Последние темы
» Вити больше нет!автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:54
» Собираем оригинальный Орион 128
автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:47
» Проблема плющеного экрана ОРИОНА
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:05
» Орион 128 и его клоны возрождение 2019-2022 год
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:03
» Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:02
» Новости форума
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 11:52
» Орион-128 НГМД запуск 2021 года
автор matrixplus Сб Сен 10 2022, 17:36
» ПЗУ F800 для РК86
автор ведущий_специалист Сб Сен 10 2022, 10:37
» Микропроцессорная лаборатория "Микролаб К580ИК80", УМК-80, УМПК-80 и др.
автор Электротехник Вт Июл 26 2022, 19:33
» Орион-128 SD карта в Орионе
автор matrixplus Чт Июн 02 2022, 09:00
» 7 Мая. День Радио!
автор Viktor2312 Чт Май 12 2022, 10:58
» Серия: Массовая радио библиотека. МРБ
автор Viktor2312 Ср Май 11 2022, 12:17
» Полезные книги
автор Viktor2312 Пн Май 09 2022, 15:07
» Орион 128 Стандарты портов и системной шины Х2
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 23:08
» Орион-128 и Орион ПРО еще раз про блоки питания
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:09
» Орион-128 Программаторы
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:02
» Орион ПРО история сборки 2021 до 2022
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 18:47
» Анонсы монет (New coin).
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 23:11
» Хочу свой усилок для квартиры собрать не спеша
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 19:33
» Амфитон 25у-002С
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 09:38
» Майнер: T-Rex
автор Viktor2312 Вс Май 01 2022, 09:12
» GoWin. Изучение документации. SUG100-2.6E_Gowin Software User Guide. Среда разработки EDA.
автор Viktor2312 Пн Апр 25 2022, 01:01
» GoWin. Изучение документации. UG286-1.9.1E Gowin Clock User Guide.
автор Viktor2312 Сб Апр 23 2022, 18:22
» GoWin. Documentation Database. Device. GW2A.
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 14:08
» GOWIN AEC IP
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 12:08
Самые активные пользователи за месяц
Нет пользователей |
Поиск
Бейсик ZX-Spectrum в Специалисте
Страница 1 из 1 • Поделиться
Бейсик ZX-Spectrum в Специалисте
1
Тема пока не конкретная, хотя в ближайшие дни, добавлю сюда скриншоты (в эмуляторе EMU80, где есть эмуляция Специалиста на Z80 и с прерываниями) работы ZX-бейсика на Специалисте.
Некоторые пользователи Специалиста в начале 90-тых, заменив процессор на Z80, были несколько разочарованы тем, что волковский бейсик перестал работать (сам-то бейсик интерпретатор никому и даром не нужен, но его использует волковский граф.редактор). Увы, и сегодня с бейсиком для Z80 пока помочь не могу. Хотя у меня есть хороший Hubler-бейсик в виде дампа в немецкой книге, и я его уже набирал из дампа в 90-тые годы (он давно утрачен при крахе винта), но сейчас энтузиазма, чтобы снова вручную ввести более 20 кб кода, - у меня нет.
Но оказывается, что при наличии процессора Z80 c прерываниями в Специалисте, на нём можно прогонять бейсик от ZX-Spectrum. Пока ZX-бейсик на Специалист я ещё не адаптировал (т.к только пару дней назад начал возрождать свой Специалист), но я имел его на ОРИОНЕ с Z80. Для тех, кто не любитель бейсика-интерпретатора это не особо надо (для рассчётов есть калькулятор, а больше бейсик интерпретатор ни на что не годен). Тем не менее, оказывается, из интереса почертить круги на экране с помощью команды CIRCLE можно и на Специалисте.
Чтобы ПЗУ-шный ZX-бейсик мог работать на Специалисте не нужен эмулятор на NMI. Для визуализации достаточно и обычного INT 50 Гц, небольшого дополнения в код ZX-ПЗУ и подключения внешней ZX-клавиатуры (с 8-ми разрядным буфером на двух 589АП16 или одной 555АП4/АП5).
Прерывания в Специалисте образуются, если для установки Z80 использовать (вот такую схему), в ZX-ПЗУ имеется 1168 байт пустого места, чего вполне достаточно для 200 байтовой программы визуализации в монохроме (с ZX-цветом на железе Специалиста проблемы), а ZX-клавиатура с буфером легко подключается как внешнее устройство через панельку DIP-16, что у меня смонтирована на месте 155РЕ3 (через панельку подключалась внешняя ППА для УФ-прошивателя или КНГМД).
Код модифицированного ZX-ПЗУ удобно прошить в ROM-диск, чтобы он грузился, если при сбросе удерживать клавишу <НР>. В модифицированном ZX-ПЗУ изменяется адрес перехода по RST 38, что позволяет, отсчитывая число 20-ти милисекундных прерываний, 3-4 раза в секунду вызывать процедуру визуализации. В результате чего экран ZX-Spectrum виден на экране Специалиста. К 90-тые годы я не разбирался в ПЗУ ZX-Spectrum с целью переделать его под другую клавиатуру (не было такой задачи, т.к на ОРИОНЕ есть нормальный MBASIC и MSX-бейсик с графикой, которые получше синклеровского), но для Специалиста это можно сделать.
Низкая скорость работы Специалиста не особо повредит, т.к бейсик уже по своей природе дикий тормоз. Попозже поищу в Интернете ассемблерный исходник ZX-ПЗУ и попробую переделать его, чтобы не требовалось подключать ZX-клавиатуру и ввод символов был бы с клавиатуры Специалиста. При желании можно поискать в книгах нецветные программы на ZX-бейсике и начать изучать его. Также в 20-х годах XXI-века скорее всего не составит большого труда адаптировать некоторые другие бездисководные бейсики для Z80, чьи коды можно найти в Интернете.
PS. Подобный же механизм позволяет сделать и настоящий аппаратный эмулятор ZX-Spectrum с ОЗУ 16K. Только для этого надо использовать NMI подавая туда импульсы с периодом 3-4 Гц или ниже. Хотя удовлетворительно эта идея работала лишь при реальном такте Z80 3.5 МГЦ и выше. Тут проблема не в техническом воплощении, а в трудности найти ZX-игры для Синклера с ОЗУ в 16 кб.
Некоторые пользователи Специалиста в начале 90-тых, заменив процессор на Z80, были несколько разочарованы тем, что волковский бейсик перестал работать (сам-то бейсик интерпретатор никому и даром не нужен, но его использует волковский граф.редактор). Увы, и сегодня с бейсиком для Z80 пока помочь не могу. Хотя у меня есть хороший Hubler-бейсик в виде дампа в немецкой книге, и я его уже набирал из дампа в 90-тые годы (он давно утрачен при крахе винта), но сейчас энтузиазма, чтобы снова вручную ввести более 20 кб кода, - у меня нет.
Но оказывается, что при наличии процессора Z80 c прерываниями в Специалисте, на нём можно прогонять бейсик от ZX-Spectrum. Пока ZX-бейсик на Специалист я ещё не адаптировал (т.к только пару дней назад начал возрождать свой Специалист), но я имел его на ОРИОНЕ с Z80. Для тех, кто не любитель бейсика-интерпретатора это не особо надо (для рассчётов есть калькулятор, а больше бейсик интерпретатор ни на что не годен). Тем не менее, оказывается, из интереса почертить круги на экране с помощью команды CIRCLE можно и на Специалисте.
Чтобы ПЗУ-шный ZX-бейсик мог работать на Специалисте не нужен эмулятор на NMI. Для визуализации достаточно и обычного INT 50 Гц, небольшого дополнения в код ZX-ПЗУ и подключения внешней ZX-клавиатуры (с 8-ми разрядным буфером на двух 589АП16 или одной 555АП4/АП5).
Прерывания в Специалисте образуются, если для установки Z80 использовать (вот такую схему), в ZX-ПЗУ имеется 1168 байт пустого места, чего вполне достаточно для 200 байтовой программы визуализации в монохроме (с ZX-цветом на железе Специалиста проблемы), а ZX-клавиатура с буфером легко подключается как внешнее устройство через панельку DIP-16, что у меня смонтирована на месте 155РЕ3 (через панельку подключалась внешняя ППА для УФ-прошивателя или КНГМД).
Код модифицированного ZX-ПЗУ удобно прошить в ROM-диск, чтобы он грузился, если при сбросе удерживать клавишу <НР>. В модифицированном ZX-ПЗУ изменяется адрес перехода по RST 38, что позволяет, отсчитывая число 20-ти милисекундных прерываний, 3-4 раза в секунду вызывать процедуру визуализации. В результате чего экран ZX-Spectrum виден на экране Специалиста. К 90-тые годы я не разбирался в ПЗУ ZX-Spectrum с целью переделать его под другую клавиатуру (не было такой задачи, т.к на ОРИОНЕ есть нормальный MBASIC и MSX-бейсик с графикой, которые получше синклеровского), но для Специалиста это можно сделать.
Низкая скорость работы Специалиста не особо повредит, т.к бейсик уже по своей природе дикий тормоз. Попозже поищу в Интернете ассемблерный исходник ZX-ПЗУ и попробую переделать его, чтобы не требовалось подключать ZX-клавиатуру и ввод символов был бы с клавиатуры Специалиста. При желании можно поискать в книгах нецветные программы на ZX-бейсике и начать изучать его. Также в 20-х годах XXI-века скорее всего не составит большого труда адаптировать некоторые другие бездисководные бейсики для Z80, чьи коды можно найти в Интернете.
PS. Подобный же механизм позволяет сделать и настоящий аппаратный эмулятор ZX-Spectrum с ОЗУ 16K. Только для этого надо использовать NMI подавая туда импульсы с периодом 3-4 Гц или ниже. Хотя удовлетворительно эта идея работала лишь при реальном такте Z80 3.5 МГЦ и выше. Тут проблема не в техническом воплощении, а в трудности найти ZX-игры для Синклера с ОЗУ в 16 кб.
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
а нельзя ли использовать на Специалисте игры от ZX80 ?
2
Так как у базового Специалиста недостаточно памяти, чтобы в нём работал эмулятор ZX-Spectrum на NMI, но есть и другие антикварные промышленные и любительские ЭВМ у которых объём ОЗУ+ПЗУ не превышает 36 кб (что есть в базовом Специалисте) и экран расположен ниже $9000.
В частности, я с 80-тых годов немного знаком с ГДР-овскими любительскими машинками на Z80 (т.к специально ходил в библиотеку иностранной литературы читать импортные радиолюбительские журналы). Почему-то в ГДР с её 17 млн населения была куча самодельных машин на Z80, (хотя тираж каждой не превышал 5 тысяч), а в СССР с 290 млн населения был только РК86, да и то на много лет позже. Зато его тираж (считая и клонов) составил более 150 тысяч - это несколько десятков тысяч самодельных РК и ещё ~десять заводов штамповали клоны по 5-10 тысяч штук в год в течение 3-4 лет.
Ранние иностранные текстовые самоделки имели всего 2 кб ОЗУ на 565РУ2, причём из них 1 кб отжирал экран. Игры объёмом в 1 кб вряд-ли очень играбельные, но с доп.модулем на 4116 ОЗУ увеличивалось на 16 кб (что не помешает эмуляции на Специалисте, т.к на нём ОЗУ всё-равно больше), - вот игры с объёмом до 16 кб уже представляют интерес.
Т.о маленькие игры для ОЗУ до 16 кб от других компьютеров в Специалисте можно использовать с идеей визуализации на NMI. И даже с клавиатурой особых проблем не будет, т.к у них обычно аппаратная клавиатура (на простейшей логике) выдающая ASCII-код в порт ППА UB855, так что найти команды чтения из ППА и переделать не станет большой проблемой. Хотя для этих текстовых машинок есть всего ~30 убогих игрушек уровня игр РК86 (и обидно, что клок CPU у них в 1.5 раза выше, чем у Специалиста). Несколько десятков убогих игр это не очень много, но тут уж по поговорке "хоть шерсти клок".
Потому гораздо больший интерес для эмуляции на NMI представляют ретро машинки на Z80 с крошечным ОЗУ к которым реально есть много игр уровня повыше, чем игры РК86. Ретро машин с крошечным ОЗУ много, но интересны в первую очередь ZX80/81 и Galaksia. Galaksia для эмуляции удобна потому, что имеет объём ОЗУ+ПЗУ: 6+8= 14 кб и для неё есть около 100 игр. А для ZX81 (с объёмом ОЗУ+ПЗУ в 3+8= 11 кб) есть тысячи игр (где-то читал, что ~5000). Причём для конверсии на Специалист ценно, что и ZX80/81 и Galaksia не имеют цвета и дико тормозные при прогоне игр.
Раз ZX-Spectrum эмулирует ZX80, то и Специалисту на Z80 это под силу. Впрочем, хотя игры ZX81 коммерческие, сделаны профессионально и потому имеют более высокий игровой аспект, чем игры РК86 и иногда даже частично имитируют графику (используя тайлы в ОЗУ), но всё-равно качество графики в большинстве игр ZX81 намного хуже, чем у графических машин.
Например, Manic Miner есть для ZX-Spectrum, но ещё ранее была сделана убогая версия Manic Miner для ZX81, - качество графики намного хуже. Тем не менее эмулятор ZX81 портирован на мобильные телефоны и потому для ZX81 даже сейчас пишут коммерческие игры (и продают задорого), а форумы фанатов ZX80 имеют на два порядка большее число пользователей, чем аналогичные отечественные форумы.
Таким образом, хотя из-за нехватки объёма ОЗУ в Специалисте и отстутствия в нём 16-ти цветов, эмуляция на NMI игр ZX-Spectrum, даже от модели на 16К, - проблематична, всё же есть простор для эмуляции на NMI игр от других аппаратно более слабых бытовых ЭВМ с более подходящим для данной задачи объёмом ОЗУ и параметрами цвета.
В частности, я с 80-тых годов немного знаком с ГДР-овскими любительскими машинками на Z80 (т.к специально ходил в библиотеку иностранной литературы читать импортные радиолюбительские журналы). Почему-то в ГДР с её 17 млн населения была куча самодельных машин на Z80, (хотя тираж каждой не превышал 5 тысяч), а в СССР с 290 млн населения был только РК86, да и то на много лет позже. Зато его тираж (считая и клонов) составил более 150 тысяч - это несколько десятков тысяч самодельных РК и ещё ~десять заводов штамповали клоны по 5-10 тысяч штук в год в течение 3-4 лет.
Ранние иностранные текстовые самоделки имели всего 2 кб ОЗУ на 565РУ2, причём из них 1 кб отжирал экран. Игры объёмом в 1 кб вряд-ли очень играбельные, но с доп.модулем на 4116 ОЗУ увеличивалось на 16 кб (что не помешает эмуляции на Специалисте, т.к на нём ОЗУ всё-равно больше), - вот игры с объёмом до 16 кб уже представляют интерес.
Т.о маленькие игры для ОЗУ до 16 кб от других компьютеров в Специалисте можно использовать с идеей визуализации на NMI. И даже с клавиатурой особых проблем не будет, т.к у них обычно аппаратная клавиатура (на простейшей логике) выдающая ASCII-код в порт ППА UB855, так что найти команды чтения из ППА и переделать не станет большой проблемой. Хотя для этих текстовых машинок есть всего ~30 убогих игрушек уровня игр РК86 (и обидно, что клок CPU у них в 1.5 раза выше, чем у Специалиста). Несколько десятков убогих игр это не очень много, но тут уж по поговорке "хоть шерсти клок".
Потому гораздо больший интерес для эмуляции на NMI представляют ретро машинки на Z80 с крошечным ОЗУ к которым реально есть много игр уровня повыше, чем игры РК86. Ретро машин с крошечным ОЗУ много, но интересны в первую очередь ZX80/81 и Galaksia. Galaksia для эмуляции удобна потому, что имеет объём ОЗУ+ПЗУ: 6+8= 14 кб и для неё есть около 100 игр. А для ZX81 (с объёмом ОЗУ+ПЗУ в 3+8= 11 кб) есть тысячи игр (где-то читал, что ~5000). Причём для конверсии на Специалист ценно, что и ZX80/81 и Galaksia не имеют цвета и дико тормозные при прогоне игр.
Раз ZX-Spectrum эмулирует ZX80, то и Специалисту на Z80 это под силу. Впрочем, хотя игры ZX81 коммерческие, сделаны профессионально и потому имеют более высокий игровой аспект, чем игры РК86 и иногда даже частично имитируют графику (используя тайлы в ОЗУ), но всё-равно качество графики в большинстве игр ZX81 намного хуже, чем у графических машин.
Например, Manic Miner есть для ZX-Spectrum, но ещё ранее была сделана убогая версия Manic Miner для ZX81, - качество графики намного хуже. Тем не менее эмулятор ZX81 портирован на мобильные телефоны и потому для ZX81 даже сейчас пишут коммерческие игры (и продают задорого), а форумы фанатов ZX80 имеют на два порядка большее число пользователей, чем аналогичные отечественные форумы.
Таким образом, хотя из-за нехватки объёма ОЗУ в Специалисте и отстутствия в нём 16-ти цветов, эмуляция на NMI игр ZX-Spectrum, даже от модели на 16К, - проблематична, всё же есть простор для эмуляции на NMI игр от других аппаратно более слабых бытовых ЭВМ с более подходящим для данной задачи объёмом ОЗУ и параметрами цвета.
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб
Похожие темы
» ПЭВМ "Специалист": Бейсик
» Программы от РК86 на Специалисте
» Техническая литература по языку программирования Бейсик
» Z80 в Специалисте
» ПЭВМ Специалист-Экспресс
» Программы от РК86 на Специалисте
» Техническая литература по языку программирования Бейсик
» Z80 в Специалисте
» ПЭВМ Специалист-Экспресс
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения