Последние темы
» Вити больше нет!автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:54
» Собираем оригинальный Орион 128
автор bug19 Пн Фев 20 2023, 19:47
» Проблема плющеного экрана ОРИОНА
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:05
» Орион 128 и его клоны возрождение 2019-2022 год
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:03
» Электроника КР-04. Информация, документы, фото.
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 12:02
» Новости форума
автор kanzler Пн Ноя 28 2022, 11:52
» Орион-128 НГМД запуск 2021 года
автор matrixplus Сб Сен 10 2022, 17:36
» ПЗУ F800 для РК86
автор ведущий_специалист Сб Сен 10 2022, 10:37
» Микропроцессорная лаборатория "Микролаб К580ИК80", УМК-80, УМПК-80 и др.
автор Электротехник Вт Июл 26 2022, 19:33
» Орион-128 SD карта в Орионе
автор matrixplus Чт Июн 02 2022, 09:00
» 7 Мая. День Радио!
автор Viktor2312 Чт Май 12 2022, 10:58
» Серия: Массовая радио библиотека. МРБ
автор Viktor2312 Ср Май 11 2022, 12:17
» Полезные книги
автор Viktor2312 Пн Май 09 2022, 15:07
» Орион 128 Стандарты портов и системной шины Х2
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 23:08
» Орион-128 и Орион ПРО еще раз про блоки питания
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:09
» Орион-128 Программаторы
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 19:02
» Орион ПРО история сборки 2021 до 2022
автор matrixplus Вс Май 08 2022, 18:47
» Анонсы монет (New coin).
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 23:11
» Хочу свой усилок для квартиры собрать не спеша
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 19:33
» Амфитон 25у-002С
автор Viktor2312 Сб Май 07 2022, 09:38
» Майнер: T-Rex
автор Viktor2312 Вс Май 01 2022, 09:12
» GoWin. Изучение документации. SUG100-2.6E_Gowin Software User Guide. Среда разработки EDA.
автор Viktor2312 Пн Апр 25 2022, 01:01
» GoWin. Изучение документации. UG286-1.9.1E Gowin Clock User Guide.
автор Viktor2312 Сб Апр 23 2022, 18:22
» GoWin. Documentation Database. Device. GW2A.
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 14:08
» GOWIN AEC IP
автор Viktor2312 Ср Апр 20 2022, 12:08
Самые активные пользователи за месяц
Нет пользователей |
Поиск
Цветовая проблема ОРИОНА
Страница 1 из 1 • Поделиться
Цветовая проблема ОРИОНА
1
В ОРИОНЕ страница памяти переключаемая портом F9 совпадает с физической банкой памяти. Потому термин физическая банка памяти и страница памяти совпадают.
Физически графика в ОРИОНЕ считывается из одной банки РУ5-тых, а цвет из другой банки РУ5-тых. Иначе невозможно, т.к они считываются видео-схемой одновременно. Таким образом в цвете в каждой из страниц памяти на экран отжирается четверть памяти и свободная память для программ не превышает 48 кб а толку от большой 128-ми или даже 512-ти кб общей памяти нет. Если для убогих ОС типа ORDOS это не фатально, то для CP/M, чтобы работало фирменное ПО требуется больше, чем 48 кб. В этом и заключается главный недостаток архитектуры ОРИОНА, возникает так называемая цветовая проблема ОРИОНА.
Т.о аппаратная ошибка в разработке ОРИОНА заключается в том, что в банках 0 и 1 экран мешает. Только в монохроме в банке 1, когда буфер цвета не нужен, удаётся получить сплошные 60К для программ.
При разработке ОРИОНА этот недостаток (причём без увеличения числа корпусов) легко исправлялся путём переноса цветного буфера в страницу 0 или буфера графики в страницу 1, чтобы цвет и графика были в одной странице, оставляя вторую страницу полностью для программ. Физически буфер цвета и буфер графики остаются в разных банках РУ5, но логически, т.е для процессора находятся в общей странице.
Вот схема доработки ОРИОНА, которая была предназначена для улучшения работы CP/M в обоих банках. Она переносит экран цвета в банку 0, позволяя цвет в CP/M в банке 1, что делает возможным цветные программы CP/M. После установки упр.сигнала /MD в 0 архитектура меняется. А именно, если установить экран с 8000, то буфер цвета убирается из B1:8000 и переносится на B0:0000. В результате в странице ОЗУ 1 (где CP/M) оказывается сплошное свободное ОЗУ без мешающего экрана. Сигнал /MD формируется на однобитовом регистре в порту FC по биту D7.
При экранах с 4000 или С000 ничего не меняется. А при установке экрана с 0, уже буфер графики переносится из B0:0000 на B1:8000 оставляя страницу 0 полностью свободной для программ. При этом используя управление сигналом /MD можно возвращать в страницу 0 область экрана для вывода на него, а затем снова выключать.
Для понимания работы схемы помните, что ЛП5 имеет на выходе 1, если лишь на одном его входе единица, а 0, если оба входных сигнала одинаковы (т.е 00 или 11). Потому на выходе ЛЕ1 (или ЛН1 после ЛА4 во второй схеме) формируется единица, когда B0=1, A15=1, А14=0 или когда B0=0, A15=0, А14=0. И таким образом сигналы A15 и B0 подаваемые на мультиплексоры адреса КП12 инвертируются когда процессор выбирает сегмент B1:8000 или сегмент B0:0000. И потому эти сегменты просто меняются местами. Таким образом при экране с 8000 буфер цвета просто переносится в банку 0 на адрес 0000. Не физически, а лишь для процессора.
Для ОРИОНА на КР580 этот вариант лучший. При Z80 ту же цветовую проблему ОРИОНА решала Z80CARD-II, которая имеет свой диспетчер ОЗУ с окном в 16 кб.
Вариантов схемы делающей то же самое может быть множество, вот ещё пара вариантов. В промышленности этот узел заменили бы на одну 556РТ4, что даёт некоторую экономию.
Более грамотно было бы при разработке ОРИОНА сделать так, чтобы чётные байты в каждой странице брались из одной банки, а нечётные байты из другой банки. Тогда бы экран был бы более логичен и удобен для цветного вывода.
Физически графика в ОРИОНЕ считывается из одной банки РУ5-тых, а цвет из другой банки РУ5-тых. Иначе невозможно, т.к они считываются видео-схемой одновременно. Таким образом в цвете в каждой из страниц памяти на экран отжирается четверть памяти и свободная память для программ не превышает 48 кб а толку от большой 128-ми или даже 512-ти кб общей памяти нет. Если для убогих ОС типа ORDOS это не фатально, то для CP/M, чтобы работало фирменное ПО требуется больше, чем 48 кб. В этом и заключается главный недостаток архитектуры ОРИОНА, возникает так называемая цветовая проблема ОРИОНА.
Т.о аппаратная ошибка в разработке ОРИОНА заключается в том, что в банках 0 и 1 экран мешает. Только в монохроме в банке 1, когда буфер цвета не нужен, удаётся получить сплошные 60К для программ.
При разработке ОРИОНА этот недостаток (причём без увеличения числа корпусов) легко исправлялся путём переноса цветного буфера в страницу 0 или буфера графики в страницу 1, чтобы цвет и графика были в одной странице, оставляя вторую страницу полностью для программ. Физически буфер цвета и буфер графики остаются в разных банках РУ5, но логически, т.е для процессора находятся в общей странице.
Вот схема доработки ОРИОНА, которая была предназначена для улучшения работы CP/M в обоих банках. Она переносит экран цвета в банку 0, позволяя цвет в CP/M в банке 1, что делает возможным цветные программы CP/M. После установки упр.сигнала /MD в 0 архитектура меняется. А именно, если установить экран с 8000, то буфер цвета убирается из B1:8000 и переносится на B0:0000. В результате в странице ОЗУ 1 (где CP/M) оказывается сплошное свободное ОЗУ без мешающего экрана. Сигнал /MD формируется на однобитовом регистре в порту FC по биту D7.
При экранах с 4000 или С000 ничего не меняется. А при установке экрана с 0, уже буфер графики переносится из B0:0000 на B1:8000 оставляя страницу 0 полностью свободной для программ. При этом используя управление сигналом /MD можно возвращать в страницу 0 область экрана для вывода на него, а затем снова выключать.
Для понимания работы схемы помните, что ЛП5 имеет на выходе 1, если лишь на одном его входе единица, а 0, если оба входных сигнала одинаковы (т.е 00 или 11). Потому на выходе ЛЕ1 (или ЛН1 после ЛА4 во второй схеме) формируется единица, когда B0=1, A15=1, А14=0 или когда B0=0, A15=0, А14=0. И таким образом сигналы A15 и B0 подаваемые на мультиплексоры адреса КП12 инвертируются когда процессор выбирает сегмент B1:8000 или сегмент B0:0000. И потому эти сегменты просто меняются местами. Таким образом при экране с 8000 буфер цвета просто переносится в банку 0 на адрес 0000. Не физически, а лишь для процессора.
Для ОРИОНА на КР580 этот вариант лучший. При Z80 ту же цветовую проблему ОРИОНА решала Z80CARD-II, которая имеет свой диспетчер ОЗУ с окном в 16 кб.
Вариантов схемы делающей то же самое может быть множество, вот ещё пара вариантов. В промышленности этот узел заменили бы на одну 556РТ4, что даёт некоторую экономию.
Более грамотно было бы при разработке ОРИОНА сделать так, чтобы чётные байты в каждой странице брались из одной банки, а нечётные байты из другой банки. Тогда бы экран был бы более логичен и удобен для цветного вывода.
Последний раз редактировалось: barsik (Пн Фев 11 2019, 12:21), всего редактировалось 3 раз(а)
barsik- Ветеран
- Сообщения : 1032
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : Россия
Re: Цветовая проблема ОРИОНА
2
Доработка очень полезная. Но если я напишу под неё программу, то мало кто её сможет запустить.
Если сделать все доработки для Ориона, то получится совершенно другой компьютер. Процессор Z80, скорость в 2-4 раза выше, памяти больше, разрешение 480 или 768 точек в ширину, контроллер дисковода. Можно предположить, что это будет самый крутой 8 битный компьютер.
Но с процессором Z80 есть крутой АТМ Турбо. В отличии от Ориона он хорошо умеет выполнять программы ZX Spectrum. И оборудования на основной плате больше. Поэтому нет, всё равно не самый крутой. А АТМ Турбо это стандартный компьютер.
Если сделать все доработки для Ориона, то получится совершенно другой компьютер. Процессор Z80, скорость в 2-4 раза выше, памяти больше, разрешение 480 или 768 точек в ширину, контроллер дисковода. Можно предположить, что это будет самый крутой 8 битный компьютер.
Но с процессором Z80 есть крутой АТМ Турбо. В отличии от Ориона он хорошо умеет выполнять программы ZX Spectrum. И оборудования на основной плате больше. Поэтому нет, всё равно не самый крутой. А АТМ Турбо это стандартный компьютер.
Похожие темы
» Проблема плющеного экрана ОРИОНА
» Новый IDE-контроллер для Ориона
» CP/M для Ориона-128
» Download для ОРИОНА
» Игры для Ориона 128
» Новый IDE-контроллер для Ориона
» CP/M для Ориона-128
» Download для ОРИОНА
» Игры для Ориона 128
Страница 1 из 1
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения
|
|