RUЭВМ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Ноябрь 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 

Календарь Календарь

Последние темы
» Вити больше нет!
автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:54

» Собираем оригинальный Орион 128
автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:47

» Проблема плющеного экрана ОРИОНА
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:05

» Орион 128 и его клоны возрождение 2019-2022 год
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:03

» Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:02

» Новости форума
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 11:52

» Орион-128 НГМД запуск 2021 года
автор matrixplus Сб Сен 10 2022, 17:36

» ПЗУ F800 для РК86
автор ведущий_специалист Сб Сен 10 2022, 10:37

» Микропроцессорная лаборатория "Микролаб К580ИК80", УМК-80, УМПК-80 и др.
автор Электротехник Вт Июл 26 2022, 19:33

» Орион-128 SD карта в Орионе
автор matrixplus Чт Июн 02 2022, 09:00

» 7 Мая. День Радио!
автор Viktor2312 Чт Май 12 2022, 10:58

» Серия: Массовая радио библиотека. МРБ
автор Viktor2312 Ср Май 11 2022, 12:17

» Полезные книги
автор Viktor2312 Пн Май 09 2022, 15:07

» Орион 128 Стандарты портов и системной шины Х2
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 23:08

» Орион-128 и Орион ПРО еще раз про блоки питания
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:09

» Орион-128 Программаторы
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:02

» Орион ПРО история сборки 2021 до 2022
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 18:47

» Анонсы монет (New coin).
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 23:11

» Хочу свой усилок для квартиры собрать не спеша
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 19:33

» Амфитон 25у-002С
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 09:38

» Майнер: T-Rex
автор Viktor2312 Вс Май 01 2022, 09:12

» GoWin. Изучение документации. SUG100-2.6E_Gowin Software User Guide. Среда разработки EDA.
автор Viktor2312 Пн Апр 25 2022, 01:01

» GoWin. Изучение документации. UG286-1.9.1E Gowin Clock User Guide.
автор Viktor2312 Сб Апр 23 2022, 18:22

» GoWin. Documentation Database. Device. GW2A.
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 14:08

» GOWIN AEC IP
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 12:08

Самые активные пользователи за месяц
Нет пользователей

Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск


Вариант Пентагон 128 почти классический и почти идеальный.

Перейти вниз

Вариант Пентагон 128 почти классический и почти идеальный. Empty Вариант Пентагон 128 почти классический и почти идеальный.

Сообщение  alemorf Чт Фев 14 2019, 15:36

1
Пентагон 128 со звуковой микросхемой AY-3-8910 это стандарт Спектрум совместимых компьютеров в СССР и СНГ. Все игры и демо-программы в СССР или СНГ писались и пишутся либо для Спектрум 48К, либо для Пентагон 128 с AY.

Пентагон 128 с AY умеет все, что умеет типичный Спектрум 48K, но в дополнение у него появились:

• Звуковая микросхема AY-3-8910. Позволяет воспроизводить красивую музыку и звуковые эффекты без существенной загрузки центрального процессора. Т.е. музыка и эффекты во время игры.

• В 3 раза больше оперативной памяти для программ. Например, игры могут иметь в 3 раза больше графики.

• Дисковод. Позволяет удобно и быстро загружать программы и сохранять свои данные.

• Видеоадаптер стал поддерживать две видеостраницы. Т.е. видеоадаптер отображает одну страницу, пока процессор рисует на второй. Благодаря этому пользователь не видит процесса рисования, частично нарисованной картинки, мерцания и т.п.

Я стараюсь собирать в коллекцию компьютеры заводской сборки, без кустарных доработок, что бы смотреть на них и получать эстетическое удовольствие. Но таких Пентагонов я ни разу в продаже не видел, да и вообще не видел. Все что я видел, то собиралось в подвале. Плата компьютера была опутана метрами проводов. На плате оригинального Пентагона 128 1991 года не было микросхемы звукового синтезатора AY-3-8910, поэтому эта микросхема припаивалась как получится. На оригинальной плате не было порта Кемпстон джойстика. На оригинальной плате не было мест для пайки блокировочных конденсаторов, конденсаторы паялись как получится и выглядели не очень красиво.

Какого то определенного корпуса у Пентагона 128 не было. Была какая то коробка закрывающая ужас внутри. Но в этой коробке никто узнать Пентагон не мог. Пентагон 128 узнают не по корпусу и не по клавиатуре, а по печатной плате. Случайная коробка с подвальным ужасом внутри может быть и имеет историческую ценность, но я хочу красоты и узнаваемости.

В общем, идеального компьютера в природе не существует. Пентагон 128 это плата, а не корпус или клавиатура. Поэтому я решил в коллекцию поставить печатную плату без корпуса. Точнее упакованную в оргстекло, которое мы будем считать лишь защитой от пыли. Ну и конечно работоспособную плату, что бы можно было демки смотреть.

А какую печатную плату взять? Единственная плата, где все детали стоят и стоят красиво это новодел 2017 года. На ней есть AY, есть Кемпстон джойстик, есть место для пайки блокировочных конденсаторов, а в остальном эта плата идентична оригинальной. Да, не имеет исторической ценности, но исторический хлам я не собираю.

А еще Пентагон 128 можно рассматривать как продолжение радиолюбительских компьютеров для самостоятельной сборки: Микро-80, Радио 86РК, Специалист, Орион 128, Ленинград, Пентагон 128. Грех его не собрать самому.

Плата в процессе сборки. Уже год...

По щелчку открывается большое фото.

Вариант Пентагон 128 почти классический и почти идеальный. 021


Последний раз редактировалось: alemorf (Сб Мар 23 2019, 23:15), всего редактировалось 1 раз(а)

alemorf
Мастер

Сообщения : 232
Дата регистрации : 2018-12-17

http://alemorf.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Вариант Пентагон 128 почти классический и почти идеальный. Empty .

Сообщение  barsik Чт Фев 14 2019, 19:56

2
Да, платка грамотная, а главное, выглядит не так страшно (в смысле, чтобы её самостоятельно настроить) как пугающие монстры ПРОФИ и АТМ. Если ещё бы в неё ввели видеорежим 512*192, то стала бы шедевром.

У меня мнение, что Пентагон в целом по стране был малораспространён, а его популярность это миф. Разработали и производили Пентагоны в Москве, там он и был популярен.

А в Ленинграде все предпочитали собирать самый простой и дешёвый зоновский клон, т.к дисководы были малодоступны и сначала проще сделать МГ-вариант. А после появились Scorpion-256 и KAY-128. Я купил готовую плату Scorpion-256, но если бы продавались маленькие платы Пентагона, то купил бы его. Но здесь их вообще не было. Печ.платы (+прошивки) для сборки Профи и АТМ (и готовые) в Ленинграде продавали, а продажи печ.плат Пентагона в то же время не встречал. По логике, если бы маленькая плата со встроенным КНГМД была доступна, то имела бы большой спрос.

- - - Добавлено - - -

А чо в схеме Синклера делает РФ2?
barsik
barsik
Ветеран

Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб

Вернуться к началу Перейти вниз

Вариант Пентагон 128 почти классический и почти идеальный. Empty .

Сообщение  barsik Пт Фев 15 2019, 11:28

3
.
barsik
barsik
Ветеран

Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб

Вернуться к началу Перейти вниз

Вариант Пентагон 128 почти классический и почти идеальный. Empty Re: Вариант Пентагон 128 почти классический и почти идеальный.

Сообщение  alemorf Пт Фев 15 2019, 13:31

4
barsik пишет:А чо в схеме Синклера делает РФ2?

Это стандартный синклеровский модуль печати на принтере.

Команды LPRINT, LLIST или COPY запускают подпрограмму работы с принтером, которая выполняет запись в порт 0FBh. При этом срабатывает дешифратор интерфейса ZX-LPINT-III и ПЗУ СПЕКТРУМа заменяется "теневым" двухкилобайтным ПЗУ.

barsik пишет:Если ещё бы в неё ввели видеорежим 512*192, то стала бы шедевром.

512*192 это лучше, но это не удобное разрешение, оно не позволяет графику с PC портировать. И организовать 80 символов по ширине экрана при 16 цветах, что является стандартом.

Однажды в Пентагон добавили нормальные видеорежимы 320x200 16 цветов, 640x200 16 цветов. С палитрой. С вертикальной прокруткой. А потом еще текстовый режим 80x25 16 цветов. А еще добавили оперативной памяти и подразогнали процессор, что бы с этим работать. И прямо на плате развели дополнительные модули, если надо, то можно запаять: IDE жесткий диск, ЦАП, АЦП, контроллер XT/AT клавиатуры, COM порт и телефонный модем.



alemorf
Мастер

Сообщения : 232
Дата регистрации : 2018-12-17

http://alemorf.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Вариант Пентагон 128 почти классический и почти идеальный. Empty .

Сообщение  barsik Сб Фев 16 2019, 01:31

5
alemorf пишет:Это стандартный синклеровский модуль печати на принтере
Полагаю, что это не лучшее решение. В других ZX-клонах принтер без РФ2. Такое решение необходимость для уже готового промышленного изделия, чтобы поиметь принтер без модификаций самого компьютера. А если делается новая печ.плата, то такое заимствование ни к чему. В ZX-ПЗУ свободен 1 кб, куда легко уместить драйвер принтера размером в 50 байт. Разработчик имеющий поддержку программиста сделал бы именно так. А аппаратчику лишённому этого, не оставалось ничего иного, кроме как заниматься заимствованием чужих громоздких аппаратных решений.
alemorf пишет:512*192... это неудобное разрешение, оно не позволяет графику с PC портировать
Это не довод. Заимствуются лишь спрайты. Программный код надо писать свой. Экран в 640*200 не обязателен, чтобы портировать PC-игры. Для экрана АТМ была портирована с PC, а точнее сделана с нуля, лишь одна игра Принц Персии. Разработчики АТМ сделали большую работу, но стоило ли ради одной игры делать компьютер? И гораздо больше труда истратили программисты переписавшие игру Принц Персии для ATM и Spectrum-128.

Причём и при двух плоскостях 256*192, что собственно и даёт экран 512*192, без существенных усложнений реализуется экран 256*192 с 4-мя цветами на каждую точку. Не проблема и 16 цветов на точку, т.к из каждой банки происходит 2 чтения за цикл сдвига видеобайта. К тому же, если экран 512*192 совместить с TIMEX можно было бы заимствовать его программы.
alemorf пишет:512*192... не позволяет... организовать 80 символов по ширине экрана... что является стандартом
Позволяет. CP/M Корвета НИИ СЧЁТМАШ 1987 имела 80 символов в строке задолго до АТМ именно на экране в 512 точек. Необходимость иметь 80 символов в строке существует только в головах, 64 символа полезнее.
alemorf пишет:Однажды в Пентагон добавили нормальные видеорежимы 320x200 16 цветов, 640x200 16 цветов. С палитрой. С вертикальной прокруткой. А потом еще текстовый режим 80x25 16 цветов. А еще добавили оперативной памяти и подразогнали процессор, что бы с этим работать. И прямо на плате развели дополнительные модули, если надо, то можно запаять: IDE жесткий диск, ЦАП, АЦП, контроллер XT/AT клавиатуры, COM порт и телефонный модем.
Да сделали два монстра ПРОФИ и АТМ. Они конкурировали. Победил АТМ. Не потому что лучше, а потому, что ПРОФИ был на ПЛИС и не копировался пиратами. В итоге продали несколько тысяч машин АТМ и немного меньшее число ПРОФИ.

А простых зоновских ZX-клонов в стране изготовили сотни тысяч. Существенно более простой клон с экраном 512*192 стал бы, как минимум, на порядок более массовым, чем ПРОФИ и АТМ вместе взятые, что позволило бы ему поиметь более одной игры с хорошей графикой.
barsik
barsik
Ветеран

Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб

Вернуться к началу Перейти вниз

Вариант Пентагон 128 почти классический и почти идеальный. Empty Re: Вариант Пентагон 128 почти классический и почти идеальный.

Сообщение  alemorf Сб Фев 16 2019, 12:02

6
barsik пишет:Существенно более простой клон с экраном 512*192 стал бы, как минимум, на порядок более массовым, чем ПРОФИ и АТМ вместе взятые, что позволило бы ему поиметь более одной игры с хорошей графикой.

В идеале это надо было сделать самой Sinclair Reserch или потом испанцамм Investrónica разработавшим ZX Spectrum 128K или Amstrad разработавшей ZX Spectrum 2+ / 3+. Тогда бы их видеорежим был поддержан всем микром. Но все три крутых фирмы решили, что это не нужно.

Ужасно неудобно с текстами работать (в частности программировать) в разрешении 256 пикселей.

alemorf
Мастер

Сообщения : 232
Дата регистрации : 2018-12-17

http://alemorf.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Вариант Пентагон 128 почти классический и почти идеальный. Empty .

Сообщение  barsik Сб Фев 16 2019, 19:08

7
alemorf пишет:это надо было сделать самой Sinclair Reserch или потом испанцамм Investrónica разработавшим ZX Spectrum 128K или Amstrad разработавшей ZX Spectrum 2+ и 3+. Но все три крутых фирмы решили, что это не нужно
Именно экран 512*192 всегда и добавляли в ZX все грамотные разработчики, т.е профессиональные инженеры. В 1984 - португальские, а в 1989 и английские (Sam Coupe). Португальский Timex с экраном 512*192 выпускали 5 лет и успешно продавали в Португалии, Польше и Аргентине. На вашем Пентагоне с помощью доработки Вы тоже можете поиметь экран 512*192.

А вот экран 640 точек никто кроме наших самодельщиков делать не захотел, потому что любой инженер понимает, что расширять экран проще кратно, а для медленной 8-ми разрядки 512 всегда лучше, чем 640.

Сэр Клайв Синклер специально не хотел развивать Синклер как более серъёзный комп, т.к расчитывал на QL. Потому Spectrum-128 и сделали исключительно для игр. А у Amstrad-а была своя линейка качественных компьютеров, и поднимать ZX до того же уровня было невыгодно. Amstrad выпустил 2+ и 3+ лишь, чтобы "срубить бабло", пользуясь уже имеющейся раскрученностью платформы (чтобы не пропало наличие большого числа ZX-игр).

Режим 512*192*моно в версии на рассыпухе обходится всего в несколько корпусов, а при ULA это вообще не меняет цену аппарата. В зоновском клоне при цикле чтения цветового атрибута отдельная КП11-тая коммутирует адреса мультиплексоров. Чтобы вместо цвета читалась вторая плоскость графики достаточно блокировать эту КП11-тую и изменить один адрес (чтобы второй экран читался из $6000, как в Timex). Для формирования видео 512*192 добавляется вторая ИР9 и ещё несколько корпусов.

Получаемый также просто режим 256*192 с цветом на экранный байт позволяет резко поднять качество графики игр. Разработчики Timex предпочли 2 цвета из 16 на 8 точек, а не 4 цвета на каждый пиксель. Такой режим получается простой доработкой и странно, что никто из отечественных разработчиков улучшенных клонов до этого не додумался.

Режим в 320 или 352 точки требует существенных переделок, а 512 делается проводками за час на зоновской плате. Но интереснее получить цветной режим 512*192 за счёт установки второй параллельной банки РУ6. При этом число доп.TTL-корпусов всё-равно не превысит десятка.
alemorf пишет:Ужасно неудобно с текстами работать (в частности программировать) в разрешении 256 пикселей.
Потому-то и нужен экран в 512 точек. Но все синклеристы как-то жили с этим и даже программы писали, это дело привычки.
barsik
barsik
Ветеран

Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб

Вернуться к началу Перейти вниз

Вариант Пентагон 128 почти классический и почти идеальный. Empty Re: Вариант Пентагон 128 почти классический и почти идеальный.

Сообщение  alemorf Сб Мар 23 2019, 23:11

8
То чем я занимаюсь зависит от Почты России. Сегодня забрал с почты недостающие детали для сборки Пентагона 128.

Вариант Пентагон 128 почти классический и почти идеальный. 516

Вариант Пентагон 128 почти классический и почти идеальный. 617

По фото можно кликнуть

alemorf
Мастер

Сообщения : 232
Дата регистрации : 2018-12-17

http://alemorf.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения