RUЭВМ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Май 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Календарь Календарь

Последние темы
» Вити больше нет!
автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:54

» Собираем оригинальный Орион 128
автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:47

» Проблема плющеного экрана ОРИОНА
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:05

» Орион 128 и его клоны возрождение 2019-2022 год
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:03

» Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:02

» Новости форума
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 11:52

» Орион-128 НГМД запуск 2021 года
автор matrixplus Сб Сен 10 2022, 17:36

» ПЗУ F800 для РК86
автор ведущий_специалист Сб Сен 10 2022, 10:37

» Микропроцессорная лаборатория "Микролаб К580ИК80", УМК-80, УМПК-80 и др.
автор Электротехник Вт Июл 26 2022, 19:33

» Орион-128 SD карта в Орионе
автор matrixplus Чт Июн 02 2022, 09:00

» 7 Мая. День Радио!
автор Viktor2312 Чт Май 12 2022, 10:58

» Серия: Массовая радио библиотека. МРБ
автор Viktor2312 Ср Май 11 2022, 12:17

» Полезные книги
автор Viktor2312 Пн Май 09 2022, 15:07

» Орион 128 Стандарты портов и системной шины Х2
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 23:08

» Орион-128 и Орион ПРО еще раз про блоки питания
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:09

» Орион-128 Программаторы
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:02

» Орион ПРО история сборки 2021 до 2022
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 18:47

» Анонсы монет (New coin).
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 23:11

» Хочу свой усилок для квартиры собрать не спеша
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 19:33

» Амфитон 25у-002С
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 09:38

» Майнер: T-Rex
автор Viktor2312 Вс Май 01 2022, 09:12

» GoWin. Изучение документации. SUG100-2.6E_Gowin Software User Guide. Среда разработки EDA.
автор Viktor2312 Пн Апр 25 2022, 01:01

» GoWin. Изучение документации. UG286-1.9.1E Gowin Clock User Guide.
автор Viktor2312 Сб Апр 23 2022, 18:22

» GoWin. Documentation Database. Device. GW2A.
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 14:08

» GOWIN AEC IP
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 12:08

Самые активные пользователи за месяц
Нет пользователей

Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск


"Океан-240". Статьи, заметки, очерки, разное...

Перейти вниз

"Океан-240". Статьи, заметки, очерки, разное... Empty "Океан-240". Статьи, заметки, очерки, разное...

Сообщение  Viktor2312 Пт Сен 23 2016, 13:36

1
*


Последний раз редактировалось: Viktor2312 (Вт Фев 19 2019, 18:42), всего редактировалось 1 раз(а)

Viktor2312
RIP

Сообщения : 15492
Дата регистрации : 2012-08-10
Возраст : 45
Откуда : Пятигорск

Вернуться к началу Перейти вниз

"Океан-240". Статьи, заметки, очерки, разное... Empty Re: "Океан-240". Статьи, заметки, очерки, разное...

Сообщение  alemorf Пн Фев 18 2019, 12:39

2
Год: 1986
Процессор: К580ВМ80А 2.4 МГц
ОЗУ: 128 Кб
ПЗУ: 16 Кб
Графика: 512x256x2, 256x256x4 палитра 8 цв


Океан 240 это малораспространенный советский компьютер. Разработан и выпускался Институтом океанологии АН СССР. Схемы и описание компьютера были напечатаны в жунале МПСС 1986/2, журнал вы можете скачать ниже. В журнале было написано, что этот компьютер использовался на корабле, он обрабатывал данные полученные с подводных датчиков. На компьютере использовалась операционная система CP/M, а программа обработки была написана на Паскале. Еще в интернете есть страничка бывшего владельца, который написал несколько полезных программ для этого компьютера. В середие 1986 года была выпущена версия компьютера 240.2 с аппаратной вертикальной и горизонтальной прокруткой экрана. Больше ничего интересного об этом компьютере не известно.

По характеристикам можно сказать, что компьютер удобен для работы в операционной системе CP/M. Процессор работает почти на максимальной частоте 2.4 МГц. Разрешение экрана 256x256 или 512x256 позволяет вывести 32 или 64 символа по ширине экрана. И еще есть запас, можно вывести 80 символов по ширине применив шрифт 6x8 пикселей. Есть две видеостраницы. В режиме 256x256 отображается 4 цвета из палитры в 8 цветов. Только палитр 8 вариантов. Аппаратная вертикальная прокрутка позволяет работать в консоли шустро. 128 Килобайт оперативной памяти позволяет организовать RAM-диск, так как CP/M больше 64 Кб использовать не может.

Файлы

Океан_240_ПО.7z
Океан_240_Печатная_плата_в_Sprint_Layout_не_проверенная.7z
Океан_240_Статьи_из_журнала_МПСС.7z
Океан_240_Схема_печатная_плата_ПЗУ.7z
http://bashkiria-2m.narod.ru/files/emu.rar - Эмулятор Океана 240.
http://emu80.org/dev/dev_ok.html - Описание портов ВВ и карты памяти.
http://azmaster.narod.ru/Ocean-240 - Страничка владельца, софт, схемы.

alemorf
Мастер

Сообщения : 232
Дата регистрации : 2018-12-17

http://alemorf.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

"Океан-240". Статьи, заметки, очерки, разное... Empty .

Сообщение  barsik Пн Фев 18 2019, 17:22

3
alemorf пишет:это малораспространенный советский компьютер
Большое преувеличение. Похоже, ОКЕАНОВ было сделано всего несколько штук. Один авторский (который "использовался на корабле"), один сделал владелец со ссылки выше и ещё один сделал совсем недавно tnt23 на каком-то форуме из выпущенной в прошлом году новодельной маленькой партии плат. У ИРИШИ и ОКЕАНА сложилась неудачная судьба. ОКЕАН погубила жадность его хозяев, а ИРИШУ погубила нехватка ума у её хозяев.

Хотя ИРИШ в 80-тые было сделано несколько сотен промышленно (на предприятиях они управляли станками ЧПУ) и ещё их делали любители, - несколько десятков ИРИШ сделали самодельщики в Ленинграде, а в Москве он был популярен намного больше. А ведь в СССР были и другие города с развитой промышленностью.

На ИРИШУ был "бум", на хим.факультет МГУ был наплыв любителей, а авторов ИРИШИ наглые любители желающие поиметь программы затравили, преследовали даже дома, отчего они вынуждены были при МГУ открыть КООП, где продавали программы и платы ИРИШИ. Также проводились лекции и консультации для любителей ИРИШИ. Ничего подобного не было по ОКЕАНУ из-за того, что публикация в МПСС была неполной.

Я имел в 1990 платы ОКЕАНА, но так и не стал его паять. Не поспоришь, что он сделан более грамотно, но по совокупности свойств ОКЕАН менее привлекательный. Конечно на вкус и цвет... (пословица). Но я лично никогда не поменял бы комплект плат ИРИШИ на десяток комплектов плат ОКЕАНА. Навороченность меня никогда не привлекала. Компьютер для самосборки и любительского программирования должен быть простым и понятным как апельсин. А несинхронность магистрали, модульность и локальная шина это вообще непобиваемые козыри. Кстати, я очень рад, что в Специалисте, ОРИОНЕ, ИРИШЕ и РК нет аппаратного сдвига.

Но вот в чём авторы ОКЕАНА попали в точку, это их умное решение проблемы системного ПО при недоступности дисководов. CP/M даже с диском всего в 64 кб это огромное преимущество. Т.к дало CP/M макро ассемблер (не ЯВУ, компиляторы ЯВУ требуют диск поболее), отладчики и другие сист.программы, а также удобство. Кстати, замена РУ5 на РУ7 сдуру не предусмотрена в ОКЕАНЕ.

А вот авторы ИРИШИ до такого не додумались и вообще долго ориентировались на промышленность, а не на самодельщиков (и слишком поздно до них дошло, что любители это единственная ниша ИРИШИ). Из-за этого авторы ИРИШИ оказались плохими популяризаторами. Причём в ИРИШЕ без проблем расширяй ОЗУ сколько хочешь и делай из него эл.диск.

Потому это ошибка, что авторы ИРИШИ не опубликовали отдельной платы доп.ОЗУ в 128 кб (а встроили расширение ОЗУ в КНГМД), т.к в 80-тые дисковод был для любителей недоступен. Если бы опубликовали плату доп.ОЗУ 128К и дамп CP/M для эл.диска на этой памяти, то ИРИША тоже получила бы хороший инструментарий программиста задолго до эпохи дисководов.

А без этого для ИРИШИ, даже те немногие кто её собрал, не могли делать программы, т.к не было инструментария. Писать программы в маш.кодах это удовольствие ниже среднего. Один мой знакомый вынужден был вручную написать текстов редактор для ИРИШИ пользуясь встроенным отладчиком. У авторов ИРИШИ не хватило ума опубликовать дампом даже бейсик. Он продавался в КООП задорого и потому его до сих пор не нашли, как и форт и другие программы ИРИШИ. Сначала надо было создать платформу, а уж потом думать о прибыли. Кстати, редактор в 6 кб был, а вот ассемблер для ИРИШИ не продавался даже в КООП. Отстутствие ПО и даже возможности самому его написать и стало причиной быстрого упадка ИРИШИ.

Синие ссылки в статье единственного владельца ОКЕАНА у кого-то открываются?


Последний раз редактировалось: barsik (Пн Фев 18 2019, 18:19), всего редактировалось 1 раз(а) (Обоснование : исправил грамматическую ошибку)
barsik
barsik
Ветеран

Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб

Вернуться к началу Перейти вниз

"Океан-240". Статьи, заметки, очерки, разное... Empty Re: "Океан-240". Статьи, заметки, очерки, разное...

Сообщение  alemorf Пн Фев 18 2019, 17:32

4
barsik пишет:Синие ссылки в статье единственного владельца ОКЕАНА у кого-то открываются?

Уже нет. Этот хостинг совсем протух (вывод).

Я сохранил все файлы, что были на сайте. Файл Океан_240_ПО.7z по ссылке выше.

Надо бы и сайт сохранить.

alemorf
Мастер

Сообщения : 232
Дата регистрации : 2018-12-17

http://alemorf.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

"Океан-240". Статьи, заметки, очерки, разное... Empty Re: "Океан-240". Статьи, заметки, очерки, разное...

Сообщение  tnt23 Чт Мар 28 2019, 23:33

5
Barsik, вы забыли среди нескольких выпущенных штук "Океана-240" посчитать экземпляр пользователя Jury все с того же сайта (ZX-PK.RU), а также явно не штучную партию промышленных клонов "Океана" под названием "Автограф".

tnt23
Новичок

Сообщения : 1
Дата регистрации : 2019-03-25

Вернуться к началу Перейти вниз

"Океан-240". Статьи, заметки, очерки, разное... Empty .

Сообщение  barsik Пт Мар 29 2019, 13:24

6
tnt23 пишет:вы забыли среди нескольких выпущенных штук "Океана-240" посчитать экземпляр пользователя L.Jury все с того же сайта (ZX-PK.RU), а также явно не штучную партию промышленных клонов "Океана" под названием "Автограф".
Да, про "Автограф-01" я забыл.

Но всё-равно это незначительно меняет картину. Если ИРИШУ называют редким компьютером, то ОКЕАН называют редчайшим. "Автографов-01" до краха СССР успели выпустить очень мало (возможно лишь опытную партию, которая похоже разошлась среди работников завода).

ИРИШУ (а в 90-тые годы и два её клона) использовали в некоторых НИИ как офисный компьютер, для управления станками ЧПУ и в 1986 в виде эксперимента по компьютеризации школы. Но видимо потому, что в планах министерств ИРИШИ не было, то некому было делать школьное ПО (авторы из МГУ не имели такой возможности), эксперимент по внедрению ИРИШИ в школу провалился.

Популярности ОКЕАНА повредило то, что его авторы выбрали такую нишу его применения, что не способствовала массовости. Да и разрабатывался он как чисто научный или для использования в сфере производства.

А вот авторы ИРИШИ сумели найти нишу, точнее добавив в неё бессмысленный резистивный джойстик (простой контактный хотя бы имел смысл) попытались "пропихнуть" её в качестве школьного компьютера. Но перестарались излишне её усложнив. Видимо, узнав об актуальности темы авторы объявили ИРИШУ школьной машиной, хотя изначально её планировали для автоматизации научных экспериментов и как офисный компьютер.

Но главное, авторы ИРИШИ хитроумно рассчитывали превратить её в PC-совместимую. Имея граф.адаптер совместимый с GGA по адресам портов и битам, достаточно было добавить крошечную платку ЦП с процессором 8088. Но увы, тут не повезло. Т.к в то время оказался доступным только аналог CPU 8086, а необходимый для шины ИРИШИ аналог 8088 стал доступен только несколько лет спустя, уже в самом конце 80-тых. Из-за чего нишу PC-совместимых успел захватить киевский полный PC-клон НЕЙРОН-И9.66 на процессоре 1810ВМ86.

В качестве школьного компьютера ИРИША стоила бы в ~1.5 раза дешевле АГАТА и не требовала закупки болгарских дисководов и болгарских CPU. Но чиновники министерства образования выбрали АГАТ, т.к думали, что для него не очень сложно адаптировать 20.000 программ от Apple-II. Но в итоге оказалось, что эти программы адаптировать некому (легко удалось адаптировать только чисто текстовое системное ПО), потому пришлось АГАТ аппаратно дорабататывать до совместимости с Apple-II. В конце концов поздний АГАТ смог прогонять игры от Apple-II на 48 кб (а проблему совместимости с ПО использующим 64/128 кб так и не решили).

А вообще самой существенной причиной низкой популярности ИРИШИ и ОКЕАНА наряду с их большей сложностью и себестоимостью, чем РК86, стал фатальный выбор для публикации узко специализированного журнала МПСС с крошечным тиражом, доступ к которому имели лишь инженеры самых крупных предприятий (т.к на таких предприятиях всегда имелись научно-технические библиотеки), а не в популярном журнале с полутора миллионным тиражом.

Конечно я понимаю, что работающих ОКЕАНОВ за всё время было более трёх. Я знаю, что в начале 90-тых были люди которые сумели достать печ.платы, собрать и настроить ОКЕАН. Но ИРИШ на руках у населения всё-равно было больше. Просто потому-что всплеск интереса к ИРИШЕ пришёлся на 1987/88, а платы ОКЕАНА появились лишь несколько лет спустя, когда уже всё задавил Синклер.

Меня без оснований забанили в форуме ZX-PK.ru (формально за то, что я лишь заикнулся, что там некоторые модераторы не защищают пользователей, а пошли в модераторы, лишь чтобы получить власть и злоупотреблять ей для себя). Хотя форум ZX-PK.ru с каждым месяцем становится всё менее интересным, но я всё-равно его читаю и в курсе, что L.Jury сделал ОКЕАН в своё время и сейчас тщетно пытается его восстановить. Но он в то же время имел и ИРИШУ, так что это общий счёт в пользу ОКЕАНА не меняет.

Рад, что настоящие энтузиасты ретро-хобби регистрируются здесь, ведь чем больше форумов, тем лучше. Поддержите форум, пишите здесь на тему ОКЕАНА. Ранее привлекательность этого форума заключалась именно в том, что он на 90% был посвящён ИРИШЕ.

Не важно, чего больше сделано ОКЕАНОВ или ИРИШ (и тех и тех очень мало). И даже поспорить, какой из них лучше не удастся, т.к чтобы судить надо иметь оба этих компьютера и написать для них по хорошей программе.

Давайте лучше объединимся в деле создания программ для этих машин. Я имею ввиду написание новых программ в нескольких версиях, а также конверсию программ от РК86 (а м.быть даже и от других машин, например от Специалиста и Ориона). Кстати, если логику программ писать на Паскале, делая процедуры нижнего уровня (т.е работающие по железу) на ассемблере, то нет разницы для какой машины.

А игры от РК не обязательно переделывать в смысле логики работы игры. А можно оставлять основной код игры неизменным, переделывая лишь опрос клавиш и применяя периодическую визуализацию (по прерываниям или без них, это без разницы). Если несколько раз в секунду копировать текстовый экран РК в граф.экран ИРИШИ, то будет реагировать и клавиатура и картинка будет на экране, т.е можно будет пользоваться игрой. Вопрос лишь в достатке скорости CPU.

Даже на тормозной ИРИШЕ скорости в режиме 1 (моно-320), т.е ~1.5 МГЦ, думаю будет достаточно не только для адаптированных игр РК, но даже и для эмулированных игр РК. Для многих игр РК достаточно скорости всего в 250 КГЦ, если опрос клавиатуры быстрый. Потому что в большинстве игр РК скорость прогона определяется скоростью опроса клавиатуры (вместо паузы используется время прогона п/п-ммы F81B).

Например, в программном эмуляторе РК, где скорость прогона была едва 200 КГЦ, но опрос клавиатуры был в 50 раз быстрее, примерно треть игр работала с нормальным темпом и ещё часть игр можно было ускорить заменив константы торможения.

А на ИРИШЕ (и ОКЕАНЕ) опрос клавиатуры ещё более быстрый (т.к аппаратный), потому запаса скорости хватит не только на саму игру, но ещё и на визуализацию, т.е на то, чтобы несколько раз в секунду копировать экран РК86 (76D0...7FFF) в экран ИРИШИ, что и обеспечивает видимость игры РК без существенной переделки кода. Переделывать требуется только опрос клавиш, а это не особо сложно, особенно, если игра не лезет сама в матрицу, а использует стандартные входы.

- - - Добавлено - - -

А вообще стоит отметить, что в ОКЕАНЕ применена грамотная идея расслоения памяти, заключающуюся в том, что чётные байты памяти физически находятся в одной банке, а нечётные в другой, что позволяет за одно обращение считать сразу 16 битов для видео.

Это не только позволяет вдвое понизить частоту обращения видеочасти к ОЗУ (по сравнению с байтовой организацией видеопамяти) и использовать более тормозные ОЗУ, но и оставляет больше времени для доступа процессору, что и позволило в ОКЕАНЕ поиметь прозрачное (т.е безтормозное) ОЗУ и скорость процессора 12:5= 2.4 МГЦ.

Но самое главное, что такой трюк позволил получить пиксель клок в 12 МГЦ, что нужен при 512 пикселях по горизонтали экрана не превышая допустимый такт КР580 в 2.5 МГЦ.

Автор Специалиста для решения этой проблемы вынужден был резко понижать такт и разрешение экрана, а автор ОРИОНА заплатил уродливой уплющенностью в пользу достижения максимальной скорости. А автор Вектора вообще смело пошёл на грубое нарушение технических условий на процессор КР580, тактировав его запредельной частотой в 3 МГЦ (что потребовало наклейки на CPU радиатора и даже их подбора).


Последний раз редактировалось: barsik (Сб Мар 30 2019, 16:56), всего редактировалось 4 раз(а)
barsik
barsik
Ветеран

Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб

Вернуться к началу Перейти вниз

"Океан-240". Статьи, заметки, очерки, разное... Empty Re: "Океан-240". Статьи, заметки, очерки, разное...

Сообщение  Viktor2312 Пт Мар 29 2019, 17:38

7
Ранее привлекательность этого форума заключалась именно в том, что он на 90% был посвящён ИРИШЕ.

Никогда такого не было, и планировался форум, как обширный и посвящённый электронике и ЭВМ, в широком смысле этого слова. Так как компьютерная тема, но и чисто электроника, например, строительство УМЗЧ мне не менее интересны.

Viktor2312
RIP

Сообщения : 15492
Дата регистрации : 2012-08-10
Возраст : 45
Откуда : Пятигорск

Вернуться к началу Перейти вниз

"Океан-240". Статьи, заметки, очерки, разное... Empty .

Сообщение  barsik Сб Мар 30 2019, 12:34

8
По поводу ОКЕАНА. Можно ещё добавить, если публикация ИРИШИ в МПСС дала людям полную и исчерпывающую информацию, то по ОКЕАНУ авторы такой же публикации не только, видимо, с целью личной наживы скрыли от населения коды ROM-BIOS, но даже описания поддерживаемых им искейп-кодов не привели и впоследствии выяснять это владельцам ОКЕАНА пришлось самостоятельно экспериментальным путём и по дизассемблированному вручную исходнику ROM-BIOS. Что в начале 90-тых было совсем не просто, т.к дизассемблера IDA тогда не было, даже если доступ к IBM PC XT был у многих (не дома конечно, а на работе).

Ведь, если ROM-BIOS ОКЕАНА кому-то в конце 80-тых годов всё-же удалось украсть, что и позволило хоть кому-то в начале 90-тых собрать ОКЕАН (несложно скопировать ПЗУ), то документация хранимая в сейфе у его разработчиков так и осталась недоступной.

Да и описание не позволяет понять даже важные для программирования моменты архитектуры ОКЕАНА. Если для ИРИШИ всё это разжёвано, т.е читаешь описание и сразу начинаешь писать графическую программу для ИРИШИ, то для ОКЕАНА, я вообще до недавнего времени даже не знал, как у него устроен экран, по горизонтали, как у ИРИШИ или по вертикали, как у ОРИОНА.  И только недавно на одном форуме прочёл, что по вертикали, что затрудняет адаптацию игр ОКЕАНА на ИРИШУ.


Последний раз редактировалось: barsik (Пн Апр 22 2019, 10:09), всего редактировалось 1 раз(а)
barsik
barsik
Ветеран

Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия, СПб

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения