RUЭВМ
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Апрель 2024
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Календарь Календарь

Последние темы
» Вити больше нет!
автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:54

» Собираем оригинальный Орион 128
автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:47

» Проблема плющеного экрана ОРИОНА
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:05

» Орион 128 и его клоны возрождение 2019-2022 год
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:03

» Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:02

» Новости форума
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 11:52

» Орион-128 НГМД запуск 2021 года
автор matrixplus Сб Сен 10 2022, 17:36

» ПЗУ F800 для РК86
автор ведущий_специалист Сб Сен 10 2022, 10:37

» Микропроцессорная лаборатория "Микролаб К580ИК80", УМК-80, УМПК-80 и др.
автор Электротехник Вт Июл 26 2022, 19:33

» Орион-128 SD карта в Орионе
автор matrixplus Чт Июн 02 2022, 09:00

» 7 Мая. День Радио!
автор Viktor2312 Чт Май 12 2022, 10:58

» Серия: Массовая радио библиотека. МРБ
автор Viktor2312 Ср Май 11 2022, 12:17

» Полезные книги
автор Viktor2312 Пн Май 09 2022, 15:07

» Орион 128 Стандарты портов и системной шины Х2
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 23:08

» Орион-128 и Орион ПРО еще раз про блоки питания
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:09

» Орион-128 Программаторы
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:02

» Орион ПРО история сборки 2021 до 2022
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 18:47

» Анонсы монет (New coin).
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 23:11

» Хочу свой усилок для квартиры собрать не спеша
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 19:33

» Амфитон 25у-002С
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 09:38

» Майнер: T-Rex
автор Viktor2312 Вс Май 01 2022, 09:12

» GoWin. Изучение документации. SUG100-2.6E_Gowin Software User Guide. Среда разработки EDA.
автор Viktor2312 Пн Апр 25 2022, 01:01

» GoWin. Изучение документации. UG286-1.9.1E Gowin Clock User Guide.
автор Viktor2312 Сб Апр 23 2022, 18:22

» GoWin. Documentation Database. Device. GW2A.
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 14:08

» GOWIN AEC IP
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 12:08

Самые активные пользователи за месяц
Нет пользователей

Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск


Статьи, заметки, очерки, разное...

Перейти вниз

Статьи, заметки, очерки, разное... Empty Статьи, заметки, очерки, разное...

Сообщение  Viktor2312 Пт Сен 23 2016, 19:19

1

.
.

Кабели (акустические, межблочные) и их влияние на звучание


В. В. Пузанов, г. Брянск



____Эта статья не содержит схем усилителей и их расчётов. Прежде всего, она должна сориентировать конструкторов высококачественной аппаратуры и просто радиолюбителей в многообразии выпускаемых соединительных кабелей, показать достоинства и недостатки отдельных групп этих изделий, а также дать некоторые рекомендации по их применению.
____Скажу сразу, что статья не претендует на истину в последней инстанции, а отражает моё видение проблемы, основанное на личном опыте и опыте моих друзей – конструкторов высококачественной звуковоспроизводящей аппаратуры и музыкантов.
____Публикаций на данную тему очень много. На всевозможных форумах в Интернете и в различных журналах я часто вижу различные суждения на тему акустических и межблочных кабелей, причём многие из них прямо противоположны друг другу. Разобраться, особенно людям неопытным, бывает довольно сложно. Между тем, звучание Вашего радиокомплекса может быть «загублено» именно некачественными соединителями, несмотря на то, что отдельные его части правильно настроены и прекрасно звучат.
____Прежде чем давать оценки, изложу общую концепцию, которой я придерживаюсь. Она достаточно проста. Я считаю, что каждое звено звуковоспроизводящего комплекса приводит к неизбежной деградации исходного сигнала, важно лишь, чтобы это влияние было минимальным.
____И ещё одно. Считаю, что звучание кабелей не должно вносить собственной окраски в исходный сигнал, то есть быть нейтральным. Каждая фонограмма отражает некий отрезок времени с присущими только ему способами записи, манерой исполнения, характерными особенностями звучания и т.д. Вмешиваться в исходный музыкальный сигнал (даже посредством кабелей) можно, но вряд ли нужно, так как при этом нарушается оригинальная трактовка музыкального произведения исполнителем и цельность восприятия фонограммы.

Для сравнительной оценки были выбраны следующие типы изделий.

Акустические провода:

1. No name китайского производства (сечение 2,5 мм) - OFC

2. Belsis - OFC

3. CS 122 (Van den Hul) – композитный (медь + серебро + углерод)

4. Supra – композитный (медь + олово)

5. Ecosse Reference MS 2.3 – монокристаллическая медь

6. UTP (витая пара 5 категории)

Межблочные провода:

1. No name китайского производства – OFC

2. D-102V (Van den Hul) – композитный (медь + серебро)

3. Daxx R88 – OFC

4. Ecosse Composer – монокристаллическая медь

5. ПРППМ – моножила (медь)

6. UTP (витая пара 5 категории)

____Выбор изделий не случаен. Во первых – эти кабели достаточно распространены, во вторых – прослеживается деление на три основных группы. Группы примерно выглядят так:

1. OFC – бескислородная медь.

2. OСC – монокристаллическая медь.

3. Композитные.

____Чтобы Вы, уважаемые читатели, не путались в названиях, изложу очень коротко особенности каждой группы.
____OFC – бескислородная медь, провод получаемый из заготовки методом холодного вытягивания через фильеру. Самый распространённый материал.
____В целом имеет неплохое звучание, но есть и недостатки. Когда на таком кабеле вы видите надпись чистоты материала 99,99…%, то это означает чистоту материала в заготовке. При прохождении через фильеру металл насыщается примесями и его кристаллическая решётка нарушается. Также неизвестно, где находятся эти примеси – в самих зёрнах или на границе между ними. Таким образом надпись 99,99…% - чисто маркетинговый ход, предназначенный для покупателя. Именно поэтому кабели из бескислородной меди у разных производителей и звучат по-разному.
____OСC – монокристаллическая медь (метод профессора Оно), провод получаемый при помощи специальной технологии прямо из расплава. Цель – получение длинных (до 125м) кристаллов меди, сопоставимых с длиной кабеля. Как Вы понимаете, при этом достигается минимизация переходов внутри проводника.
____Композитные (или композиционные, как хотите) – провода, как правило состоящие из нескольких металлов (например, лужёная или посеребрённая медь).
____Комбинацией металлов (и неметаллов, например углерод) удаётся придать проводу какие-то конкретные свойства.

Теперь о прослушивании. Для этого применялась достаточно простая система.

Источник сигнала – CD проигрыватель Rotel RCD-02S.

Усилитель мощности – самодельный однотактный на лампах E83CC(6Н2П)+6П43П конструкции моего друга А. И. Манакова (мощность 2,5Вт).

Акустические системы – KEF-Q1 (чувствительность 91 Дб).

____При неизменных основных составляющих системы, провода менялись, что субъективно позволило судить об их звучании.

Сначала акустические.

№1 китайского производства показали самый плохой результат. Звучание тусклое, лишённое эмоциональной окраски. Такое впечатление, что звук доносится из-за стены.

№2 Belsis показал более лучший результат. Недостаток – плохое воспроизведение высоких частот. Низкочастотный диапазон в порядке.

№3 CS-122 (Van den Hul) – радикальная разница. Очень яркое (даже слишком), объёмное звучание.

№4 Supra – ровное деликатное (немного сглаженное) звучание.

№5 Ecosse MS 2.3 – просто супер. Невероятно точная передача всех нюансов. Великолепная передача низких частот, ровная середина и прозрачный верх.

№6 –Сюрприз. Витая пара 5 категории (все восемь проводов в «кучу» и оба провода перевить между собой). Удивительно, но уступил этот провод только Ecosse, да и только в низкочастотном диапазоне. Я это объясняю меньшим сечением у витой пары 1,6мм против 3,0 у Ecosse. Если у Вас есть высококачественный предварительный усилитель, то чуть добавьте низких частот. Учитывая цену – копейки против 45$ за метр у MS 2.3, стоит задуматься.

Теперь межблочные.

№1 - тоже, что и акустические. Оценка плохо.

№2 - D102V (Van den Hul) – очень яркое звучание (попозже поговорим об этом).

№3 - Daxx – спокойная, достаточно детальная звукопередача (чуть не хватает яркости)

№4 - Ecosse – великолепный естественный звук. В общем нет претензий.

№5 - Сюрприз. Отличное сбалансированное звучание. Опять же, учитывая цену-прекрасный вариант. Не хватает гибкости, но это уже и не звучание.

Любые жанры музыки передаёт просто фантастически.

№6 – Витая пара – хуже №3, №4 и №5. Несколько смазанное звучание. Звуковая сцена несколько рассредоточена, локализация инструментов недостаточная.

____Как Вы видите, изделия высокой ценовой группы не всегда переигрывают собратьев, стоящих намного дешевле. Слушайте и выбирайте сами. Ведь слух у каждого человека индивидуален, индивидуальны также особенности его восприятия.
____Теперь поговорим о результатах прослушивания. Моё мнение однозначно подтвердилось. Я (и не только я) скептически отношусь к посеребрённому кабелю (не подумайте, что я не уважаю изделия Van den Hul). За счёт скин-эффекта высокие частоты имеют свойства группироваться во внешнем слое, где распространяются с другой скоростью чем основной сигнал. В результате этого мы получаем фазовое рассогласование и излишне яркое звучание, которое многие принимают за детальность. На самом же деле, мы получаем звучание, утрирующее и разрушающее структуру музыкального произведения. Вот так-то.
____Наилучшие результаты (с моей точки зрения) были получены при применении кабелей из монокристаллической меди. Звучание звуковоспроизводящего комплекса в этом случае было наиболее комфортно и приближено к живому концертному. Я не думаю, что вы будете спорить о том, что задача высококлассной аппаратуры – передать то, что задумано исполнителем и звукорежиссёром (в случае записи).
____На втором месте (опять же с моей точки зрения) стоят кабели из бескислородной меди, желательно известного производителя (чтобы не нарваться на подделку).
____На третьем - кабели композитные. Но именно они (в отличие от «нейтралов») в большей степени способны стать инструментом твикинга под свою аппаратуру и свою музыку. Кстати, эти кабели лучше всего продаются.
____Повторюсь, это моё мнение, а соглашаться с ним или нет – Ваше дело. В любом случае выбор за Вами, уважаемые читатели.

И ещё одно. Часто мне приходилось слышать, что чем толще кабель, тем лучше.

____Имейте в виду – это для постоянного тока и сварочного аппарата. Для переменного сигнала (каким является звуковой) важна площадь поверхности, а не сечение. Идеален толстенный проводник круглого сечения (моножила), но из-за трудностей его применения приходится искать компромиссы.
____Хочу отметить ещё один важный момент. На форумах в Интернете, а также в письмах, очень часто задают вопросы о том, какое сопротивление акустических систем лучше, 4 или 8 ом. Чтобы не загромождать статью формулами, отвечу просто. Для акустических систем сопротивлением 8 ом длина акустического кабеля может быть в 2 раза больше, чем для системы с сопротивлением 4 ома (при одинаковой толщине и одинаковом качестве звучания). Это же можно сказать и про сечение. Для 4 ом толщина акустического кабеля больше, чем для 8 ом. Кого интересуют подробности, прочитайте соответствующую литературу.
____Нужно сказать и про общую длину соединительных проводов. Общее правило – чем короче, тем лучше (потерь меньше). Если Вам придётся выбирать между длиной акустического и межблочного кабеля (из-за особенностей расположения аппаратуры в квартире), то я бы рекомендовал использовать короткий акустический и длинный межблочный.
____Нельзя обойти вниманием и влияние диэлектрика на свойства кабелей. Чтобы Вы правильно меня поняли, позволю себе небольшое «лирическое отступление».
____Из школьного курса физики, Вы знаете, что такое конденсатор. Это накопитель энергии, которая формируется между двумя проводниками электричества (пластинами), разделёнными каким-либо непроводящим материалом (пластиной) – диэлектриком. Конденсатор заряжается, когда ток (положительной или отрицательной полярности) проходит через проводник. В результате, некоторое количество энергии сигнала сохраняется в диэлектрике и затем «выбрасывается» обратно (естественно в путь прохождения сигнала), когда полярность проходящего тока изменяется. Точно так же, как в конденсаторе, диэлектрик кабеля забирает часть энергии звукового сигнала, проходящего через проводник, и затем выбрасывает эту энергию обратно, когда полярность изменяется. Выбрасывает он, как раз, в путь прохождения сигнала и всегда в инвертированной фазе. Это накопление и периодическое выбрасывание энергии сигнала изменяет сам сигнал и, как Вы понимаете, звучание системы в целом. Низкое качество диэлектрика зачастую является причиной конкретного звукового подчерка у кабеля, в то время как хороший не должен иметь своего звучания. Для минимизации этого влияния, диэлектрик в кабеле должен накапливать минимальное количество энергии (т.е. иметь низкую диэлектрическую постоянную).
____В настоящее время лучшим диэлектриком является DuPont Teflon. Его отличает одна из самых низких диэлектрических постоянных и одна из самых быстрых частот демпфирования. На втором месте находятся этиленовые полимеры и сополимеры. И, наконец, самые низкокачественные материалы для диэлектрика – PVC (поливинилхлорид), резина, термопластики, а также нейлон. Естественно, самые низкокачественные материалы для диэлектриков намного дешевле, но кабели, в которых они применяются, имеют характерный «звуковой подчерк».
____И в заключении я должен сказать, что шесть видов кабелей, звучание которых я здесь описал – это очень маленькая часть того, что удалось прослушать вообще за многие годы. Мне очень нравится звучание кабелей XLO (серии Ultra), Kimber Kable (серии PBJ и Timbre), Audioquest (King cobra) и т.д. Слушайте и анализируйте, доверяйте своим ушам – результат Вас не разочарует.


.


Последний раз редактировалось: Viktor2312 (Чт Мар 16 2017, 10:03), всего редактировалось 1 раз(а)

Viktor2312
RIP

Сообщения : 15492
Дата регистрации : 2012-08-10
Возраст : 45
Откуда : Пятигорск

Вернуться к началу Перейти вниз

Статьи, заметки, очерки, разное... Empty Re: Статьи, заметки, очерки, разное...

Сообщение  Viktor2312 Чт Фев 02 2017, 11:29

2
резерв.

Viktor2312
RIP

Сообщения : 15492
Дата регистрации : 2012-08-10
Возраст : 45
Откуда : Пятигорск

Вернуться к началу Перейти вниз

Статьи, заметки, очерки, разное... Empty Конструктивные особенности и дизайн

Сообщение  Admin Чт Мар 16 2017, 13:14

3
Конструктивные особенности и дизайн


____Принципиальные отличия ламповых УЗЧ (особенно мощных) от аналогичных транзисторных влекут за собой и заметные различия в требованиях, предъявляемых к их конструкции. Перечислим эти отличия:
1. Входные цепи всех каскадов лампового усилителя имеют на порядок большее сопротивление открытого входа, чем аналогичные транзисторные, а следовательно, так же на порядок больше подвержены воздействию внешних электрических полей (наводок).
2. В ламповых УЗЧ все без исключения лампы, в том числе и самые маломощные, в процессе работы непрерывно излучают тепло. Что касается мощных оконечных ламп, работающих в режиме класса А, то температура их стеклянных баллонов может достигать 90...100°С, а выделяемое тепло, если его постоянно не отводить, создает внутри футляра усилителя среду, неприемлемую для некоторых других деталей (например, конденсаторов фильтра выпрямителя).
3. Все ламповые УЗЧ имеют трансформаторный выход на акустическую систему, а поскольку полезная выходная мощность, как правило, превышает 20 Вт, доходя иногда до 100 Вт, выходные трансформаторы становятся источниками значительных магнитных полей в широком диапазоне звуковых частот. Это создает существенные магнитные наводки практически на все участки схемы и, как следствие, непредсказуемые положительные и отрицательные, но всегда паразитные обратные связи, делающие работу усилителя неустойчивой.
4. Особую неприятность в ламповых усилителях доставляют цепи питания накалов ламп, что в транзисторных усилителях исключено априорно. При этом источником дополнительного фона и наводок служат как сами лампы, так и соединительные провода накальных цепей, по которым течет ток, доходящий нередко до 10 А, вследствие чего вокруг этих проводов возникают поля с частотой 50 Гц, также являющиеся причиной существенных наводок.

____Даже перечисленного достаточно для того, чтобы понять, что конструкция мощного лампового УЗЧ должна коренным образом отличаться от конструкций транзисторных усилителей. Основополагающими принципами при определении конструкции и компоновке узлов лампового УЗЧ должны быть:
1. Тщательнейшее экранирование всех цепей и узлов, как подверженных наводкам, так и создающих эти наводки. При этом технология экранирования имеет свою специфику, которой мы уделим дальше самое серьезное внимание.
2. Рациональное взаимное расположение узлов и ламп (особенно мощных), а также продуманная система конвекционного охлаждения либо принудительной вентиляции, обеспечивающие разумно приемлемый температурный режим внутри футляра усилителя.
3. Специальные схемные решения, сводящие к минимуму паразитные электрические и магнитные наводки (настройка в резонанс дросселей фильтров выпрямителей, питание накалов ламп постоянным током и ряд других).
4. Непривычное для радиолюбителей размещение силовых трансформаторов под определенным, экспериментально подобранным углом, обеспечивающее минимальное воздействие его магнитных полей на выходные трансформаторы.

____Помимо этих забот у создателя современного лампового усилителя будет возникать и много иных, не менее важных. Например, как расположить блок питания и выходные каскады с их неотъемлемыми громоздкими выходными трансформаторами так, чтобы центр тяжести усилителя совпал с геометрическим центром конструкции. Или как расположить органы оперативного управления, чтобы, с одной стороны, ими было удобно пользоваться, а с другой, чтобы соединительные провода между ними и входными лампами были наикратчайшими. И таких проблем возникает немало. В дальнейшем при описании конкретных конструкций мы будем по возможности всесторонне рассматривать и решать эти проблемы.
____Теперь о дизайне. Так уж сложилось, что абсолютно все фирмы, производящие современные ламповые усилители, как будто сговорившись (а может, так оно и было?), отказались от современных стилей оформления, а заодно и от современных конструкционных материалов. Все известные автору современные УЗЧ оформлены в стиле 50-х годов по американскому образцу, т.е. имеют приборный стиль. Чаще всего это прямоугольный металлический ящик, иногда с двумя боковыми деревянными стенками, выкрашенный в черный или темно-коричневый цвет (а в некоторых моделях - даже темно- серой молотковой эмалью). Пропорции футляра самые разнообразные: с наибольшей передней стенкой; с глубиной, превышающей ширину и высоту, с отношением ширины к глубине и высоте как 5:4:2.
____Все органы управления, кроме сетевого предохранителя, выведены в один ряд на переднюю панель. Выключатель сети выполнен в виде обычного приборного тумблера. Ручки управления громкостью и тембром - простейшей цилиндрической формы, черного цвета с "накаткой" и винтовым креплением.
____Верхняя металлическая крышка, задняя стенка и днище футляра имеют многочисленную перфорацию или удлиненные вентиляционные прорези над оконечными лампами, кенотронами и силовым трансформатором.
____Создается впечатление, что западные конструкторы и дизайнеры поставили перед собой цель подчеркнуть, что современный ламповый усилитель благодаря своему совершенству ближе к специальной прецизионной аппаратуре, чем к обычной бытовой радиоаппаратуре, которая рядом с таким усилителем должна выглядеть как ширпотреб.
____Мы не ставим подобной задачи, но тем не менее будем придерживаться максимальной простоты в оформлении и эргономичности наших конструкций, поскольку они рассчитаны на индивидуального пользователя, не боятся конкуренции со стороны других фирм и не нуждаются в рекламных внешних эффектах.
____Впрочем, это вовсе не исключает того, что каждый, кто будет строить предлагаемые усилители, сможет оформить их в своем вкусе, применяя самые современные материалы, но только не в ущерб основным требованиям, и в первую очередь - обеспечению надлежащего температурного режима.


Методика регулировки и измерения параметров.

____Несмотря на то что эта книга рассчитана на опытных, квалифицированных радиолюбителей, имеющих достаточную практику в регулировке и налаживании разнообразных конструкций, автор позволит себе высказать несколько соображений, появившихся у него за сорокалетний опыт работы.
____Итак, сначала о терминах. Что такое проверка, регулировка, настройка, налаживание, запуск, оживление, измерения, испытания? Вы можете четко определить эти понятия и сказать, чем они различаются? Думаю, нет. В таком случае давайте начнем с проверки.
____Любой (подчеркиваем - любой) только что собранный аппарат, будь то промышленный телевизор или любительский магнитофон, никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя включать в сеть в надежде, что он сразу заработает. И не потому, что он, скорее всего, не заработает, а потому, что после включения вы можете не успеть моргнуть глазом, как лишитесь этого глаза навсегда. Это может произойти в том случае, если поставленный вами без предварительной проверки конденсатор фильтра выпрямителя окажется пробитым или с недопустимой утечкой и взорвется именно в тот момент, когда вы наклонитесь над шасси.
____Теперь вопросы: что проверять, как проверять, чем и в какой последовательности? Здесь ничего нового и оригинального придумать нельзя, поскольку этот процесс давно досконально отработан. Первое незыблемое правило: на поиски одного неисправного резистора или конденсатора в собранной конструкции уходит в 10...20 раз больше времени, чем на тщательную предварительную проверку всех используемых деталей вместе взятых. Из этого правила, в свою очередь, следует закон: в процессе монтажа усилителя на столе рядом с паяльником должны находиться тестер или щупы от лампового многошкального омметра и каждую деталь, прежде чем ее припаять или вставить в печатную плату, надо проверить прибором на отсутствие обрыва, короткого замыкания, утечки и на соответствие указанному номиналу. При достаточном навыке на проверку резистора и обычного конденсатора уходит не более 20...30 с, а конденсатора фильтра и потенциометра - 1,5...2 мин. Но, повторяем, эти затраченные секунды и минуты с лихвой окупятся при налаживании усилителя.
____Итак, все детали в процессе монтажа нами проверены, бракованные заведомо исключены. Теперь на очереди проверка цепей. В производственных условиях для этой цели на каждое изделие разработаны специальные "карты сопротивлений", на которых для ряда ключевых точек схемы указаны значения сопротивления этих точек как относительно шасси, так и относительно "горячего" провода источника питания (это может быть и плюс и минус).
____В любительской практике составление такой карты не имеет смысла, поскольку изделие почти всегда создастся в единственном экземпляре, однако саму проверку на реальные значения сопротивлений осуществить можно и нужно. Начинать ее следует в первую очередь с тех цепей, которые совершенно однозначно не должны быть заземлены и замкнуты между собой.

ВНИМАНИЕ! До начала проверки все без исключения потенциометры, как оперативные, так и установочные (режимные), должны быть установлены в среднее положение.

____К таким незаземляемым точкам схемы прежде всего относятся "горячие" выводы всех выпрямителей (плюсы или минусы), аноды, экранирующие и управляющие сетки всех ламп, плюсовые (или минусовые) выводы всех оксидных конденсаторов и другие аналогичные точки и цепи, которые не должны заземляться. Вслед за этим проверяются все точки схемы, которые, напротив, должны быть заземлены либо соединены напрямую с "горячими" точками источников питания. Опытный радиолюбитель хорошо знает все эти точки и цепи (к примеру, это защитные крышки всех оперативных потенциометров, которых нет ни на одной принципиальной схеме). Закончив все операции проверки цепей и устранив выявленные дефекты и ошибки, можно перейти к следующей операции - запуску усилителя.
____Напоминаем, что включать усилитель в сеть первый раз можно только при вынутых лампах (за исключением кенотрона). Если у радиолюбителя есть регулируемый автотрансформатор или переходной трансформатор с 220 на 127 В, настоятельно рекомендуем первое включение осуществлять при пониженном (половинном) напряжении сети. До того как нажать кнопку или тумблер включения сети, еще раз убедитесь, что в гнезде предохранителя установлен действительно предохранитель на 0,5 или 1 А, а не 20-амперный жучок или гвоздь. Кроме того, не забудьте подключить к первому конденсатору фильтра вольтметр постоянного тока с соответствующим пределом (250, 350 или 500 В) и с момента включения внимательно следите за показанием стрелки.
____Если через 20...30 с (время прогрева накала кенотрона) напряжение в этой точке не появится, немедленно выключите усилитель, после чего найдите и устраните причину.
____Если напряжение появилось (а оно равно приблизительно половине номинального, указанного на схеме), полезно проверить вольтметром наличие напряжений питания на всех электродах всех ламп. При отсутствии в панельках самих ламп эти напряжения, как правило, либо равны, либо очень близки к напряжению на выходе фильтра выпрямителя, поскольку отсутствует потребление тока и, как следствие, - падение напряжения на резисторах нагрузки.
____Убедившись в отсутствии замыканий в схеме и наличии постоянных напряжений на всех электродах ламп (где оно должно быть), выключите усилитель и подготовьте его к включению на полное напряжение сети.
____Предостережение. Поскольку следующее включение также производится при всех вынутых лампах (кроме кенотрона) и, следовательно, отсутствии потребления, в отдельных точках схемы напряжение питания может превысить допустимое и привести к выходу из строя некоторых деталей. Поясним сказанное рис. 4. Здесь питание двух первых ламп осуществляется через четыре последовательных звена фильтров, напряжение на каждом из которых уменьшается (при наличии нагрузки) и соответствует значениям, указанным на схеме. В точке А, например, на оксидном конденсаторе при нормальной работе усилителя должно быть напряжение +180 В. Но если на этом месте установлен конденсатор с рабочим напряжением 200 В (что вполне допустимо), то при включении усилителя без ламп на нем может оказаться полное напряжение холостого хода выпрямителя (скажем, 260 В) и конденсатор будет пробит. Чтобы предотвратить такую возможность, подобные цепи следует временно отключить от выпрямителя или нагрузить эквивалентными резистивными нагрузками.
____Теперь включим усилитель (без ламп и с учетом данных рекомендаций) на номинальное напряжение сети (220 В) со вставленными кенотронами и оставим его включенным на 10...15 мин под постоянным наблюдением, чтобы убедиться в отсутствии посторонних запахов, выделений тепла, нагрева любых проводов и тем более следов дыма. Если и на этот раз все будет в порядке, можно приступать к следующему этапу.
____В принципе совершенно безразлично, в какой последовательности осуществлять этот процесс, но почему-то традиционно принято начинать его с оконечного каскада. Поступим так и мы. Поскольку все оконечные каскады у нас двухтактные, начнем с одного из плеч (безразлично какого).
____Прежде всего посмотрите, что находится в цепи катода этой лампы: если переменный регулировочный резистор, то обязательно установите его в положение максимального сопротивления и проверьте с помощью тестера, что это действительно так. Провод, идущий к анодному выводу на ламповой панельке, отпаяйте и в образовавшийся разрыв включите миллиамперметр постоянного тока со шкалой не менее 100 и не более 250 мА (минусом к аноду, плюсом к трансформатору).

Статьи, заметки, очерки, разное... 0_13b206_4afcaa02_orig
Распределение напряжений на оксидных конденсаторах


____Теперь можно вставить одну оконечную лампу, все кенотроны (если их несколько) и включить усилитель. При этом следует наблюдать за появлением накала оконечной лампы, и если его нет несколько секунд, надо немедленно выключить усилитель во избежание разрушения катода. Причиной отсутствия накала может быть неверная распайка накальных проводов на панельке или на силовом трансформаторе либо неисправность лампы. Если накал есть, наблюдайте за показанием прибора.

Предупреждение. Если в схеме выпрямителя предусмотрена цепь задержки включения анодного питания, то анодный ток возникнет через установленное время срабатывания реле "скачком". Если такой цепи нет, ток будет возрастать плавно по мере прогрева как самой лампы, так и кенотронов.

____Когда ток перестанет возрастать и установится на определенном значении, проверьте по табл. 1 максимально допустимое значение анодного тока для этого типа лампы. Уменьшением сопротивления резистора в катоде лампы установите значение тока, равное половине максимально допустимого. Если оконечная лампа триод, то на этом предварительную установку режима можно считать законченной. Если же в оконечном каскаде используется пентод или лучевой тетрод, то после установки номинального анодного тока следует убедиться, что ток экранирующей сетки и рассеиваемая на ней мощность не выходят за пределы, указанные в той же таблице (P-g2 = I-g2 x U-g2).
____Покончив с установкой статического режима одной оконечной лампы, проделайте то же с другой и в случае отсутствия осложнений переходите к установке режима фазоинвертора. Здесь очень важно сначала установить регулировочный потенциометр в цепи сетки правого триода в положение минимума (сетка заземлена) и только после этого вставить в панельку лампу.
____Если напряжения на анодах и катодах обоих триодов после прогрева лампы будут соответствовать указанным на схеме (в пределах 10% -ного отклонения), можно предварительную статическую регулировку одного из стереоканалов считать законченной и приступить к аналогичной проверке и регулировке второго стереоканала. Если же режимы заметно отличаются от указанных на схеме, следует прежде всего попробовать другую лампу, а если это не поможет замерить прибором анодный ток и еще раз проверить номиналы резисторов в анодной и катодной цепях (особенно если это не было сделано до начала монтажа).
____Когда, наконец, напряжения и токи всех ламп в режиме покоя будут соответствовать рекомендованным, можно приступать к наиболее сложной и ответственной части работы - установке динамического режима. Динамическую (при наличии полезного сигнала) регулировку УЗЧ в отличие от статической целесообразнее вести покаскадно от входа к выходу и начинать с входного каскада. Однако в нашем случае мы пока что рассматриваем не весь усилитель, а только его оконечный блок, начинающийся первым из двух триодов фазоинвертора.
____Перед тем как подать на сетку этого триода полезный сигнал, надо привести в боеготовность измерительную аппаратуру. Это, прежде всего, звуковой генератор с диапазоном частот не уже 20 Гц...20 кГц и собственным клирфактором менее 1%, во-вторых, ламповый или транзисторный милливольтметр с широким диапазоном пределов измерения (например, ЛВ-9 или МВЛ), обязательно - осциллограф и желательно - измеритель нелинейных искажений или анализатор гармоник.
____Учитывая, что у большинства радиолюбителей не окажется измерителя нелинейных искажений (а без него бессмысленно говорить о действительно высоком качестве усилителя), предлагаем воспользоваться другим, хотя и более трудоемким, но все же достаточно достоверным способом оценки нелинейных искажений. Способ этот графоаналитический и заключается в следующем.
____Перед началом динамической регулировки каскада нужно подготовить бланк для построения графической зависимости выходного напряжения каскада от уровня сигнала на сетке в координатах

X-Uвх[MB]; Y-Uвых[MB].

____Для этого лучше всего использовать лист тетради "в клеточку", что обеспечит достаточную точность построенного графика. Еще лучше воспользоваться миллиметровой бумагой.
____Процесс построения графика сводится к дискретному изменению напряжения с частотой 1000 Гц от звукового генератора на сетке лампы (например, через 5 или 10 мВ) и точному измерению соответствующих значений сигнала на выходе каскада. Эти значения нужно наносить на график остро отточенным карандашом, чтобы диаметр точки был минимальным.
____При отсутствии нелинейных искажений график зависимости представляет собой прямую, исходящую из начала координат и наклоненную к оси Х под углом, характеризующим коэффициент усиления каскада.
____Если рабочая точка лампы (смещение на ее сетке) выбрана оптимально, прямая будет практически абсолютно линейна до определенного уровня выходного напряжения, после чего ее наклон начнет плавно уменьшаться, в пределе стремясь к горизонтальной линии.
____Построив такой график, нужно взять абсолютно ровную, желательно стальную линейку и приложить ее слева направо вдоль отмеченных точек графика, начиная от нуля. В том месте, где наметится самое ничтожное отклонение точек вправо от линейки, нужно поставить метку-точку и опустить из нее перпендикуляр на ось X. Место пересечения этого перпендикуляра с осью Х определит предельный уровень входного сигнала, при котором нелинейные искажения уже недопустимы. Уровень допустимых искажений будет определяться предельным размахом входного сигнала на 10...15% меньше этого значения.
____Определив этот размах, сравните его с напряжением смещения лампы в режиме покоя. При любых обстоятельствах размах сигнала Должен быть меньше напряжения смещения. Одновременно, пользуясь построенным графиком, можно определить реальное значение Усиления каскада, разделив любое из значений выходного напряжения (в пределах линейной части характеристики) на соответствующее входное напряжение. Сравните его с паспортным значением для данной лампы (см. табл. 1). Обычно реальное усиление каскада составляет около 50...70% указанного в таблице.
____Если линейная часть характеристики оказалась слишком маленькой, то это, скорее всего, говорит о неверно выбранной рабочей точке лампы. В этом случае придется снять несколько динамических характеристик при различных значениях резистора автоматического смещения и выбрать тот режим, которому соответствует наибольшая длина линейной части характеристики. Напоминаем, что эту операцию можно проделывать лишь при наличии твердой уверенности в исправности самой лампы. В противном случае следует начинать с проверки лампы или замены ее на другую.
____Закончив динамическую регулировку одного каскада, аналогичным образом осуществляют регулировку всех остальных каскадов, включая оконечный, если он также собран на триоде.
____Для оконечного каскада, выполненного на пентоде или лучевом тетроде по ультралинейной схеме, регулировку и измерение производят несколько раз для различных вариантов подключения экранирующей сетки к отводам первичной обмотки выходного трансформатора и обязательно при подключенном ко вторичной обмотке эквиваленте нагрузки (проволочный резистор 4...8 Ом мощностью не менее 30 Вт). Это относится и к оконечному каскаду на триодах. Учтите, что он может нагреться до температуры свыше 100°С.
____Из нескольких вариантов подключения экранирующей сетки выбирают тот, которому соответствует наиболее линейная динамическая характеристика. Обязательно к такому же отводу следует подключить экранирующую сетку и в другом плече пушпулла.
____Осуществив динамическую регулировку всех каскадов поочередно, можно приступать к динамической регулировке всего усилителя в целом. Напомним, что ее необходимо производить на частоте 1000 Гц при установке всех оперативных регуляторов (громкость, тембр, баланс) в среднее положение.
____И еще чуть-чуть из теории. Слово "усилитель" отражает основную сущность его назначения - усиливать электрический сигнал. Однако УЗЧ - это не просто усилитель, а устройство, предназначенное для совершенно конкретной и весьма узкой цели - превращать слабые изменения электрического тока в мощные механические колебания диффузоров громкоговорителей. Таким образом, УЗЧ - это всего лишь промежуточное звено между чисто электрическим источником переменного тока и электроакустическим преобразователем.
____Ни источник сигнала, ни электроакустический преобразователь нам не подвластны: их характеристики заданы заранее и не могут быть изменены. Мы, например, не можем по своему желанию установить входную чувствительность усилителя равной 10 мВ или, напротив, 10 В, потому что все источники низкочастотного сигнала (кроме микрофона) в соответствии с существующими стандартами имеют выходное напряжение в пределах 50...250 мВ.
____Точно так же заранее определены и параметры выходного сигнала нашего УЗЧ. Если он предназначен для работы с 20-ваттной акустической системой, имеющей полное сопротивление 4 Ом, то на выходе усилителя номинальное напряжение сигнала должно составлять

U = SQRT(PR) = SQRT(20x 4) =  9В, обеспечивая при этом напряжении Iнагр=U/R=9/4=2,25A.

____Итак, напряжение на входе 100...150 мВ при внутреннем сопротивлении источника порядка сотен килоом и напряжение на выходе 9 В при токе до 2,5 А. От этого никуда не деться. А вот между этими границами нам предоставляется свобода. Впрочем, не такая уж и полная. Чтобы обеспечить параметры выходного сигнала, используется мощность, отдаваемая лампами оконечного каскада. А они, в свою очередь, требуют для этого на своих сетках вполне определенного напряжения раскачки, определяемого исключительно конструкцией оконечной лампы. Значение этого напряжения можно узнать из справочника.
____И еще. Мы хотим иметь хорошую, глубокую регулировку тембра, скажем, с размахом ±14 дБ (т.е. в 25 раз по напряжению). Значит, именно во столько раз будет потерян уровень полезного сигнала, и его придется компенсировать предварительным усилением. А еще мы потеряем на отрицательной обратной связи. А еще - на тонкомпенсации. А еще... и т. д. В результате набегает довольно большая потеря сигнала, скомпенсировать которую можно только предварительным усилением.
____Зная эту величину, выбирают соответствующие типы ламп и число каскадов для предварительного усиления. И вот здесь нам никто не указ, поскольку эту задачу можно решить множеством способов. Впрочем, достаточно теории. Вернемся к динамической регулировке всего сквозного канала УЗЧ от входных гнезд до разъема подключения динамиков.
____Итак, мы уже поняли, что на входе усилителя будет сигнал с уровнем 100...150 мВ. Значит, и от звукового генератора нам следует получить этот сигнал (на частоте 1000 Гц - не забыли?) и подвести его к входному разъему одного из стереоканалов. Разумеется, в качестве соединителя следует использовать только стандартный экранированный шланг от прибора. Регулятор громкости нужно установить в положение максимальной передачи (до упора по часовой стрелке), а коммутатор каналов, если он есть в усилителе, установить в нужное положение.
____Ламповым милливольтметром проверьте наличие сигнала непосредственно на сетке первой лампы, подключите осциллограф прямо к аноду этой лампы (если у осциллографа незащищенный вход - то через конденсатор 0,1 мкф на напряжение не менее 250 В) и включайте усилитель.
____После прогрева лампы проверьте отсутствие малейших искажений синусоиды на осциллографе. Если искажения явно наблюдаются, сравните реальное напряжение раскачки на сетке с тем максимально допустимым уровнем сигнала, который вы определили для этой лампы по снятой характеристике при динамической регулировке каскада. Если уровень подаваемого сигнала окажется больше допустимого (что маловероятно), придется на самом входе усилителя (прямо на входных гнездах) установить элементарный делитель из двух резисторов, общее сопротивление которых должно находиться в пределах 0,5...1 МОм. Если же искажений на осциллографе не наблюдается (что нормально), начинайте плавно увеличивать сигнал от звукового генератора до появления видимых искажений на экране осциллографа, после чего замерьте соответствующий уровень выходного сигнала генератора. Он должен быть никак не меньше 500 мВ (лучше, если он будет ближе к 1000 мВ).
____Отрегулировав первый каскад, снова установите на выходе генератора 100...150 мВ и перенесите щуп осциллографа на анод лампы второго каскада. Его регулировка и измерение уровня сигналов, за единственным исключением, ничем не отличаются от описанных. Оно состоит в том, что обычно на катод лампы подается напряжение отрицательной обратной связи со вторичной обмотки выходного трансформатора. Для установки глубины обратной связи имеется специальный установочный потенциометр, который сначала надо установить в положение нулевого уровня (движок заземлен).
____Установка этого потенциометра в нужное положение производится в последнюю очередь, когда уже будут выполнены абсолютно все остальные регулировки. Этим окончательно устанавливается чувствительность с входа.
____Регулировка динамического режима фазоинвертора в принципе также ничем не отличается от описанной, кроме последовательности. Вначале регулируется первый (прямой) триод, а затем с помощью движка потенциометра в цепи сетки второго (инверсного) триода устанавливается на аноде второго триода абсолютно такой же сигнал, что и на аноде первого триода. Расхождение сигналов на обоих анодах не должно превышать 0,5, максимум 1%. Чтобы добиться такого результата, положение регулировочного потенциометра придется уточнять несколько раз.
____Принцип регулировки оконечного каскада уже был подробно рассмотрен ранее. Нам остается только проследить за тем, чтобы при уровне сигнала на входе УЗЧ, равном 100...150 мВ, напряжение на сетках ламп оконечного каскада было таким, какое требуется для получения максимальной неискаженной выходной мощности. Не больше, но и не меньше. Требуемое напряжение устанавливается с помощью специально предусмотренных регулировочных резисторов, включенных между выходом драйверного и входом оконечного каскадов.

Такова методика регулировки высококачественного УЗЧ. Впрочем, она одинаково применима к регулировке и налаживанию практически любой радиоаппаратуры.


Информация не полная, но почерпнуть что-то полезное можно...


.
Admin
Admin
Admin

Сообщения : 87
Дата регистрации : 2012-08-10

https://ruecm.forum2x2.ru

Вернуться к началу Перейти вниз

Вернуться к началу

- Похожие темы

 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения