Май 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Календарь Календарь

Последние темы
» Эмулятор радио 86рк
автор parsec Вчера в 18:44

» Эмулятор ИРИШИ для тех, кто не имеет её реальной
автор barsik Вчера в 18:38

» Новинки. Книги. Часть 1.
автор Viktor2312 Вт Май 21 2019, 16:21

» Программирование для ИРИШИ
автор barsik Пн Май 20 2019, 21:14

» Новинки. Книги. Часть 3.
автор Viktor2312 Пн Май 20 2019, 16:38

» Модуль контроллера графического дисплея (МКГД).
автор barsik Вс Май 19 2019, 13:40

» ATM Turbo 2+ v7.10
автор alemorf Сб Май 18 2019, 20:03

» Схемы и документация на отечественные ЭВМ и ПЭВМ и комплектующие
автор Viktor2312 Сб Май 18 2019, 18:10

» Куплю микросхемы КР1818ВГ93 и КМ1810ВТ3.
автор Savoj Чт Май 16 2019, 07:51

» Радио-86РК: Расширение ОЗУ
автор barsik Чт Май 16 2019, 01:26

» Клавиатура ИРИШИ
автор barsik Ср Май 15 2019, 16:57

» ИРИША и магнитофон
автор barsik Пн Май 13 2019, 04:23

» Новости криптовалют: статьи, заметки, разное...
автор Viktor2312 Сб Май 11 2019, 03:01

» Жалобы/пожелания по работе форума
автор Viktor2312 Сб Май 11 2019, 00:50

» Альтернативные КНГМД для ИРИШИ
автор barsik Пт Май 10 2019, 01:12

» Видеокарты (GPU). Статьи, заметки, очерки, разное...
автор Viktor2312 Чт Май 09 2019, 19:55

» Алгоритм SHA-256 и др., хеш (hash), хеширование, майнинг.
автор Viktor2312 Чт Май 09 2019, 01:30

» Обсуждение желаемых новодельных плат расширения и мелких усовершенствований базовых плат
автор barsik Ср Май 08 2019, 16:06

» Разное
автор Viktor2312 Вт Май 07 2019, 19:19

» Для новичков (криптовалюта).
автор Viktor2312 Вт Май 07 2019, 17:32

» Ассемблер для современных CPU Intel.
автор Viktor2312 Вт Май 07 2019, 17:12

» МКНГМД Вариант-3. Версия на К1818ВГ93
автор barsik Вт Май 07 2019, 15:15

» Обзор крипто проектов.
автор Viktor2312 Вт Май 07 2019, 12:57

» 7 Мая. День Радио!
автор Viktor2312 Вт Май 07 2019, 12:00

» "Радио-86РК". Статьи, заметки, очерки, разное...
автор barsik Сб Май 04 2019, 20:20

Самые активные пользователи за месяц
Viktor2312
Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Vote_lcapРазработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Voting_barРазработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Vote_rcap 
barsik
Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Vote_lcapРазработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Voting_barРазработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Vote_rcap 
alemorf
Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Vote_lcapРазработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Voting_barРазработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Vote_rcap 
demetrius2003
Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Vote_lcapРазработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Voting_barРазработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Vote_rcap 
a.oleg.a
Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Vote_lcapРазработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Voting_barРазработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Vote_rcap 
parsec
Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Vote_lcapРазработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Voting_barРазработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Vote_rcap 
Savoj
Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Vote_lcapРазработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Voting_barРазработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Vote_rcap 
VladimirS
Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Vote_lcapРазработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Voting_barРазработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Vote_rcap 

Поиск
 
 

Результаты :
 


Rechercher Расширенный поиск


Разработка "Радио - РК2019М".

Страница 6 из 8 Предыдущий  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  Следующий

Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty Re: Разработка "Радио - РК2019М".

Сообщение  alemorf в Чт Янв 03 2019, 23:28

126
barsik пишет:Не знаю перепрограммируется ли режим ВГ75, чтобы соответствовать стандартам VGA. Если считать, что режим не меняется (это лучше всего, т.к тогда игры меняющие режим ВГ75 смогут работать на VGA без переделок)...

Игры изменяющие режим экрана не работают на VGA версии компьютера.

alemorf
Мастер

Сообщения : 214
Дата регистрации : 2018-12-17

Посмотреть профиль http://alemorf.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty Re: Разработка "Радио - РК2019М".

Сообщение  Viktor2312 в Вт Янв 08 2019, 20:52

127
Барсик, начинаем, не спеша чертить и тут же проверять схему. В конце файла будут три цифры, это чтобы не запутаться, то есть сейчас файл называется: Радио-РК2019М__Схема_003__001. То есть, если в схеме будут изменения, то последние три цифры будут инкрементироваться на +1.

В файле вычерчены два генератора, хотя данный кусочек у меня уже отмакетирован и работает, не лишним будет проверить всё ещё раз детально, возможно обсудить, но я считаю, что всё должно быть именно так, ничего лишнего там нет, неиспользуемые логические элементы подтянуты к шине +5 В через ограничительный резистор, Для К531 серии, это обязательное условие, резистор. И считаю, что не используемые три инвертора лучше не задействовать в остальной схеме, пусть генератор будет законченным и реализованным на одной микросхеме. 4-х контактный разъём много места не займёт на плате, к тому же как показывает практика в районе кварцевого генератора итак всегда остаётся свободное место, которого для расположения микросхемы даже с 8-ю выводами не достаточно, а вот для четырёх штырькового разъёма вполне будет достаточно. Проверить нужно всё детально и досканально, нумерацию выводов микросхем, соответствие сигналов на них и т. д. Если всё хорошо, то будем двигаться дальше. Обратите внимание, у меня на схемах всегда слева входные сигналы, справа выходные сигналы, для данной конкретной микросхемы либо части схемы, в общим это не важно, если поняли, то хорошо, нет, пусть это у меня сидит в голове, мне так проще ориентироваться в схеме и сигналах. Дальше будем двигаться, только после принятия решения, что да, вариант __001 верен и перечерчиваться он не будет уже точно, только в случае обнаружения явной ошибки.


Скачать: Радио-РК2019М__Схема_003__001
Viktor2312
Viktor2312
Гуру+

Сообщения : 11568
Дата регистрации : 2012-08-10
Возраст : 40
Откуда : Пятигорск

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty Re: Разработка "Радио - РК2019М".

Сообщение  bug19 в Ср Янв 09 2019, 02:05

128
alemorf пишет:Да я просто про цвет сказал. Очень много людей делают свои платы 86РК, но все чернобелые.
С учетом количества уже выпущенных таких плат, лучше делать модом (отдельной платкой).
Таким, как вы для Апогея ч/б делали.
github.com/alemorf/retro/tree/master/apogee_bk01-color_controller

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Photo

Для интересуюшихся, в проекте с гита, есть и файл печатки под ЛУТ здесь github.com/alemorf/retro/blob/master/apogee_bk01-color_controller/plata.doc

Автору спасибо, за этот полезный девайс. Smile

P. S. За формат ссылок извиняюсь, злой движек phpBB не дает публиковать ссылки пока.
Как видите, "защита" эта совершенно бессмысленная, как и встроенный антиматник. afro
bug19
bug19
новичёк

Сообщения : 4
Дата регистрации : 2019-01-09
Откуда : СССР

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty .

Сообщение  barsik в Ср Янв 09 2019, 04:02

129
bug19 пишет:
alemorf пишет:Очень много людей делают свои платы 86РК, но все чернобелые.
С учетом количества уже выпущенных таких плат, лучше делать модом (отдельной платкой).
Для этого, похоже, достаточно где-то с краю платы разместить группу отверстий (для запайки проводков или контактного шильдика со штырьками) куда вывести те сигналы, что нужны для цветоформирующей схемы. Это вряд-ли увеличит общую площадь печати.

Кстати, для таких маленьких схем совершенно незачем делать печатную плату, т.к легче и гораздо быстрее такие маленькие конструкции, в отличие от много-корпусных, делаются на отпилке печатной платы (или даже на плотной картонке) проводом МГТФ или ПЭЛ-0.25 (лучше всего конечно самозалуживающиеся провода ПЭПЛОТ или ПЭВТКЛ).
Viktor2312 пишет:начинаем, не спеша чертить и тут же проверять схему
Зачем в четвёртый раз начинать чертить схему с нуля? Достаточно было в последней схеме чуть-чуть удалить и немного добавить. Похоже, я сам бы быстрее начертил (причём без всё загромождающих шин), если бы мне кто-нибудь выложит графику БИС-ов ВТ57, ВМ80 и ВГ75 (в нормальном качестве, лучше BMP-моно), т.к их рисование отнимет много времени.

Проверять пока нечего. На схеме надо кварц у ГФ24 подписать 20 МГЦ и выходы ГФ24 развести полностью как в оригинале. Это основной вариант включения с одним кварцем.
barsik
barsik
Мастер+

Сообщения : 458
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : С-Петербург

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty Re: Разработка "Радио - РК2019М".

Сообщение  Viktor2312 в Ср Янв 09 2019, 05:09

130
Зачем в четвёртый раз начинать чертить схему с нуля?

Потому, что это проще и быстрее.

Достаточно было в последней схеме чуть-чуть удалить и немного добавить.

С нуля проще и быстрее, к тому же я хотел, чтобы мы и проверяли сразу.

Похоже, я сам бы быстрее начертил

Естественно, так как вы меняете всё чуть ли ни каждый день, но вот даже если вы начертите , мне её всё равно придётся перечерчивать для себя, чтобы по понятной и нормальной схеме развести плату.

Схема чертится максимум 3 дня, если не вносить изменения каждый день, писал уже об этом, вы всё одно и то же ...

причём без всё загромождающих шин

Ну я писал уже по этому поводу, полностью с вами не согласен, для меня шины всё разгружают и делают понятным и ясным, а то как у вас, кусочки схемы, а порой и отдельные запчасти, ну это просто изврат, так пендосы чертят, и их схемы для меня не понятны вообще. Поначертят просто детали все и у выводах понапишут сигналы, да это уже и схемой назвать нельзя, просто перечень элементов и сигналов.

если бы мне кто-нибудь выложит графику БИС-ов ВТ57, ВМ80 и ВГ75 (в нормальном качестве, лучше BMP-моно), т.к их рисование отнимет много времени.

Это без меня, я в паинте давно перестал чертить, так как на 1000 % дольше (тысячу, с нулями всё верно).

Проверять пока нечего.

Здесь, учитывая то эта схема мною уже собрана, отмакетирована и полностью работает, да проверять особо не чего, но вот потом из-за этих проверять особо не чего у всех и вылазиют мелкие ошибки, от вас требовалась сказать, всё нормально, если это так, поехали дальше...

На схеме надо кварц у ГФ24 подписать 20 МГЦ

Я подписал те номиналы, у кварца и конденсатора, с которыми у меня точно работает, в описании итак ясно, что кварц каждый сам поставит свой в зависимости от желаемого быстродействия и компонентов.
Поэтому оставляю такой.

и выходы ГФ24 развести полностью как в оригинале.

Не, вот это я уже делать не буду, в оригинале микросхема неправильно начерчена, я же оставляю так, так как 2 + 2 = 4, и если мы на место первой двойки поставим вторую, то как ни странно ответ будет всё равно =4.

Это основной вариант включения с одним кварцем.

Не понимаю о чём вы, схема точная копия что в журнале и книжке, в ней нет изменений, а количество кварцев, то есть добавление второго генератора на К531ЛН1, не изменяет схемы генератора на КР580ГФ24.

Да, похоже с вами каши не сваришь...


Дальнейшая часть схемы, для проверки.

Радио-РК2019М__Схема_003__002



Кстати, неплохая идея, вычертите свою схему и дайте мне, а я уже вычерчу свою, понятную схему по вашей, если так будет быстрее.
Viktor2312
Viktor2312
Гуру+

Сообщения : 11568
Дата регистрации : 2012-08-10
Возраст : 40
Откуда : Пятигорск

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty Re: Разработка "Радио - РК2019М".

Сообщение  alemorf в Чт Янв 10 2019, 15:52

131
bug19 пишет:Автору спасибо, за этот полезный девайс. :)

Это кусок схемы Апогея без переделок.

Тут звучал вопрос, почему применены именно такие микросхемы? потому что такие микросхемы были применены в Апогее.

alemorf
Мастер

Сообщения : 214
Дата регистрации : 2018-12-17

Посмотреть профиль http://alemorf.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty Re: Разработка "Радио - РК2019М".

Сообщение  alemorf в Пт Янв 11 2019, 10:05

132
alemorf пишет:
bug19 пишет:Автору спасибо, за этот полезный девайс. :)

Это кусок схемы Апогея без переделок.

Тут звучал вопрос, почему применены именно такие микросхемы? потому что такие микросхемы были применены в Апогее.

В этой схеме есть недоработка, один из кодов цветов тратится впустую. Я видел цветной компьютер 86РК в котором вместо черного цвета сделали серый. Цветная картинка от этого становится сразу же приятнее.

alemorf
Мастер

Сообщения : 214
Дата регистрации : 2018-12-17

Посмотреть профиль http://alemorf.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty Re: Разработка "Радио - РК2019М".

Сообщение  Viktor2312 в Пт Янв 11 2019, 11:08

133
Барсик, так мы цветной делаем эту версию или чёрно-белой ?
Viktor2312
Viktor2312
Гуру+

Сообщения : 11568
Дата регистрации : 2012-08-10
Возраст : 40
Откуда : Пятигорск

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty Re: Разработка "Радио - РК2019М".

Сообщение  barsik в Пт Янв 11 2019, 16:06

134
Барсик, так мы цветной делаем эту версию или чёрно-белой ?
Конечно без цвета. Платы новодела ОРИОНА-512 изготовленные в конце 2018 года с площадью печати в 1.5 раза больше, чем РК86 продаются сейчас на барахолке ZX-PK.ru по цене всего 1100 рублей, а платы Специалиста-Экспресс по 900 рублей.

Значит плата новодела РК86 по определению не может стоить дороже 1000 рублей. Потому я и выкинул громоздкий третий ППА и упростил схему модификаций до предела. Наоборот, будем выкидывать всё, что можно пока размер платы не сократится до требуемого. ОЗУ придётся оставить лишь один ряд и выкинем Ваш некошерный преобразователь -5В. Даже системный/периферийный разъём возможно придётся выкинуть.

Цвет не важен. Мы позиционируем изделие как аппарат для использования CP/M, где цвета бесполезен. И кроме того, атрибуты заняты на управление фонтами. Заодно и узнаем что лучше для игр, бегающие по экрану цветные буковки или нормальная графика, как у графических машин. Кому нужен цвет перережут печать с атрибутных выходов ВГ75 и подключат внешнюю платку, как на фото сверху.

_________________
***
barsik
barsik
Мастер+

Сообщения : 458
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : С-Петербург

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty Re: Разработка "Радио - РК2019М".

Сообщение  Viktor2312 в Пт Янв 11 2019, 17:12

135
Тогда дайте мне окончательную схему преобразователя или давайте вообще его выкинем. И будем подавать просто 3 напряжения, они всё равно в БП имеются.

Я пока немного отдыхаю, а то праздники, сейчас работы много просто устал адски. думаю до понедельника отдохну и потом сядем и за пару дней сделаем схему и приступим к плате...
Viktor2312
Viktor2312
Гуру+

Сообщения : 11568
Дата регистрации : 2012-08-10
Возраст : 40
Откуда : Пятигорск

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty Re: Разработка "Радио - РК2019М".

Сообщение  alemorf в Пн Янв 14 2019, 11:17

136
Еще интересная идея.

Это сменная частота процессора / пиксельклока. Для разрешения 64 и 80 символов по ширине. Или для VGA. И всё это в рамках одной платы.
Но эта доработка потребует помимо джампера на кварцевом резонаторе еще микросхему К555АГ3 для формирования ССИ.

alemorf
Мастер

Сообщения : 214
Дата регистрации : 2018-12-17

Посмотреть профиль http://alemorf.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty .

Сообщение  barsik в Пн Янв 14 2019, 11:36

137
сменная частота процессора / пиксельклока. Для разрешения 64 и 80 символов по ширине.
Да, идея хорошая. При наличии для видео части отдельного генератора такт CPU не требуется менять, достаточно менять только входной такт на узел видео. Можно 64 символа иметь от кварца 20 МГЦ стоящего у ГФ24. А 80 символов иметь от отдельного генератора с кварцем 13.5 МГЦ.

Считают, что для CP/M якобы надо иметь 80 символов в строке. На самом деле не особо надо. На Apple-II в CP/M хватало 40 символов в строке. Я предпочитаю 64 символа или меньше, т.к люблю большие разборчивые буквы, предпочитаю беречь зрение.

А вот для повышения разрешения в символьно-матричной графике это полезно. Можно поиметь разрешение 240*102, что уже вполне на уровне игровых автоматов середины 70-тых и можно графикой выводить текст в формате 40*12.

Хотя АГ3 на таких константах можно заменить на ТМ2. Одновибратор из триггера делается подключением инверсного выхода через RC-цепочку на вход /R. Первый одновибратор заводится по переднему фронту HRTC и определяет задержку до начала ССИ. А второй одновибратор формирует длительность ССИ по ГОСТ-у. Это удобно, т.к позволяет центровать растр для разных телевизоров.


Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Centrovkapogorizontali.1547484709

_________________
***
barsik
barsik
Мастер+

Сообщения : 458
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : С-Петербург

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty .

Сообщение  barsik в Вт Янв 15 2019, 13:07

138
А ещё зачётная задача подключить вторую ВГ75 параллельно, чтобы обе работали синхронно, как сделано в МЦПГ Партнёра. Вторая будет считывать 7 битов для раскраски знакоместа. Абсолютно непонятно как это сделано в Партнёре, причём там нет второй ВТ57, так что совсем непонятно. Также непонятно как вторая ВГ75 выводит знакоместо шириной в 4 точки, совпадающее с знакоместом основной ВГ75 с фонтом шириной в 6 точек.

_________________
***
barsik
barsik
Мастер+

Сообщения : 458
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : С-Петербург

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty Re: Разработка "Радио - РК2019М".

Сообщение  alemorf в Вт Янв 15 2019, 15:27

139
barsik пишет:А ещё зачётная задача подключить вторую ВГ75 параллельно, чтобы обе работали синхронно, как сделано в МЦПГ Партнёра. Вторая будет считывать 7 битов для раскраски знакоместа.

Скорее всего! Судя по документации на МЦПГ изображения обоих ВГ75 не накладываются друг на друга. А программист выбирает с помощью атрибутов, какой знакогенератор использовать. Цветной 4x8 или стандартный 6x8.

Код:

Пример 1:

10 POKE &7654, &FF: PRINT CHR$(&90);"123"
20 PRINT CHR$(&8C);"знакогенератор МВЦ"

В результате действия управляющего кода 90H на экран будут выведены на черном фоне (биты Ф1=Ф2=Ф3=0) символы с кодами 31H, 32H, 33H из второго набора знакогенератора МЦПГ (бит 10h). Затем управляющий код 8CH переключит МВЦ в режим работы со штатным знакогенератором (0Ch переключение на МВЦ).

По этому примеру работа МЦПГ выглядит как дополнительный цветной знакогенератор. Даже два. Они включаются кодами 0x80 и 0x90. И в этом случае вторая ВГ75 не обязательна. Достаточно только получить в модуле МЦПГ код символа и атрибуты на выходе основной ВГ75 и по своему их обработать.

Kakos Nonos писал демо программы для МЦПГ, у него можно уточнить детали.
https://www.youtube.com/watch?v=v3h3a-ZA_FI

alemorf
Мастер

Сообщения : 214
Дата регистрации : 2018-12-17

Посмотреть профиль http://alemorf.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty .

Сообщение  barsik в Вт Янв 15 2019, 16:54

140
Про МЦПГ предыдущий пост мне ничего не разъяснил (возможно все остальные читатели поняли, но я, увы, оказался тупее).

Вообще-то во всех обзорах написано, что в МЦПГ цветное изображение от второго ВГ75 накладывается на чёрно-белое от базового ВГ75. Но это не важно, т.к сам МЦПГ меня не волнует. Я лишь не понимаю как вторая ВГ75 стоящая в МЦПГ может работать без ВТ57, как они синхронизируются и кто засылает байты во вторую ВГ75 из 4-х килобайтного ОЗУ на плате МЦПГ (и почему 4К, ведь экран умещается в 2К). По структурной схеме вообще можно подумать, что есть загрузка фонта.

Непонятно ещё как 4 такта уместить в 6 тактов, причём получая их от общего генератора (если от разных, то не будет синхронизации). 0C/8C это что коды в экранном буфере и они используются как программный коммутатор (с помощью ловушки на эти коды на выходах ВГ75) ???

Вроде бы был ещё какой-то компьютер в котором тоже было несколько ВГ75 работающих синхронно. Меня интересовало как их синхронизировать. Понятно, что у каждого из них свой ВТ57 и свой экранный буфер, но клок общий у всех БИС. Зная это уже можно думать как раскрасить знакоместо данными из второго экрана считанными вторым ВГ75.
barsik
barsik
Мастер+

Сообщения : 458
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : С-Петербург

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty Re: Разработка "Радио - РК2019М".

Сообщение  alemorf в Вт Янв 15 2019, 17:56

141
Вообще-то во всех обзорах написано, что в МЦПГ цветное изображение от второго ВГ75 накладывается на чёрно-белое от базового ВГ75.

Скорее всего это заблуждение. Все просто копируют эту информацию друг у друга. И ничего подобного не написано в документации на МЦПГ.

Наиболее близко приблизились к истине две человека: B2M (который написал эмулятор МЦПГ) и Какос Нонос (который написал под него программы).
Надо у них спросить.

Я лишь не понимаю как вторая ВГ75 стоящая в МЦПГ может работать без ВТ57, как они синхронизируются

Две ВГ75 могут быть подключены к одному каналу ВТ57. Достаточно только DACK подключить такой же. (Хотя могут быть другие подводные камни, но это работало.)

Остается только дать им одинаковые настройки и одновременно команду "Старт дисплей" (это достигается запараллеливанием входов CS), что бы счетчики работали синхронно.

и кто засылает байты во вторую ВГ75 из 4-х килобайтного ОЗУ на плате МЦПГ (и почему 4К, ведь экран умещается в 2К).

Это не ОЗУ экрана, это ОЗУ знакогенератора. Один символ размером 4x8 занимает 16 байт. В одном байте находится информация о двух точках символа в формате ??RGBrgb. Т.е. 8 цветов на точку. Я не нашел информации об использовании оставшихся 2-х битов.

В памяти размером 4 Кб размещено 256 символов в виде двух наборов. Первый выбирается атрибутным кодом 80h, второй 90h.

При изменении ОЗУ Знакогенератора на экране появляются помехи.

Непонятно ещё как 4 такта уместить в 6 тактов, причём получая их от общего генератора (если от разных, то не будет синхронизации).

Точно сказать можно только имея схему, а её у меня нет.

А в чем проблема? Самый простой способ, это счетчик и ПЗУ РЕ3. На ПЗУ РЕ3 на вход A0 подаем тактовую частоту, на A1-A2 входы счетчика. Далее в разрядах 0010, 0101, 1000, 1011 записываем нолик.

Или умножить частоту на 2 (XOR + конденсатор) и поделить на 3 (155ИЕ4).

90/8C это что коды в экранном буфере и они используются как программный коммутатор???

Да

(с помощью ловушки на эти коды на выходах ВГ75)

Да. Это атрибутные коды, ловушка в самой микросхеме.

alemorf
Мастер

Сообщения : 214
Дата регистрации : 2018-12-17

Посмотреть профиль http://alemorf.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty Re: Разработка "Радио - РК2019М".

Сообщение  alemorf в Вт Янв 15 2019, 18:53

142
Эта не очень красивая идея с МЦПГ была реализована до конца в компьютере Электроника КР-04. Там шрифт можно было менять без помех на экране.
Символ там был 4 цвета на точку. Обычный символ 8x8 сокращался до 4-х цветного 4x8. 4 цвета это меньше 8 цветов в МЦПГ, но зато была палитра из 64-х цветов.

Там чуть-чуть не додумали до правильной палитры. Надо сделать так, что бы для каждого набора из 32 символов использовалась своя палитра. Т.е. 2 старших бита кода символа выводились как цвет.

Тогда на экране будет отображено 16 цветов из палитры в 64 цвета, но в одном символе будет только 4 цвета.

Реализуется это просто пропусканием цвета через пару микросхем К155РУ2.

Это подход (почти) приставки Famicom / Денди.

alemorf
Мастер

Сообщения : 214
Дата регистрации : 2018-12-17

Посмотреть профиль http://alemorf.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty .

Сообщение  barsik в Вт Янв 15 2019, 20:00

143
Один фонт выбирается атрибутным кодом 80h, второй 90h.
Это значит, что для коммутации используется атрибутный выход RVV.
При изменении ОЗУ знакогенератора на экране появляются помехи.
Так не должно быть, конструкторская ошибка. Freddy на каком-то форуме используя принцип загрузки фонта (основной экран выполняет лишь роль развёртки, а каждый символ в фонте выводится в постоянной позиции на экране) сделал целый графический видеоадаптер, причём VGA. Эту конструкцию также повторили ещё несколько людей и помех не наблюдали.

Что в Электронике-04 загружается фонт не знал (думал, что это изобрёл AlexLG в 2012), я имел ввиду компьютер "Арго ФВ-6511".
Символ там был 4 цвета на точку. Обычный символ 8x8 сокращался до 4-х цветного 4x8. 4 цвета это меньше 8 цветов в МЦПГ, но зато была палитра из 64-х цветов.
Не понял как сокращение размера символа по ширине вдвое (т.е фактически сокращение вдвое такта сдвига у ИР13) позволяет увеличить число цветов и палитр. И цвет наверно был не на точку, а на пиксель образованный квадратиком 2*4 точки ?

_________________
***
barsik
barsik
Мастер+

Сообщения : 458
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : С-Петербург

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty Re: Разработка "Радио - РК2019М".

Сообщение  alemorf в Вт Янв 15 2019, 21:19

144
barsik пишет:Не понял как сокращение размера символа по ширине вдвое (т.е фактически сокращение вдвое такта сдвига у ИР13) позволяет увеличить число цветов и палитр. И цвет наверно был не на точку, а на пиксель образованный квадратиком 2*4 точки ?

Ну так примерно

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Color12

alemorf
Мастер

Сообщения : 214
Дата регистрации : 2018-12-17

Посмотреть профиль http://alemorf.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty Re: Разработка "Радио - РК2019М".

Сообщение  alemorf в Ср Янв 16 2019, 12:39

145
Я тут сильно отвлек от основной работы. Но результатом всего... я настоятельно рекомендую сделать шрифт загружаемый в ОЗУ. Кто то хочет все буквы алфавита, кто то рамочки, кто от изображения шахмат.

В самом простом случае, всё что для этого нужно - заменить знакогенератор К573РФ2 на К573РУ10, установить 3 (или один) мультиплексора КП11 и один буфер АП6.

В готовую плату можно будет даже впаять обратно РФ2, они с РУ10 совпадают по ножкам.

alemorf
Мастер

Сообщения : 214
Дата регистрации : 2018-12-17

Посмотреть профиль http://alemorf.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty .

Сообщение  barsik в Ср Янв 16 2019, 19:11

146
Я тут сильно отвлек
Нет, сейчас техническая пауза.
настоятельно рекомендую сделать шрифт загружаемый в ОЗУ. Кто-то хочет все буквы алфавита, кто-то рамочки, кто-то изображения шахмат.
Такие вопросы, дорогой alemorf, с кондачка не решаются. Нам надо посоветоваться с товарищами, зайдите на недельке (науке не известно, что такое кондачок, но фраза живёт).

Ну вот, хоть какое-то обсуждение. По этому вопросу надо думать (а также изучить три уже использованные в реале схемы загрузки фонта). Надо учитывать следующие факторы.

Сложность схемы должна обеспечить цену платы новодела не более 1000 рублей, т.к даже на 30% большие по размеру платы продают за столько.

Изначально на новодельной плате планировалось лишь совместимо расширить ОЗУ до 56 кб, чтобы можно было использовать DOS и ввести много фонтов.

Причём целью введения фонтов было использовать идею "Дэнди", компьютера с текстовым адаптером, в котором символы используются как тайлы для построения спрайтов. При этом, т.к фаз у спрайтов много (как минимум 8 для каждой фигурки, а фигурки многотайловые), то символов должно быть много, как минимум 256 или даже 512. Это значит, что атрибутный цвет однозначно отпадает, он просто противоречит этой идее, т.к атрибутами коммутируются фонты.

Т.к фонтов 16 или даже 32 (если ставить 27С512), то с учётом того, что число даже лишь потенциально могущих и желающих программировать игры для РК86 предельно мало, то какой смысл делать загружаемые фонты?

Даже при использовании для фонта лишь 27256, что даёт лишь 2048 символов, очень непохоже, что программисты сумеют нарисовать и использовать столько символов. Тут хватит места и для бегающих фигурок во всех фазах, взрывов, бонусов, музыкальных нот на нотном стане и шахматных фигур. Причём, символ 8*10, это вовсе не то же самое, что символ 6*8, а намного лучше. А если даже не хватит 2048 символов, то можно поставить 27С512 и нарисовать себе 4096 символов.

А главное, для фонта удобнее использовать не ПЗУ, а энергонезависимое ОЗУ. Есть такие незабывающие ОЗУ, по иностранному - "Electrically Erasable and Programmable CMOS ROM". У меня есть две такие, хотя они объёмом всего лишь по 8 кб. Их просто ставишь в Специалист в панельку 28 ног и копируешь туда всё что надо. Можно загружать и через прошиватель УФ-ПЗУ, не подавая высокий напряг +12В.

Если электрических ПЗУ нет можно взять 62256, припаять к ней пуговичную батарейку и резистор и закружать её в компьютере нужными фонтами, после чего использовать до тех пор пока не появится новая игра, для которой нужно добавить к старым фонтам новые.

И если загрузка фонта настолько ценна для программиста, отчего Вы не применили её в своём текстовом адаптере из соседней темы?
В самом простом случае... заменить знакогенератор К573РФ2 на К573РУ10
Ну уж точно не на 537 РУ10, а на РУ17 или 6264. Т.к, как исходя из выше обозначенной цели, символов в одной игре нужно не 128, а намного больше. А РУ10 даёт единственный фонт. Что толку в загрузке фонта? Для игры это бесполезно, т.к перезагрузка фонта длится долго (в то время, как переключение атрибутом мгновенно). А для того, чтобы поиметь полный ASCII и КОИ-8 достаточно всего двух фонтов.

А что даёт загрузка фонтов, что не заменяет программная коммутация фонтов?
В самом простом случае, всё что для этого нужно - заменить знакогенератор 573 РФ2 на 537 РУ10, установить 3 (или один) мультиплексор КП11 и один буфер АП6.
Обдумывать целесообразность можно только видя схему. А для начала разводки печати с такой схемотехникой предварительно необходимо макетирование (а не только теоретические прикидки).

Непонятно почему намёк, что можно обойтись одним КП11, - наверно, предполагается какая-то победительная идея. А в традиционном варианте надо переключать 11 адресов, значит надо три КП11. Ещё надо обеспечить окно в адресном пространстве через которое грузить фонт (удобно F000...FFFF), т.о ещё уйдёт, как минимум, три корпуса мелкой логики 1533 серии.

В 1988 году была разработана схема (структурная, до макетирования так и не дошло), где для выставления адреса и данных на 565РУ2 использовался запасной ППА D14 (он же выдавал /WR), а от ВГ75 адресные входы ПЗУ отключались двумя буферами ЛП10. Эта концепция не грузит шину, требует меньше деталей, но медленнее и порты ППА D14 после конца загрузки переводятся на ввод (сигнал FONT_LOAD отключающий ЛП10 одновременно инверсным подаётся на RESET ППА).

Таким образом запасной ППА D14 всегда в сбросе и совсем недоступен для нужд пользователя. Режим загрузки фонта можно включать незадействованным битом PC1 ППА клавиатуры. Не считая ОЗУ фонта расход деталей всего две ЛП10, т.е такой вариант загрузки фонта намного проще всех предыдущих (в которых примерно по 8 TTL-корпусов). Такой вариант не очень трудоёмко отмакетировать. Если найду время, то нарисую схему.

_________________
***
barsik
barsik
Мастер+

Сообщения : 458
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : С-Петербург

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty Re: Разработка "Радио - РК2019М".

Сообщение  alemorf в Ср Янв 16 2019, 21:24

147
Т.к фонтов 16 или даже 32 (если ставить 27С512), то с учётом того, что число даже лишь потенциально могущих и желающих программировать игры для РК86 предельно мало, то какой смысл делать загружаемые фонты?

Можно делать знакогенераторы для существующих игр.
Вероятность найти таких людей граздо выше.
И существующие игры будут выглядеть красивее, по новому.

Например, шахматы можно сделать шахматами. А болдердаш, болдердашем.

А если даже не хватит 2048 символов, то можно поставить 27С512 и нарисовать себе 4096 символов.
А главное, для фонта удобнее использовать не ПЗУ, а энергонезависимое ОЗУ.

Перед запуском новой игры перепрошить знакогенератор?

И если загрузка фонта настолько ценна для программиста, отчего Вы не применили её в своём
текстовом адаптере из соседней темы?

Потому что в Микро-80 не было загружаемого шрифта. Я не добавляю новых возможностей.

Что толку в загрузке фонта? Для игры это бесполезно.

Для каждой игры нужны свои каринки. Сразу для всех возможных игры не предусмотришь символов.
Перепрошивать знакогенератор никто не будет.

Непонятно почему намёк, что можно обойтись одним КП11, - наверно, предполагается какая-то победительная идея. А в традиционном варианте надо переключать 11 адресов, значит надо три КП11.

Можно запрограммировать ВГ75 и ВТ57 так, что на её выходах будут известные значения.
Значит на адресных входах ЗУ знакогенератора будут известные занчения.
Значит адреса коммутировать не нужно.

Самый простой способ сделать это, это запрграммировать DMA контроллер на вывод одного байта.
Записать в память один байт. И получить на выходе ВГ75 определенный код символа.
Следовательно 7 бит адреса уже известно.

А с адресом строки немного замороченнее. Либо завести два бита номера текущей строки на параллельный порт (ВВ55) и
синхронизировать процессор с выводом строк. Либо мультиплексором КП11 оставшиеся 4 бита переключать.

alemorf
Мастер

Сообщения : 214
Дата регистрации : 2018-12-17

Посмотреть профиль http://alemorf.ru/

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty Re: Разработка "Радио - РК2019М".

Сообщение  barsik в Ср Янв 16 2019, 22:16

148
alemorf пишет:
barsik пишет:какой смысл делать загружаемые фонты?
Можно делать знакогенераторы для существующих игр... И существующие игры будут выглядеть красивее, по новому.
Знакогенератор сделать можно, только от замены одного стилизованного человечка на другого и буквы изображающей врага на крошечную пиктограммку ничего не изменится. Уродство останется.

Не меняя кода программы, ничего кардинально не изменится. Все видели (ещё в 2012), что у AlexLG в игре "Клад" (похоже единственной в которую встроили перезагрузку фонта) стены и пол лабиринта стали более похожи на кирпичи, а всё остальное не изменилось.

А вот, даже если оставить фигурки односимвольными, но переписать код так, чтобы повремённо выводились фазы движения фигурок, то фигурки оживут, будут двигать ножками/ручками, плавно перемещаться, отчего визуально выигрыш будет существенным. Это называется мультипликация (она изобретена ещё в 20-тых годах XX века, когда изобрели мультфильмы).

А сейчас в оригинальных текстовых играх фигурки (точнее буковки) дёргаются, двигаются рывками. И это ничуть не изменится, если буквы заменить на крошечные пиктограммы.
Например, шахматы можно сделать шахматами. А болдердаш, болдердашем.
Ну конечно (сарказм). На самом деле практически ничего не изменится. Только написав совершенно новую игру, причём в цветной графике, получится что-то похожее на желаемое.
Перед запуском каждой новой игры перепрошивать знакогенератор?
Нет, для всех игр спрайты и тайлы давно прошиты. В полторы тысячи символов можно без труда уместить все граф.символы, которые понадобятся программистам для новых игр. Если эти символы нарисует художник мультипликатор, то программист и не не сможет нарисовать ничего лучше, даже если захочет.
Сразу для всех возможных игры не предусмотришь символов. Перепрошивать знакогенератор никто не будет.
Что-то, естественно, заранее не предусмотришь. Потому и надо чтобы добавление нового фонта не отнимало много времени, что и достигается применением электрического ПЗУ. Подумайте, как часто будет появляться новая игра. Хорошо, если раз в месяц, но ведь скорее получится раз в полгода. Реальность обычно оказывается хуже надежд.
Можно запрограммировать ВГ75 и ВТ57 так, что на её выходах будут известные значения. Значит на адресных входах ЗУ знакогенератора будут известные значения.
Но эти известные значения длятся недолго (вывод знакоместа длится 750 НСЕК). Можно заполнить весь экран одним кодом. Но и тогда на выходе ВГ75 этот код не будет постоянно, он пропадёт на время гашения при HRTC. И кто сформирует краковременный сигнал /WR на 6264 именно тогда, когда на выходе ВГ75 код нужного символа (A4...A10), причём в нужной линии (A0...A3)?

Реализация этой идеи, даже если это окажется возможным, сожрёт явно больше чем 3 корпуса, затрату которых она предназначена заменить. А программирование окажется очень сложным.

Есть мультиплексор, кажется КП14, который защёлкивает данные. Он может заменить регистр и мультилексор. Заносим процессором адрес по ОЗУ фонта в КП14, программно переключаем селектор у КП14 и делаем запись байта записывая желаемый код в какой-то порт (запись в который формирует сигнал /WR 6264, т.е используется только строб). Это лучше, чем использовать ППА.

_________________
***
barsik
barsik
Мастер+

Сообщения : 458
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : С-Петербург

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty .

Сообщение  barsik в Сб Янв 19 2019, 18:12

149
Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Detali.1547910708



Вот графика для PAINT-а или другого неспециализированного граф.редактора. Картинко-хранилище не приняло у меня картинку в формате монохромного BMP. Вроде бы JPG даёт меньше всего потери качества, хотя для монохромных схем PNG даёт в десяток раз меньший объём кода (для фотографий часто бывает и наоборот). Посмотрел с увеличением, потери качества небольшие. Если надо именно с качеством BMP, то шлите мне в личку свой E-mail.

Иногда пользователю, который не имеет конструкторского пакета для черчения принципиальных схем (и изучать осваивать его долго) надо показать на форуме (или распечатать на принтере) какую-то простенькую схему содержащую с десяток корпусов или менее. Тогда имея графические примитивы PAINT выручит. Имея элементы нарисовать небольшую схемку можно очень быстро.

Выгодно, что в отличие от иностранных схемочертилок, схема получится понятной для советского человека, привыкшего к нормальным, понятным начертания элементов, а не к бессмысленным, не несущим никакой информации о микросхемах, непонятным квадратикам в американских схемах.

Постепенно, я элементы дополняю, так что со временем заменю эту картинку на другую. Но вообще-то PAINT неудобен для очень больших схем, типа полного компьютера на мелкой логике, например, для рисования схемы 'BBC micro', в котором 102 микросхемы. Потому-что в PAINT-е нет режима уменьшения схемы и если используешь не дисплей на всю стену с разрешением 20.000 на 15.000 пикселей, то неудобно передвигать большие куски схемы (т.к их не отметить резиновым прямоугольником). Тогда лучше поставить самое большое разрешение экрана, что есть в Вашей видео карте, отчего можно будет отметить (для сдвига или записи в файл) бОльший фрагмент схемы.

_________________
***
barsik
barsik
Мастер+

Сообщения : 458
Дата регистрации : 2016-11-10
Откуда : С-Петербург

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty Re: Разработка "Радио - РК2019М".

Сообщение  Viktor2312 в Вс Янв 20 2019, 23:49

150
Если надо именно с качеством BMP, то шлите мне в личку свой E-mail.

Лично мне ничего не нужно, пользуюсь sPlan 7.0 и там такое делается очень быстро и не напряжно. А главное легко потом редактируется и модифицируется, при том, что sPlan в освоении такой же как Paint-XP (это ваш паинт, но в Windows 7 и далее и его умудрились изуродовать) поэтому устанавливается как отдельная программа Paint.

Иногда пользователю, который не имеет конструкторского пакета для черчения принципиальных схем (и изучать осваивать его долго) надо показать на форуме (или распечатать на принтере) какую-то простенькую схему содержащую с десяток корпусов или менее. Тогда имея графические примитивы PAINT выручит. Имея элементы нарисовать небольшую схемку можно очень быстро.

И от этого я ушёл, а было именно так, остальное написано выше, освоение sPlan 7.0 заняло 1 час времени, а к концу дня я понял, чертить в Painte схемы я больше никогда не буду, долго, муторно и не практично.

Выгодно, что в отличие от иностранных схемочертилок, схема получится понятной для советского человека, привыкшего к нормальным, понятным начертания элементов, а не к бессмысленным, не несущим никакой информации о микросхемах, непонятным квадратикам в американских схемах.

В правильном направлении мыслите, но опять же это всё делается просто и легко в sPlan 7.0.

Постепенно, я элементы дополняю, так что со временем заменю эту картинку на другую. Но вообще-то PAINT неудобен для очень больших схем, типа полного компьютера на мелкой логике, например, для рисования схемы 'BBC micro', в котором 102 микросхемы. Потому-что в PAINT-е нет режима уменьшения схемы и если используешь не дисплей на всю стену с разрешением 20.000 на 15.000 пикселей, то неудобно передвигать большие куски схемы (т.к их не отметить резиновым прямоугольником). Тогда лучше поставить самое большое разрешение экрана, что есть в Вашей видео карте, отчего можно будет отметить (для сдвига или записи в файл) бОльший фрагмент схемы.

Забавно читать, прямо мои проблемы до sPlan 7.0, но теперь их нет...
Viktor2312
Viktor2312
Гуру+

Сообщения : 11568
Дата регистрации : 2012-08-10
Возраст : 40
Откуда : Пятигорск

Посмотреть профиль

Вернуться к началу Перейти вниз

Разработка "Радио - РК2019М". - Страница 6 Empty Re: Разработка "Радио - РК2019М".

Сообщение  Спонсируемый контент

151

Спонсируемый контент


Вернуться к началу Перейти вниз

Страница 6 из 8 Предыдущий  1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8  Следующий

Вернуться к началу


 
Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения