполнялась запись в экран.

По прерыванию процессор считывает из регистра этот адрес, затем считывает из экранного буфера РК записанный туда байт и переходит на процедуру вывода символа в соответствующем месте экрана ОРИОНА.

Ясно, что второй метод нагружает процессор на порядок меньше. Если для первого метода надо иметь двойной или тройной перевес в скорости относительно скорости РК86 (это 1.3 МГЦ в базовом видео режиме), то при втором побайтовом методе достаточно перевеса всего на 5-10 процентов. Т.о достаточно тормозной машины у которой реальный (т.е эффективный) такт всего 1.4...1.5 МГЦ.

- - - Добавлено - - -

Сам почитал в Интернете, и узнал, что в Поиске использован второй метод, - прерывание по аппаратной ловушке на экран B800 с защёлкиванием адреса куда была запись. Для цельнокадровой визуализации, что не требует доп.деталей, у Поиска не было запаса скорости относительно XT.

Я в 90-тые сдуру придумывал для ОРИОНА методы визуализации нужных мне программ с прямой записью в экран. Это были диск-доктор и нортон SE из РК-ДОС - они мне были нужны на ОРИОНЕ. На ОРИОНЕ они частично работают, лишь на экране ОРИОНА часть информации не отображается (из-за наглой прямой записи в экранный буфер). Потому и пришлось изобретать методы визуализации экрана РК на ОРИОНЕ, т.к программная визуализация делается за час, а на дизассемблирование и полную переделку одной программы надо потратить сотни часов.

Но оказывается ещё до меня до такого метода визуализации додумались киевские инженеры. Теперь уже можно удалить этот пост.

Спойлер:

С учётом трудоёмкости (~10 часов на игру), а главное, неинтересности работы, можно прийти к выводу, что ручная адаптация игр РК86 к ИРИШЕ это не лучшее решение. Хотя аппаратно-программная визуализация РК-программ на ИРИШЕ тоже имеет свои недостатки.

Во-первых, надо делать апп.доработки. Т.е паять схему ловушки на экран РК86. Уродовать плату граф.адаптера нехорошо. Значит нужна отдельная платка втыкаемая в разъём системной магистрали на которой будет где-то 6-8 TTL-корпусов. Надо отлавливать запись в экран и чтение/запись из ППА клавиатуры 8000...83FF.

Во-вторых, скорости ИРИШИ хватит только в случае наличия бестормозного ОЗУ, потому что для вывода 64-х символов в строке, что применены в программах РК требуется включать тормозящий 80-ти колонный видео режим ИРИШИ. Режим на 40 символов в строке в 1.5 раза быстрее, но увы, 64 символа влезают только в экран на 80 символов. На базовой ИРИШЕ без нетормозящего доп.ОЗУ игра РК будет прогоняться вдвое медленнее. Для системных программ это сойдёт, для игр хуже.

В-третьих, визуализируются только текстовые игры. Т.к игры с псевдографикой используют режим не с 25-ю, а с 30-ю или 31-й отображаемой строкой и кроме того у них экран начинается не с 76D0, а у всякой игры по разному. Потому визулизатор поможет избежать полной переделки только части игр.

Если бы у ИРИШИ был запас скорости относительно Специалиста (не говоря уже об ОРИОНЕ, который ещё быстрее на 25%), то можно было бы подумать и о визуализации игр Специалиста. Только Z80 на такте 8 МГЦ позволяет поиметь нужную скорость.

_________________
***
barsik
barsik
Мастер++

Сообщения : 666
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : С-Петербург

Вернуться к началу Перейти вниз

ПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... Empty Re: ПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное...

Сообщение  alemorf в Ср Июн 19 2019, 22:21

5
barsik пишет:Посчитав контакты бокового разъёма на предпоследней фотографии легко догадаться, что это плата контроллера винта MFM.

Это контроллер дисковода. Надо смотреть на микросхему, микросхема КР1818ВГ93.

barsik пишет:Но при этом узнал из Вики также, что были Поиск-2 и -3 на 8 МГЦ со стандартными PC-шными слотами. Странно, что обычный Поиск был в 1991-1994 повсюду, а Поиска со слотами никто даже не видел и не слышал о нём. И чего инженеры сразу не сообразили, что стандартные слоты лучше.

Печатные платы для слотов требуют более дорогой технологии производства. Надо покрывать контакты печатной платы не окисляющимися металлами, да и текстолит должен быть нужной толщины. Эти условия не на всех заводях были.

Поиск-2 это обычная материнская плата (https://hsto.org/files/001/709/0ed/0017090ed0034a05878e1f32e7244f82.jpeg).

Сам почитал в Интернете, и узнал, что в Поиске использован второй метод, - прерывание по аппаратной ловушке на экран B800 с защёлкиванием адреса куда была запись. Для цельнокадровой визуализации, что не требует доп.деталей, у Поиска не было запаса скорости относительно XT.

Угу, это в моей статье было:

Когда программа обращается к текстовой видеопамяти (0xB8000 и далее), то происходит немаскируемое прерывание, запускается подпрограмма BIOS, которая рисует в графической видеопамяти (0xA0000 и далее) символ.

alemorf
Мастер

Сообщения : 244
Дата регистрации : 2018-12-17

http://alemorf.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

ПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное... Empty Re: ПЭВМ "Поиск". Статьи, заметки, очерки, разное...

Сообщение  Спонсируемый контент

6

Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения